Рубрика: Собрание рукописных книг Е.Е. Егорова (XIV–XIX вв.)
Дата: Сер. XVI в.
Кол-во листов: 248 л.
Примечания:Датировка. Сер. XVI в. Вод. зн.: Якорь в круге, под звездой (см. парные зн. на л. 115, 122 – близкие: Мареш, № 804 – 1551 г.). Блок. 248 л. (I + 247 л.), л. I – защитный. 1º (29,5 × 20,5). Письмо. Полуустав. Сербский извод. Переплет. XIX в. Доски в коже с серебряным тиснением, нижняя застежка утрачена. Художественные особенности. На л. 1 красочные заставка и инициал плетеного «южнославянского» орнамента (темперой); здесь же – киноварная вязь в заголовке с полевыми украшениями по краям. Еще два красочных плетеных инициала помещены: один – на л. 202 (перед знаменитым своим использованием в древнерусских хронографах Словом преп. Ефрема Сирина об Иосифе Прекрасном), другой – на л. 227 об. (перед Словом об Антихристе). Остальные текстовые инициалы украшены распространенным в южнославянской книжности растительным орнаментом (из стилизованных листьев и ягод) и выполнены киноварью, а в ряде случаев красками – синей (л. 177, 189 об., 192 об.), зеленой (л. 72 об.) или охрой (л. 32–41, 53 об., 217 об.). Содержание. «Паренесис» преп. Ефрема Сирина, загл.: «Книга, нареченна сирскым езыком Паренесис, словенскым же езыком глаголемаа Ефрем; притче, утешениа, молениа, наказаниа душепользнаа многоразлична», нач.: «Бе некыи на въстоце мужь, именемъ Ефремъ, сиринь сыи родомъ...» (л. 1–274) – состоит из 109 слов. Записи и владельческие пометы. На боковом поле л. 1 штамп: «очищено» (полуустав), на нижнем поле запись: «Сиа книнга (!) глаголим(ая) Ефремь Ксеновска» (мелкий полуустав XVIII в., чернила). Тем же почерком и чернилами на нижнем поле л. 247 об.: «Сиа книга Ксеновска». На л. I многочисленные записи: «Сиа книга, глаголемаа Ефрема, от Сеноха же м(онас)т(ыря), помени ме Господи, егда придеши в Царствие Свое» (полуустав XVI в., киноварь); «ермонахъ» – писцовая проба пера? (черные чернила, рядом – зарисовки элементов плетеного орнамента); ниже: «Сия книга Ехвема [так!] Сирина Дениса Лапина» (каллиграфическое гражданское письмо XIX в., чернила; повторена другим почерком на л. I об. с названием книги – «Ефема»); ниже: «Сия книга Ерофея» (поздний полуустав, красные чернила), «Сия книга Петр(а) Березина 1792 год(а)» (гражданское письмо, красные чернила); на л. I об.: «Сия книга глаголемая Ерофеева и унучик его Петр Родима. 1794 года» (гражданское письмо); в верхней части листа загадка: «роди мя отец, аз же роди жену, жена моя роди ми чада, чада же моя родиша отцу своему мать» (гражданское письмо). На обороте верхней крышки переплета: «Диниса Лапина Ефрема Сирена. Сия книга... Лапина». На внешнем поле л. 9 писцовая приписка, комментирующая допущенный им пропуск строки: «у извод грешен сде»; аналогичная приписка: «зде извод грешен» на нижнем поле л. 116 (рядом с вычеркнутыми киноварью словами на последней строке). На л. 222 приписка: «Василей Гайдуков» (гражданское письмо XIX в.); тем же почерком на боковом поле л. 221 об. частично срезанная запись: «Книга Ефрем Василия Гайдукова». На обороте нижней крышки переплета номер по каталогу Е.Е. Егорова: «№=137». Сохранность. На листах второй половины книги следы воздействия влаги. У л. 427 надорвано внутреннее поле. Дополнительные сведения. Афонский Георгиевский монастырь Ксенох (Ксеноф, Ксенофонтов) в XVI в. принадлежал сербским монахам. Известны: рукопись 1536 г., вложенная в этот монастырь ее писцом Орестом [Каталог славянских рукописей Афонских обителей, с. 363 (№ 787)] /Еще шесть сербских рукописей с пометой о принадлежности монастырю хранятся в библиотеке Румынской Академии наук в Бухаресте [Panaitescu, с. 143– 144, 199–200, 210–216, 219–225; № 117, 151, 153, 155]/, а также грамота братии монастыря Ксенох, которая в 1558 г. обратилась к царю Ивану IV Васильевичу с просьбой о присылке милостыни после нападения «нечестивых агарян» (РГАДА. Ф. 52. Оп. 4. Д. 1. Л. 1). Библиография. Анисимова Т.В. Молдавские рукописные книги в собрании Е.Е. Егорова // Румянцевские чтения : материалы Всероссийской науч. конф. (17–18 апреля 2012). Москва, 2012. Ч. 1. С. 19. (Ошибочная атрибуция молдавской книжности)