Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Ф.98 №195. Минея четья на март – август

  • Рубрика: Собрание рукописных книг Е.Е. Егорова (XIV–XIX вв.)
  • Дата: 30–40-е гг. XVII в.
  • Кол-во листов: 400 л.
  • Примечания: Блок. 400 л. (I + 399 л.); л. I, 399 – защитные, XIX в. 1º (32,4 × 20,6).
    Письмо. Полуустав нескольких почерков.
    Переплет. Современен рукописи, правлен. Доски в тисненой коже, с двумя застежками с фигурными замками. На нижней крышке четыре больших литых наугольника из желтого металла, украшенные трилистниками, круглыми жуковинами и ажурным орнаментом по контуру. Корешок и края крышек из новой тисненой кожи; старая кожа повреждена жучком, на верхней крышке покороблена.
    Художественные особенности. На л. 3 большая заставка и инициал «старопечатного» чернофонного орнамента (перо, чернила, на заставке тонировка голубой и розовой красками). Инициалы киноварью и чернилами, украшенные стилизованной растительностью. Вязь в заголовке.
    Содержание. Минея четья на март – август месяцы (памяти славянских святых и праздников отсутствуют), загл.: «Книга сия святая и душеполезная, глаголемая Соборник»: Оглавление, 38 гл. («Сказание главам в книзе сей. Главы же писаны по верхним углам, против правые руки, и паки те же главы писаны против всякаго жития. Месяцы же писаны на верхних же углах против левые руки. И тако в книзе сей находите жития святых) (л. 1–2 об.); «Житие и подвизи перподобномученицы Евдокеи», нач.: «Во времена Трояна царя бысть отроковица имянем Евдокия...» (1 марта, л. 3–18); «В тои же день мучение блаженныя Евдокеи», нач.: «Внегда еллинским требам неправедныя законы держаше...» (л. 18–23); «Мучение святых Евтропия, Клеонника и Василиска», нач.: «Блаженный Феодор, совершив своего мучения, молитву створив о святеи дружине...» (3 марта, л. 23–32 об.); «Мучение святых мученик Павла и Ульянии, сестры его, и инех трех мученик, во Иколемаде Финикейсте мученых», нач.: «Аврилиян царь заповедь положи на християны вселеннеи жрети кумиром...» (4 марта, л. 32 об. – 44 об.); «Чюдотворение святаго отца Конона, иже в Ликаонии Исаврии мучен бысть», нач.: «Во временех святых апостол, внегда слову Божества и Воплощению смотрения человеком проповедашеся...» (5 марта, л. 44 об. – 58 об.); «Житие Григория, папы святыя Божия церкви», нач.: «Блаженныи Григорий бысть первопрестолник Римъския святыя Божия церкви...» (8 марта, л. 59–61); «Слово о пострадании за Христа Бога святых и всехвалных 40 великомученик Севастийских, списано святым Петром, того же града епископа», нач.: «Во дни Ликиния царя бе гонение на християны велико...» (9 марта, л. 61– 68 об.); «Мучение святаго Конъдрата и дружины его», нач.: «От многих различных градов восхищени бывше християне во времена Декия и Ульяна...» (10 марта, л. 68 об. – 79 об.); «Мучение святаго Александра презвитера, мучена в Сиде граде», нач.: «При царе Аврилиане, обладающу Памфилию Антонину в Сиде граде, взыскаемом християном на жрение бесом...» (15 марта, л. 79 об. – 87 об.); «Житие преподобнаго отца нашего Павла Препростаго», нач.: «Поведаша святыи божии Еракс и Кронии и друзии мнози от братия...» (19 марта (л. 87 об. – 91 об.); «В той же день мучение святых мученик Хрисанфа и Дарии, мучени бывше в Риме», нач.: «Муж некто именем Полемии, болярин от града Александръска честен, и пловыи в Римъскии град...» (л. 91 об. – 103); «Мучение святыя великомученицы Фотинии самаряныни и иже с нею», нач.: «Во дни Нерона, царя Римьскаго, гонение велие воздвижеся на християны...» (20 марта, л. 103–108 об.); «Страсть святаго священномученика Артемона», нач.: «В лето 24-е царя Диоклитияна мятеж бысть велии и взыскание духов и кумир от него...» (24 марта, л. 108 об. – 116); «Житие преподобныя матери нашея Афонасий, и отчасти чюдес исповедание», нач.: «Еже причащатися святых памяти апостольска есть заповедь...» (12 апреля, л. 116–126 об.); «Сказание о Малсе мнисе и житие преподобнаго Иоанна, иже на Студеньце», нач.: «Бе жена некая христолюбива, егда доброчтиво слово проповедашеся, именем Иулия...» (13 апреля, л. 126 об. – 140); «Страсть святаго великомученика Феодора, иже в Пергии Памфилиисцей», нач.: «Во царство Антониново обладающу Феодору Пергиею Памфилиискою, со тщанием многим творяху собрание и беседы...» (21 апреля, л. 140–143); «Мучение святаго и славнаго великомученика Георгия», нач.: «Диоклитиян, римскии самодержец, недостойне хоругви восприим и первыи сыи от иже с ним римьское восприимшим начальство...» (23 апреля, л. 143–156 об.); «Иже во святых отца нашего Доната епископа», нач.: «Во дни Феодосия великаго царя сеи иже во святых отец наш Донат епископ бяше во граде, нарицаемом Еврия...» (30 апреля, л. 156 об. – 157 об.); «Житие и жизнь преподобнаго отца нашего Марка Афиньскаго, жившаго в горе Трамьстей, сущии обонъ пол Ефиопия прямо языку хетейску», нач.: «Поведаше авва Серапион: сущу ми во внутренеи пустыни Египта...» (1 мая, л. 157 об. – 164); «Мучение святых мученик Тимофея и Мавры», нач.: «Во время гонения искаху християн, и приведен бысть ко ариану человек именем Тимофей...» (3 мая, л. 164– 170 об.); «Мучение святыя и славныя и преподобномученицы Иринии», нач.: «Во она время бе царь, именем Ликиний, во граде Мегидъсте...» (5 мая, л. 171–187 об.); «Житие и пощение преподобнаго отца нашего Арсения», нач.: «Во днех, в нихже Бог благий возвел есть Феодосия великаго царя и уверил ему престол...» (8 мая, л. 187 об. – 191); «От жития того же преподобнаго отца нашего Арсения», нач.: «Сей убо преподобный отец наш Арсении пребысть в полате четыредесят лет...» (л. 191– 199 об.); «Мучение святаго мученика Христофора», нач.: «Лето второе на десяте царствующу Декию, бе велико возвещение кумирослужителем и гнев неукротим на християны...» (9 мая, л. 199 об. – 207 об.); «Житие преподобнаго отца нашего Висариона постника», нач.: «Висарион, иже во святых отец наш, родися по плоти во Египте...» (6 июня, л. 207 об. – 212); «Страсть и мучение святаго преславнаго мученика Еразма, мучену ему во граде Фирмиас...», нач.: «Во Антиохийстем граде бысть смущение християном от Диоклитияна царя, иже пожрет богом...» (10 июня, л. 212 – 217 об.); «Житие и жизнь преподобнаго отца нашего Ануфрия пустынника, написано от Пафнутия мниха, отшелника», нач.: «Во един от днии потщание сотворихом во внутренюю ити пустыню...» (12 июня, л. 218– 229 об.); «Мучение блаженных мученик Вита и Модеста и Крестанцыя», нач.: «Во время Диоклитияна и Антония, зловерныма царема, на земли Ликиянъстеи многи силы сотвори блаженный Вит во отрочии своем...» (15 июня, л. 229 об. – 235 об.); «Преподобнаго отца нашего Николы мниха, иже от воин бывшаго», нач.: «Иже во святых отец наш Николае воин, егда Никифору царю идущу воевати на болгары...» (22 июня, л. 236–237); «Святыя мученицы Миропии», нач.: «Сия святая Миропий бяше во Ефестем граде, отцу ея умершу...» (23 июня, л. 237–238); «В той же день память святыя мученицы Агнии», нач.: «Мучиница Агния бяше от града Римъскаго, рода светла сущи, богато житие имущи...» (л. 238–239); «Житие и страдание святыя и многострадалныя преподобномученицы Февронии», нач.: «Бысть во дни Диоклитияна царя Анфиму епарху болезнию телесною слежати...» (25 июня, л. 239 об. – 255); «Мучение святаго великомученика Прокопия и иже с ним», нач.: «Во времена царьствующу Диоклитияну томителю, о бешении кумир бесяся и губя Христовы церкви...» (8 июля, л. 255 об. – 271); «Мучение святаго мученика Антиоха», нач.: «Анъдреяну воеводе сущу губителю и люту без милости...» (16 июля, л. 271 об. – 275 об.); «Мучение святыя Марины», нач.: «Воскресению Господню бывшу Исуса Христа, избавителя нашего, и преславному взятию бывшу на небо...» (17 июля, л. 275 об. – 287 об.); «Похвала и житие пророка Илии», нач.: «Ныне светозарное солньце небеснаго круга возшествием огненых конь светлостию просвещаются паче...» (20 июля, л. 287 об. – 290 об.); «Мучение святыя Христины», нач.: «В Тире пред четырми на десяте каланды авъгуста, при Урване воеводе и инех князех, бяше некая святая от старейшин...», с двумя молитвами Христины (24 июля, л. 291–301 об.); «Житие святыя Е(в)праксия», нач.: «Во дни благочестиваго царя Феодосия беяше некто муж во царьствующем граде, Антигон именем...» (25 июля, л. 301 об. – 322); «Мучение святаго Пантелеимона и дружины его», нач.: «Царьствующу нечестиву и законопреступнику Максимияну, многим живот свой презрящим веры ради Божия...» (27 июля, л. 322–334); «Слово святаго Лукияна, презвитера святыя церкви Иерусалимъския, о принесении мощей святаго и всехвалнаго апостола и первомученика и архидьякона Стефана, из Иерусалима принесено в славный Царь град», нач.: «Бысть по убиении святаго всехвалнаго апостола и первомученика и архидиякона Стефана гонение велико на церквах сущих во Иерусалиме...» (2 августа, л. 334–351); «Житие преподобнаго отца нашего Паисея Великаго, списано преподобным отцем нашим Иоанном Коловым», нач.: «Якоже красная мира сего и еже суща и тленна и преходимая ведят любящих тя привлачити к желанию сим...» (10 августа, л. 351–389); «Житие и страдание святых мученик Флора и Лавра», нач.: «Добре учит ны апостол Павел, глаголя беспрестани молитву деяти...» (18 августа, л. 389 об. – 398).
    Записи и владельческие пометы. На нижних полях л. 3, 23, 33, 61 запродажная запись: «Лета 7155 [1646/47 г.] продал сию книгу Соборник Никольской поп Мелентей черному священнику Сергию у Успения Пресвятыя Богородицы на Ильинской горе, взял за тое книгу шесть рублев»; на л. 62–65 другая запродажная запись: «161 [1652/53 г.] продал сию книгу Соборник архимарит Сергеи Макарьевскому игумену Илариону в монастырь на Желты воды, а подписал своею рукою, а продал свою келеину книгу»; на л. 4–5 запись: «Желтоводского монастыря казенная»; все три записи выполнены разными чернилами и почерками, скорописью.
    Сохранность. На л. 307–337 чернила разрушают бумагу.
    Дополнительные сведения. Игумен Иларион управлял Желтоводским Макарьевским монастырем в 1649–1656 гг. [Строев, стб. 613]. Деревянная ц. Успения Пресвятой Богородицы на Ильинской горе в Нижнем Новгороде упоминается в грамоте царя Василия Ивановича Шуйского в 1606 г. и в Сотной грамоте 1621 г.; сейчас – каменный храм, принадлежащий Архиерейскому подворью (построен к 1672 г. на месте деревянного). Автором записи о продаже рукописи был, скорее всего, архимандрит Нижегородского Благовещенского на Бечеве монастыря Сергий (1651–1654), поскольку среди монастырей этой епархии другие архимандриты с именем Сергий в нач. 50-х гг. XVII в. неизвестны [Строев, стб. 614].
    Библиография. Сметанина С.И. Записи XVI–XVII веков на рукописях собрания Е.Е. Егорова // Археографический ежегодник за 1963 г. Москва, 1964. С. 380 (№ 100)