Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Ф.98 №196. Сборник житий и слов («Торжественник малый») минейного типа, на сентябрь – ноябрь

  • Рубрика: Собрание рукописных книг Е.Е. Егорова (XIV–XIX вв.)
  • Дата: 1634 г.
  • Кол-во листов: 699 л.
  • Примечания: Датировка. 1634 г. Вод. зн.: 1) Лилия в гербовом щите под короной, два вида (первый вид: с подвеской из литер «IB», см. л. 4 – в справочниках не выявлен; второй вид: с подвеской из литер «IР», см. л. 298, 446 – близкий: Гераклитов, № 189 – 1646 г.); 2) Кувшин одноручный с полумесяцем над короной и на горлышке и с лилией на ножке (см. л. 611 – типа: Гераклитов, № 739 – 1636–1638 гг.); 3) Ворота с виноградом (см. л. 636 – подобный: Дианова, Костюхина, № 1184, 1197 – 1645 г.); 4) Гербовый щит с перевязью и львами на полях, снизу плохо различимые литеры (см. л. 664, 680, 685, 687 – типа: Гераклитов, № 324 – 1635 г.). Перв. четв. XIХ в. (л. I–III, 692–694). Вод. зн.: Страсбургская лилия с литерами «УФ» и «ЛП» по сторонам и белой датой «1816 г.» (типа: Участкина, № 195 – 1802 г., № 196 – 1809 г.).
    Блок. 699 л. (I–III + 694 л. + л. 4а, 298а); л. I–III, 692–694 – защитные. 1º (31,5 × 20).
    Письмо. Полуустав одного почерка.
    Переплет. Перв. четв. XIX в. Доски в тисненой коже, с двумя застежками. Обрез тонирован синей краской.
    Художественное оформление. На л. 5, 447 заставки «старопечатного» чернофонного орнамента, подражание гравюре; перо, чернила. Инициалы киноварные, украшенные стилизованной растительностью. Вязь в заголовке (л. 5, 447).
    Содержание. Сборник житий и слов минейного типа, на сентябрь – ноябрь месяцы, загл.: «Соборник, в неиже сказание слова на Господьския праздники и жития преподобных и богоносных отец, и чюдеса их, и мучения святых мученик, и чюдесем сказание». Состав: «Житие и жизнь преподобнаго и богоноснаго отца нашего Симеона Столпника», нач.: «Странна и дивна быша во дни наша: изволися мне, умиленному Антонию, полезна бо и умиленна таина...» (1 сентября, л. 1–16); «Слово о убиении святаго и славнаго пророка Захарии, отца Предтечева», нач.: «В лето четверодесятое Ироду царствующу, взыскание сотвори избити младенцы во Иерусалиме...» (5 сентября, л. 16–18); «Чюдо архистратига Михаила, бывшаго в Хонех», нач.: «Начало даров и исцелению и благодатию данных нам Богом благодати дерзновением архистратига Михаила...» (6 сентября, л. 18–26); «Житие иже во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Великаго Нова града и Пскова», нач.: «Внимати же подобает нам, братие, и учитися закону Господню...» (7 сентября, л. 26–32 об.); «В тои же день слово о том же великом святителе Иоанне, архиепископе Великаго Нова града, како был во единои нощи из Нова града во иерусалиме граде, и паки возвратися в Великии Нов град тое же нощи», нач.: «Понеже несть се достоино молчанию предати, еже Бог сотвори святителем своим Иоанном...» – сочинение Пахомия Логофета (л. 32 об. – 48); Слово на Рождество Богородицы преп. Иоанна Дамаскина, нач.: «Приидете, вси языцы, всяк род человечь и язык, и возраст всяк...» (8 сентября, л. 48–59 об.); «Слово о святую праведнику Иоакиму и Анны. Творение Захариа пророка», нач.: «Якоже пишет пророк Давид: благо мне, яко смирил мя еси...» (9 сентября, л. 59 об. – 65); «Житие и жизнь блаженныя Феодоры», нач.: «Во дни Зинона царя и Григория епарха суща во Александрии жена етера именем Феодора...» (11 сентября, л. 65–76 об.); «Евфимия, патриарха Тернуфьскаго, повесть о обновлении храма Христа Бога нашего Воскресения», нач.: «Сицевым убо образом праздник сии уставися. Коньстантин Великии, сын Еленин и Коньсты, по сиянии света Крестнаго...» (13 сентября) – Слово похвальное о свв. равноапп. Константине и Елене свт. Евфимия Тырновского (л. 76 об. – 81 об.); «Слово на Воздвижение Честнаго Креста царя Константина и матери его Елены», нач.: «В лето седмое царствующа Константина Великаго царя, студенаго месяца, собрася множество чади ратных на реку, яже зовут Дунаи...» (14 сентября, л. 82–86 об.); «Иже во святых отца нашего Аркадия, архиепископа Кипрьскаго. Слово похвалное на пречестную память святаго великомученика Христова Никиты», нач.: «Созывает паки нас, о христолюбцы, христолюбив бо сыи благочестия победоносныи великии мученик Никита...» (15 сентября, л. 86 об. – 92); «Преставление благовернаго и христолюбиваго великаго князя Феодора Смоленьскаго и Ярославьскаго, и сынов его князя Давида и Константина. Составлено же бысть сие и чюдеса ермонахом иноком Антонием того же монастыря Святаго Спаса Боголепнаго Его Преображения, по благословению господина пресвященнаго митрополита Филиппа, волею же боголюбиваго и вседеръжавнаго государя великаго князя Иоанна Васильевича всея Русии, при благородном и благочестивем его сыну Иоанне Ивановиче», нач.: «Елма убо божественым мужем хотящим повести написати и венца от них похвалныя плести...» (19 сентября, л. 92–107 об.); «Писание жития и муки святаго Евстафия и жены его Феопестии и чад его Агапия и Феописта», нач.: «Во дни царьства Траияна, идольстеи жертве одержащи, бе етер стратилат, именем Плакида...» (20 сентября, л. 107 об. – 121); «В тои же день страдания святаго новоявленнаго мученика великаго князя Михаила Черниговъскаго и боярина его Феодора», нач.: «Что реку или что возглаголю первое мужество и доблести...» (л. 121–130 об.); «Слово на Зачатие Иоанна Предтечи. Се же и на Рождество его чтется», нач.: «Понеже убо преблагии Бог и человеколюбец не презре рода человеча...» (23 сентября) – Слово свт. Климента Охридского (л. 130 об. – 135 об.); «Житие преподобнаго и богоноснаго отца нашего игумена Сергия чюдотворца. Списано бысть от премудреишаго Епифания», нач.: «Слава Богу о всем и всяческих ради, о нихже всегда прославляется...» (25 сентября) – Сочинение преп. Епифания Премудрого (л. 135 об. – 289); «Иже во святых отца нашего Иоанна Златоустаго. Слово похвалное святому апостолу и еуангелисту Иоанну Богослову, сие же чтется и маия в 8 день», нач.: «Иоанн во Ефесе Асиистем, Иоаннъ Асииская похвала, паче же вселеннеи столп...» (26 сентября, л. 289–298 об.); «Слово похвалное на Покров Пресвятеи Богородицы и Приснодевы Марии», нач.: «Сладчаиши убо во временех весна и во звездах солнце...» (1 октября) – Слово Пахомия Логофета (л. 299–311); «Житие и исповедание святаго священномучениув Кипреяна», нач.: «Не блазнитеся, но на моя слезы возрите, елико бо и о бесех деиствуют...» (2 октября, л. 311–323); «Вкратце о житии и о пребывании иже во святых отец наших Гурия, перваго архиепископа Казаньскаго, и священноепископа Варсонофия Тверьскаго, перваго архимарита во граде Казани, иже обитель Спасову Боголепнаго Преображения состави, и о обретении честных и чюдотворных мощеи их, и мала часть от чюдес их. Повелением благочестиваго и христолюбиваго государя царя и великаго князя Феодора Ивановича всея Русии самодержъца. И благословением святеишаго господина Иова, патриарха Московскаго и всея Русии. Списано Ермогеном, митрополитом Казанским», нач.: «Повесть полезна, яко близ очима зрится, но недоумение и скудость разума, яко птицу по воздуху парящу...» (4 октября ) – Сочинение сщмч. Гермогена, патриарха Московского (л. 323 об. – 360); «Житие преподобнаго отца Андроника», нач.: «Поведа нам отец Даниил: бысть, рече, некии муж, именем Андроник...» (9 октября, л. 360–366); «Житие святаго апостола и еуангелиста Луки», нач.: «Святии божии апостоли и евангелисты и мученицы проповедавше Господа нашего Исуса Христа, того же яко царя душам и животу нарекшее...» (18 октября, л. 366–368 об.); «Мучение святых седми отрок, иже во Ефесе», нач.: «Когда воцарися Декии царь, и прииде во Ефес от Карфагенска града, тогда собрася вся страны того места требы сотворити суетным богом...» (22 октября, л. 368 об. – 385 об.); «Житие и мучение святаго апостола Иякова, брата Господня во плоти», нач.: «Ленитися убо достояше поступати выше силных и страх предлагати отча утвержения...» (23 октября, л. 385 об. – 392); «Мучение святаго славнаго мученика Арефы и иже с ним», нач.: «В лета Устина, царя христолюбиваго, царствующу ему Римскою землею и греческою...» (24 октября, л. 392–402); «Мучение святаго великаго и славнаго мученика Димитрия, иже в Селуне», нач.: «Максимияну Еркулесу покорившу готфы...» (26 октября, л. 402–409); «Мучение святыя мученицы Парасковгии, нареченныя Пятницы, иже во Икониистем граде», нач.: «Царьствующу Диоклитияну нечестивому законопреступнику, владеющу Антинею игемону, и мучители положиста гонение на християны...» (28 октября, л. 409– 417 об.); «Преставление преподобнаго отца нашего Аврамия, Богоявленьскаго архимарита, Ростовскаго чюдотворца», нач.: «Преподобныи отец наш Аврамии бе родителю благочестиву сын...» (29 октября, л. 418–425); «В тои же день. Повесть преподобнаго отца нашего Ефрема Сирина о святем и блаженнем Аврамии Затворинце», нач.: «Братие моя, хощу вам житие доброе поведати мужа дивна и свершена, иже начен добро дело...» (л. 425–446); «Житие святых чюдотворец и безсребреник Козмы и Дамьяна», нач.: «Царствующу Господу нашему Исусу Христу, и всяка лесть разорися, и демонская служба упразднися...» (1 ноября, л. 447–451); «Чюдо, бывшее святым великомучеником Георгием о змии преже мучения его», нач.: «Како изреку страшную сию и преславную таину? Что возглаголю или како начну поведати...» (3 ноября, л. 451–457); «Житие и подвизи преподобнаго и богоноснаго отца нашего Варлама, иугумена иже на Хутыне пречестен монастырь составльшаго Святаго и Боголепнаго Преображения Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа, и в нем общее житие составльшаго. Сотворено Пахомием Сербиным, (с)тараиермонахом Святыя горы», нач.: «Понеже убо онем преже преже бывшим великим и божественым мужем, иже в посте и подвизе просиявшим...» (6 ноября) – Сочинение Пахомия Логофета (л. 457 об. – 491 об.); «Слово похвалное бесплотным Михаилу и Гавриилу, сотворено Климентом епископом», нач.: «Наста, празднолюбцы, пресветлое торжество бесплотных сил, превосходя всяко слово и разум...» (8 ноября) – Сочинение свт. Климента Охридского (л. 491 об. – 497); «В тои же день чюдо архистратига Михаила, бывшее во Святеи горе», нач.: «Елма убо извыче божественая благодать мужи достоверными похвалятися, яко последи повесть уяснити...» (л. 497–503 об.); «Страсть святаго и славнаго великаго мученика Христова Мины», нач.: «Во второе лето Диоклитияна царя и в первое Гаия Валерия Максимияна, по убиении Нумериянове, царствовавшего прежде ею...», с 14 чудесами (11 ноября, л. 503 об. – 531 об.); «Житие иже во святых отца нашего Иоанна Милостиваго, архиепископа Александриискаго», нач.: «Поведа нам отец Софроние: со отцем Иоанном идохом, рече, некогда во град Александрию...» (12 ноября, л. 531 об. – 543 об.); «Слово святаго Феодора, епископа Трихитскаго, о житии и о скорбех Иоанна Златоустаго, патриарха Константина града», нач.: «Возлюблении, не ложь есть Бог пророком глаголя: “Многи скор(би) праведным” и паки: “Сматряет грешныи праведнаго”...» (13 ноября) – Сочинение Феодора, епископа «Трихитскаго» (л. 543 об. – 553); «Чюдо о отроковицы, сотворшееся святыми исповедники Гурием и Самоном и Авивом», нач.: «Ныне время доброугодно со съвятим Давидом пророком поюще речи...» (15 ноября, л. 553–567 об.); «Житие и подвизи преподобнаго отца нашего игумена Никона, ученика блаженнаго Сергия чудотворца», нач.: «Кто убо исповедати возможет многая и великая Божия дарования, яже дарует содержащим добродетель...» (17 ноября) – Сочинение Пахомия Логофета (л. 568–586); «Иже во святых отца нашего Тарасия, архиепископа Константина града. Слово о Пресвятеи Владычицы нашеи Богородицы. Егда приведена бысть в церковь Господню трею лет», нач.: «Светлое и преславное настоящее торжество и любопраздньственых любовь к пению воздвиже. Приснодевы во церковь вхождение...» (21 ноября, л. 586–599); «Житие святаго Амфилохия, епископа Икониискаго», нач.: «Бяше некто черноризец именем Амфилохии, тои праведен и благоверен беяше...» (23 ноября, л. 599–605); «В тои же день слово похвалное благоверному великому князю Александру, новому чюдотворцу, иже Невскии именуется, в немже о чюдесех его споведася», нач.: «Преблагии человеколюбивыи Господь изрядно свою благостыню на согрешающих показует...» (л. 605–619 об.); «Мучение святыя мученицы Екатерины», нач.: «Лета тридесяте и пятаго царствующаго нечестиваго царя Максентия, бе много волхвование кумиром...» (л. 619 об. – 634 об.); «Днесь с[вята]го священномученика Климента, папы Римскаго», нач.: «Премудрыи Климент от беды [люд]ския избыв и ко апостолу Петру приступль, и от того научився вере Христове истиннеи...» (25 ноября (отсутствует в ВМЧ), л. 634 об. – 651 об.); «В тои же день. Мучение святаго священномученика Петра, патриарха Александриискаго», нач.: «Царствующу нечестивому и беззаконному царю Диоклитияну, в славнем граде Никомедиистем бяше беда многа и мятеж...» (л. 651 об. – 662 об.); «Слово о Знамении Пресвятыя Богородица, иже в Великом Нове граде», нач.: «В лето 6677-е сотворися знамение велико и преславно от иконы Пресвятыя Богородица в Нове граде...» (27 ноября, л. 662 об. – 665 об.); «В тои же день. Мучение святаго мученика Иякова Перьскаго», нач.: «Бе некто человек именем Ияков, живяше во граде Вилападе...» (л. 665 об. – 675 об.); «Деяния и мучение святаго и всехвалнаго апостола Андрея Первозваннаго», нач.: «Во время оно вси апостоли, собрани вкупе, разделяхуся на вся сътраны...» (30 ноября, л. 675 об. – 690).
    Записи и владельческие пометы. На л. 691 писцовое послесловие: «Лета 7142 [1634] году августа в 29 день написана бысть сия книга, глаголемая Соборник, три месяцы: сентябрь, октябрь, ноябрь, в неиже жития святых отец и мучения святых мученик и на Владычны праздники чтения, по повелению раба божия имянем Иякова, а пореклому Третьяка Самсонова сына, вологжанина с Рощения улицы, с Посаду. А писал на Колмогорах у Спаса на Городке многогрешныи раб Андреи Безсонов. И аще что погреших в писме сем, и вы Господа ради исправляите, понеже трудися человек грешен, и бренны персты деиствоваху»; ниже – начало вкладной записи (скоропись): «Лета 7144 [1637] году декабря 22 день сию книгу положил есми в Дом...» (продолжение утрачено). На л. 446 об. еще одна писцовая запись: «А писана сия книга, устаивали очеса, многогрешный раб Андреи Безсонов» (скоропись). На л. I надпись XIX в.: «Торжественик малой» (карандаш). На обороте нижней крышки переплета номер книги по каталогу Е.Е. Егорова: «№=1006».
    Сохранность. На листах пятна от капель воска, отдельные – загрязнены. На л. 477–497 чернила растеклись, затруднняя чтение текста. У л. 662 утрачен нижний внешний угол (с текстом), доставлен тряпичной бумагой. Тряпичной бумагой подклеены также поля л. 688–690 и оборот л. 691.
    Дополнительные сведения. Деревянный Преображенский собор в Холмогорах находился на Городке, где в XV–XVI вв. располагались дворы двинских посадников, а затем московских воевод. Заказчик рукописи Иаков был родом из г. Вологды и проживал на ул. Рощенье (современный Советский проспект), в XVII в. застроенной дворами посадских людей. Топоним «в Рощенье» сохранился в названиях церквей: Церковь Усекновения главы святого Иоанна Предтечи в Рощенье и Церковь преподобного Кирилла Белозерского в Рощенье.