Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Ф.98 №191. Сборник слов и житий минейного типа

  • Рубрика: Собрание рукописных книг Е.Е. Егорова (XIV–XIX вв.)
  • Дата: Втор. четв. XVII в.
  • Кол-во листов: 802 л.
  • Примечания: Датировка.
    Втор. четв. XVII в. (не позднее 1644 г.). Вод. зн.: 1) Домик с крестом, обвитым змеей, два вида (первый вид: см. парные зн. на л. 35, 540 и на л. 44, 531 – подобные: Гераклитов, № 343 – 1636–1637 гг.; Тромонин, № 1127, 1155 – 1638 г.; второй вид: см. парные зн. на л. 79, 135 – близкие: Дианова, Костюхина, № 522, 523 – 1638 г.); 2) Кувшинчик двуручный, три вида (первый вид: с виноградом, полумесяцем и литерами «GB» на тулове, см. парные зн. на л. 227, 255 – подобный: Гераклитов, № 941 – 1633 г., № 942 – 1636–1637 гг.; Тромонин, № 1123 – 1638 г.; второй вид: с лилией над крышкой и литерами «РТ» на тулове, см. парные зн. на л. 23, 28, 315 и на л. 309 – типа: Дианова, «Кувшин», № 508, 509 – 1631–1633 гг., но в альбоме литеры «IC»; третий вид: с трилистником над крышкой и литерами «ID» (?) на тулове, см. л. 413 – подобный: Дианова, «Кувшин», № 520 – 1636–1637 гг.); 3) Маленькая лилия в гербовом щите под короной, снизу литеры («МР»?) (см. парные зн. на л. 322, 571 и на л. 567, 577 – подобные: Дианова, Костюхина, № 942 – 1634 г.); 4) Шляпа с контрамаркой «AV» (см. л. 371, 383, 386 и на л. 368, 380 – подобный: Гераклитов, № 1171 – 1636–1638 гг. ; Тромонин, № 1131 – 1638 г.); 5) Гербовый щит с тройной «перевязью», снизу литеры «BJ» (?), справа – «IC» (подобный зн. в справочниках не выявлен); 6) Кувшинчик одноручный, над короной розетка с полумесяцем, на тулове литеры «GC» (см. парные зн. на л. 467, 477 и на л. 476, 666 – подобный: Гераклитов, № 680 – 1636–1637 гг.).
    Сер. XVIII в. (л. I, 2а–д, 658а–ш). Вод. зн.: 1) Pro Patria с литерами «АГБ» (подобный: Участкина, № 193, 194 – 1756 г.); 2) Лигатура из литер «РθМ» в гербовом щите под крестом, с контрамаркой «IMI» (подобный: Участкина, № 546 – 1749 г.).
    Блок. 802 л. (I + 671 л. + л. 2а–д, 158а, 658а–ш – без текста); л. I – защитный. 1º (29,5 × 20,5). Между л. 658 и 659 утрата листов, вместо которых в сер. XVIII в. вставлены 24 чистых листа.
    Письмо. Полуустав нескольких почерков и скоропись (на л. 1–2, 665– 671 об. – одного почерка, на основной бумаге рукописи).
    Переплет. Сер. XVIII в. Доски в гладкой коже, застежки утрачены. Кожа на верхнем крае и нижнем сгибе корешка разорвана, с утратами.
    Художественные особенности. Инициалы киноварные, украшенные стилизованной растительностью.
    Содержание. Сборник слов и житий минейного типа, за исключением первого слова: Оглавление, 40 гл. (л. 1–2 об.); «В велице дни и о яице се... Иванна Дамаскина», нач.: «Небу и земли подобно по всему яице. сего день червления и цена великыя есть. толк[... о] яице применено ко всеи твари. Скорлупа...» – толкование преп. Иоанна Дамаскина о пасхальном яйце (л. 2 об.); «[Иоанна, епископа] Константина града Златоустаго Слово: Егда [вне] церкви обретеся Евтропии, отторжен, и о еже: Предста царица одесную тебе в ризах позлащенных», нач.: «Радостен убо цветник и раи...» – Слово Торжественника триодного в неделю 7-ю по Пасхе, на собор святых отцов (л. 3–26); Житие свт. Николая, Мирликийского Чудотворца, нач.: «Мудра убо некая вещь...» (6 декабря, л. 27–79); Сказание о перенесении мощей свт. Николая, Мирликийского Чудотворца, нач.: «Присно убо в памяти имети Бога добро...» (9 мая, л. 80–135 об.); Служба преп. Александру Каргопольскому, игум. Ошевенского монастыря (20 апреля, л. 136–158 об.); Житие св. прав. Филарета Милостивого, нач.: «Житие богоугодно и пребывание непорочно...» (1 декабря, л. 159–198); Житие свт. Петра, митр. Московского, нач.: «Праведници в векы живут...» (21 декабря, л. 198–221); «На Рождество Христово. Повесть Афродитиана Персянина, сказавшиася от Филиппа презвитера, сиггела бывшаго Иоанна Златоустаго, о Рождестве Христове и о звезде, и о поклонении влъхвом, иже от Персиды», нач.: «Изначала от Персиды уведеся Христос...» (25 декабря, л. 221 об. – 231); Слово свт. Иоанна Златоуста на Собор Пресвятой Богородицы, нач.: «Христу праведному солнцу днесь от Пречистыя Девы въсиявшу...» (26 декабря, л. 231–236); Слово свт. Иоанна Златоуста на Крещение Господне, нач.: «Днесь возлюблении приимем проповедника истины...» (6 января, л. 236–242 об.); Житие преп. Иоанна Кущника, нач.: «Житие богоугодно и бескверно...» (15 января, л. 242 об. – 256); св. Тимофея, пресвитера Иерусалимского, Слово на Сретение Господне о пророке Семионе «и еже: ныне отпущаеши раба раба своего, Владыко», нач.: «Се, возлюбении, ныне нам почтеннаго в Луцине благовествовании. Видим правдиваго Семиона рекуща: сеи бо первыи и последнии закону...» (2 февраля, л. 256–276); св. Тимофея, презвитера Иерусалимского, Слово на Сретение Господне о Семионе Богоприимце и Анне пророчице, нач.: «Се, возлюбении, ныне нам почтеннаго в Луцине еуангелии преподобнаго Семиона. Сеи бо последнии закону...» (3 февраля, л. 276– 279); Житие свт. Алексея, митр. Московского, нач.: «Елма убо божественным мужем хотящим повести написати...» (12 февраля, л. 279 об. – 298 об.); Сказание об Обретении главы св. пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, нач.: «Праведныи аще постигнет скончатися в покое...» (24 февраля, л. 298 об. – 308); Житие вмч. Димитрия Солунского, нач.: «При Максимияне цари бе святыи Димитрии...» (26 октября, л. 309–317 об.); «Страсть святаго и славнаго мученика Мины», нач.: «Во второе лето Диоклитияна царя и в первое Гайя...» (11 ноября, л. 317 об. – 335); свт. Тимофея, епископа Александрийского «Сказание чудесем святаго Христова мученика Мины», нач.: «Бысть по умертвии соблазника и преступника Диоклитияна царя по благоволению Божию царствовати Константину...» (11 ноября, л. 335–347 об.); «Слово святаго Иакова на Рождество Святыя Богородица», нач.: «В лето написания обоюнадесять колену Израилеву...» (8 сентября) – апокрифическое «Протоевангелие Иакова» (л. 348–386 об.); Житие преп. Симеона Столпника, нач.: «Странна и дивна бысть таина...» (1 сентября, л. 385 об. – 399 об.); Житие св. Матроны, нач.: «Яко о глаголемеи истине...», (9 ноября, л. 399 об. – 443 об.); Житие св. Евстафия, его жены и чад, нач.: «Во дни царства Трояна...» (20 сентября, л. 444–459 об.); Слово похвальное на Покров Богородицы, нач.: «Сладчаиши во временах весна...» (1 октября, л. 460–477); Пахомия Логофета Слово похвальное на Покров Богородицы, нач.: «Понеже убо род человеческии обыче праздники святых...» (1 октября, л. 477–484 об.); Пахомия Логофета Житие преп. Сергия со Сказанием о чудесах, нач.: «Приидите, честное и святое постник сословие...» (25 сентября, л. 484 об. – 541 об.); преп. Ефрема Сирина Слово на Преображение Господне, нач.: «От нивы жатва и радование...» (6 августа, л. 542– 552 об.); св. Иоанна Пресвитера Слово на Преображение Господне, нач.: «Бог человека перваго сотвори...» (6 августа, л. 552 об. – 559 об.); преп. Анастасия Синайского Слово на Преображение Господне, нач.: «Яко страшно место се...» (6 августа, л. 560–575 об.); св. ап. и ев. Иоанна Богослова Слово на Успение («о покои») Богородицы, нач.: «Святеи и Преславнеи Богоодицы Приснодеве Марии по обычаю на святеи гроб Господа...» (15 августа, л. 575 об. – 616); свт. Климента Охридского Слово похвальное на Преставление Богородицы, нач.: «Се ныне светло праздньство...» (15 августа, л. 616–620); Память перенесения Нерукотворного Образа Господня от Едессы, нач.: «Подобает нам мало побеседовати...» (16 августа, л. 620–625 об.); Слово на Усекновение главы пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, нач.: «Якоже муж етер любяи пустыню...» (29 августа, л. 625 об. – 632); Слово на Усекновение главы пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, нач.: «Паки Ирадия бесится...» (29 августа, л. 632 об. – 651); Житие свт. Феодора, еп. Едесского, «списано от Василия, епископа Амасиискаго», нач.: «Благословен Бог Отец, Господь Вседержитель...», без окончания (9 июля, л. 651–658 об.); Слово похвальное св. блгв. царевичу Дмитрию Углическому, нач.: «Благаго и человеколюбиваго Бога нашего, иже нас ради...» (л. 659–664 об.); Слово о мч. Варваре разбоинике, «како приведе его Бог на покаяние и спасеся», нач.: «Сеи Варвар разбойник бысть прежде и потом Христов мученик...» (6 мая, л. 665–666 об.); «Мучение святаго апостола и евангелиста Марка», нач.: «Во она времяна по Вознесении Господни...» (25 апреля, л. 666 об. – 668 об.); «Слово на третие обретение святаго и славного во пророцех Предтеча и Креститель Иоанна Честныя и Славныя его Главы», нач.: «Инока два от востока...» (25 мая, л. 669–671 об.).
    Записи и владельческие пометы. На нижних полях л. 4–81 вкладная запись: «[Лета] 7152 [1644 г.] февраля в 14 день на память преподоб[наго] отца нашего Авксентия дал книгу сию, глаголемую Соборник, в Дом Пречисты(я) Богородицы Честнаго и Славнаго Зачатия сын Дубинин да Иван Васильев с детми да с Мароной да с Матвеем да с Сергеем по своих душах и по своих родителех. И сию книгу прочитал, а о их здравии Бога молил, а родителих поминал. А хто своим малоумием сию книгу потаит или из Дому изнесет... даст ответ на Страшной Суд Пришествия Господня в Страшный день. А подписал Матвей Исакеев сын Дубинин. А дана сия книга того же года при архиморите Тимофее с братею» (л. 7–81). Поверх этой записи на л. 7 сделана более поздняя владельческая (?) помета: «...Сычова-Вышегородцова...» На обороте нижней крышки переплета: «Сия книга Цветник по разделе достала(сь) тульскому купцу Митрофану Иванову Захарову 1751 году июля дня (?)»; ниже номер книги по каталогу Е.Е. Егорова: «№=232», под которым видны остатки закрашенной чернилами записи.
    Сохранность. Бумага ветхая, с многочисленными утратами, в особенности – у корешка и на верхнем поле листов; сшивка блока нарушена. Л. 1, 2 сохранились фрагментарно, доставлены бумагой XVIII в.
    Дополнительные сведения. Имя архимандрита Тимофея упоминается у П.М. Строева в контексте 40-х гг. XVII столетия дважды: архимандрит Тимофей (1643–1647) Серпуховского Высоцкого монастыря и архимандрит Тимофей (1630–1650) Желтикова Успенского монастыря [Строев, стб. 200, 457]. Из этих двух вариантов подходит лишь первый: учитывая, что именно в Высоцком монастыре соборный храм посвящен Зачатию Богородицы, а также относительную близость Серпухова к Туле.
    Библиография. Сметанина С.И. Записи XVI–XVII веков на рукописях собрания Е.Е. Егорова // Археографический ежегодник за 1963 г. Москва, 1964. С. 379. (№ 95); Крутова М.С. Святитель Николай Чудотворец в древнерусской письменности. Москва, 1997. С. 9–94. (Издание текста памятей Николы Чудотворца; Компилятивное житие названо его Распространенной, или Полной редакцией Метафрастова жития); Пак Н.В.: Житийные памятники о Николае Мирликийском в русской книжности XI–XVII веков: автореферат ... канд. филол. наук. Санкт-Петербург, 2000. С. 10, 14 ; Гиппиус А.А. Русское «некнижное» житие Николая Чудотворца // Speculum Slaviae Orientalis: Московия, Юго-Западная Русь и Литва в период позднего средневековья. Москва: Новое издательство, 2005. (UCLA Slavic Studies. New Series. Vol. IV). С. 78. (Публ. текста из рукописи)