Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Ф.98 №188. Пролог на март – август, пространной редакции

  • Рубрика: Собрание рукописных книг Е.Е. Егорова (XIV–XIX вв.)
  • Дата: 1580 г.
  • Кол-во листов: 429 л.
  • Примечания: Датировка. 1580 г. Вод. зн.: 1) Голова быка с крестом, обвитым змеей (см. парные зн. на л. 5, 8 – типа: Piccard, т. 2, XVI, № 282 – 1559, 1560 гг.); 2) Кувшин одноручный с розеткой над крышкой, три вида (первый вид: с литерами «SB» на тулове, см. парные зн. на л. 6, 11 и на л. 19, 20 – подобные: Хивуд, № 3560 – ок. 1580 г.; второй вид: с литерами «ALB» на тулове, см. л. 330 – подобный: Briquet, № 12725 – 1581 г.; третий вид: на тулове литеры «DI» («ВL»?), см. л. 331 – подобный: Briquet, № 12731 – 1594 г., но в альбоме литеры «GD»).
    Блок. 429 л. (I + 428 л.), л. I, 428 – защитные. 1º (28,6–9 × 19). Л. 6, 7 должны следовать после л. 11.
    Письмо. Полуустав одного почерка. В правописании буквы «ю» и «у» («ук») часто передаются «юсом большим».
    Переплет. XIX в. Доски в коже с серебреным тиснением, застежки утрачены. Нижняя крышка отделяется от корешка. Обрез тонирован голубой краской. К верхней крышке приклеен бумажный фрагмент с печатью судебного пристава Ярославского окружного суда и годом: «1842»; на корешке наклейка с названием книги «Пролог с марта по август» и датой: «1580 г.»; ниже, на крышках, сохранились и два фрагмента от второй наклейки с тем же названием книги.
    Художественные особенности. Заставка-разделитель в виде змейки (л. 294), орнаментированная концовка-воронка (л. 427); все – перо, чернила, киноварь. Инициалы киноварные, украшенные стилизованной растительностью или геометрическим орнаментом (см. л. 195 об., 391, 422, 425), некоторые с антропоморфными и зооморфными элементами (см. л. 1, 9, 49, 55 об., 58 об., 99 об., 341 об., 408 и др.). На л. 82 об., 162, 240 об., 294, 358 неразвитая вязь в заголовке.
    Содержание. Пролог на март – август месяцы, пространной редакции. Из памятей славянским святым и праздникам в состав включены: Слово на перенесение мощей свв. блвв. князей-страстотерпцев Бориса и Глеба, нач.: «По убиении святую мученику Христову Бориса и Глеба Бог прослави я и дасть има чюдотворныя дары...», 2 мая (л. 164–165); «Успение преподобнаго отца нашего Феодосиа, игумена Печерскаго, иже в Киеве и в Рускои земли началника мнишескому житию, иже созда возрасти Велику Лавру, пресили ю, паче всех во всеи вселеннеи суща», нач.: «Феодосии, преподобныи отец наш, бе от града Василева, от благоверну родителю рожеся...», 3 мая – Житие преп. Феодосия Печерского (л. 166 об. – 168 об.); «Преподобнаго отца нашего Мефедиа, епископа Моравьскаго», нач.: «Преподобныи отец наш Мефоедии бе от града Селунскаго, от сановиту и богату родителю...» – Житие равноап. Мефодия Моравского, 11 мая (л. 190–190 об.); «Обретение тела святаго святителя Леонтиа, епископа Ростовьскаго чюдотворца», нач.: «Тъи бе блаженыи Коньстантина града ража и воспитания, и за премногую его добродетель епископом поставлен бысть Ростову...», 23 мая (л. 222 об. – 224); «Страсть святаго мученика Мефедия, епископа Моравскаго», нач.: «Мефедеи, Христов священномученик, измлада себе Богу предав, и съсоуд честныи и приятелища Божиа...», 20 июня (л. 269 об. – 270); «Святую мученику Варяга и сына его Иоана, убиеных в Киеве», нач.: «Владимер великии, еще поган сыи, победи ятвяги и приде к Киеву, и творяше кумиром жертву, победе з боляры...», 12 июля (л. 316 об. – 317); «Успение блаженаго и великаго князя Володимера, крестившаго рускую землю», нач.: «Сеи убо Володимер бе сын Святославль от племяни варяжска, первое же ко идолом тщание творяше много по отчю преданию...», 15 июля (л. 322 об. – 324); «Страсть святую великую мученику Христову Бориса и Глеба», нач.: «Святая славная мученика Борис и Глеб беста сына Володимера, крестившаго рускую землю...», 24 июля (л. 342– 343); Слово на перенесение мощей Феодосия Печерского («Преподобнаго отца нашего Феодосия игумена»), нач.: «Феодосии, преподобныи отец наш, от младых ноготь Христа возлюбив и по заповедем Его пожив...», 8 августа (л. 373 об.).
    Записи и владельческие пометы. На л. 427 об. писцовое послесловие: «Дописана бысть сия книга Прилог лета 7088 [1580 г.] генваря в 18 на память иже во святых отець наших архиепископ Александриискых Афонасия и Кирила, при благоверном царе и великом князе Иване Васильевиче, а при митрополите Антоние всея Руси, а при архиепископе Ростовстем Давиде. А писал многогрешныи неключимыи раб божии поп Роман Андреев сын, воздая хвалу Богу, создавшему вся, и Его же ради молю вы отци и братия, игдоа кому ся лучит сия книга чести, Бога ради, исправливаите своим разумом, а на мя грешнаго не поносите: многажды бо есмь описался в худоумие своем и з другом глаголя, и многими житеискыми печалми объять бысть и суетою мира сего, якоже рече Господь: “Никто же возложа руки своя на рало, и управлен будет”. Аз грешнии сему словеси повинен, но толко молю вы Бога ради, и метание творю до лица Матери всех общия, от неяже взяти быхом, в нюже воидем, опис исправливаите, а писца не клените». Второй столбец л. 427 заполнен тайнописью в виде повторяющихся цифр, многоточий, надстрочных и различных букв. На нижнем поле л. 191 поздняя читательская приписка (скорописью XVIII в.): «о женах. блуднице искусителнице на грех преступнице слово...»
    Сохранность. На листах следы воздействия влаги, бумага ветхая, на л. 4, 22, 30, 31 и др. – с утратами текста, подклеенными вержированной бумагой XIX в.
    Дополнительные сведения. Давид, архиепископ Ростовский, Ярославский и Белоезерский, был поставлен на Ростовскую кафедру в 1576 г.; в 1583 г. лишен сана [Строев, стб. 332]