Рубрика: Собрание рукописных книг Е.Е. Егорова (XIV–XIX вв.)
Дата: Кон. XVI в.
Кол-во листов: 333 л.
Примечания:Датировка. Кон. XVI в. Вод. зн.: 1) Кабан, шесть видов (первый вид: в гербовом щите, см. парные зн. на л. 3, 5 – близкие: Briquet, № 13595 – 1599 г.; второй вид: стоящий на задних лапах, см. парные зн. на л. 9, 42 – близкий: Мареш, № 386 – 1599 г. и на л. 137 – подобный: Мареш, № 385 – 1598 г.; Ф. 256. № 194 – 1594 г.; третий вид: см. парные зн. на л. 216, 232 и на л. 220, 333 – близкие: Мареш, № 382, 383 – 1594 г.; РГБ. Ф. 98. № 105 – 1587 г., № 178 – кон. XVI в.; РГБ. Ф. 256. № 127 – кон. XVI в., № 133 –1598 г., № 194 – 1594 г., № 210 – 80–90-е гг. XVI в., № 324 – кон. XVI в.; четвертый вид: см. л. 276, 295 – подобный: Лихачев, № 2378 – посл. четв. XVI в. (до 1583 г.); РГБ. Ф. 256. № 57 – ок. 1578 г., № 19 – посл. четв. XVI в. и РГБ. Ф. 98. № 130 – посл. четв. XVI в.; пятый вид: см. л. 286 – близкий: РГБ. Ф. 98. № 130 – посл. четв. XVI в.; подобный: Мареш, № 367 – 1575, 1578, 1579, 1581, 1583 гг.; РГБ. Ф. 256. № 57 – ок. 1578 г.; шестой вид: см. л. 123 – подобный зн. в справочниках не выявлен); 2) Якорь в круге, с трилистником в навершии и с контрамаркой: Литеры «P» и «I» на концах перекрестия с трилистником (см. л. 186, 191 – подобный: Мареш, № 1011 – 1598, но в альбоме литеры «V» и «I»). Блок. 333 л. 1º (31,3 × 21,4). Письмо. Молдавский полуустав нескольких почерков. Переплет. Современен рукописи. Доски в тисненой коже (в среднике тиснения – Голгофа); застежки утрачены. Обрез тонирован киноварью, на торцах чернилами и киноварью рамки широколиственного орнамента с заглавием книги: «Препо||ловле||ние». Художественные особенности. На л. 1 заставка в красках и киноварный инициал (с тонировкой отдельных деталей чернилами), все – плетеного «южнославянского» орнамента профессиональной работы, в инициале – элементы терратологии. На л. 333 об. концовка из двух плетеных «узелков», между которыми расположена согнутая восьмеркой стилизованная ветвь (перо, чернила, киноварь). Остальные инициалы киноварные, украшенные стилизованной растительностью (на л. 290 образовавшей схематичное изображение птицы). В заголовке украшенное письмо. Содержание. Торжественник триодный на Преполовение, 47 слов:
– Свт.Иоанна Златоуста в среду Пятидесятницы: «Иже въ святых отца нашего Иоанна, архиепископа Златоустаго. Слово о раслабленнем, речено бысть в среду средопятидесятную, и о еже не судити на лица. Слово 1», нач.: «Вчерашняя останкы нужда днесь отдати...» (л. 1–7 об.); «Сиа рек им Исус пребысть в Галилеи, яко же възыдошя братиа Его, тогда и тъи възыде въ празник не яве, ну яко отаи. Слово 2», нач.: «Яже человеческыи от Христа устрааемаа...» (л. 7 об. – 14); «Слово на средопятидесятницу, и о Мелхиседеце. Слово 3», нач.: «Аблоко финикс и прочиих краидревесныих плоды...» (л. 14 об. – 20 об.); «Слово в среду средопятидесятную. Слово 4», нач.: «Аз христолюбци настоющее тръжьство съмотрениа...» (л. 20 об. – 22 об.); «Слово въ среду Пятидесятницу, вънегда глаголааху иудее: беса имети Исус, и въ еже не судити на лица. Слово 5», нач.: «Яко же светоноснаа луна уже въ нощи...» (л. 22 об. – 26); «Слово въ среду Пятидесятницу. Слово 6», нач.: «Идеже владыка Христос, яко источник жизни...» (л. 26–28 об.); – Свт. Иоанна Златоуста в неделю о самаритянке: «Слово о самареныни. Слово 7», нач.: «Днесь нам Христос подвигы самарениня въспроповеда...» (л. 28 об. – 37 об.); «Слово о еже отвешав Исус и рече к неи: въсек пияи от воды сея въжуждется въ векы, ню вода, юже аз дам ему, будет ему источник воды, текущюя въ живот вечныи. Слово 8», нач.: «Благодать духовнуя когда убо писание...» (л. 37 об. – 44 об.); «Глагола еи Исус: жено, веру Ми, ими, яко грядет время, егда ниже в горе сеи, ниже в Еросолимех поклонитеся Отцу, вы кланеетеся Ему же не весте, мы кланеемся Ему же вемы, яко спасение от иудеи есть. Слово 9», нач.: «Въсюду вера нам требе есть...» (л. 44 об. – 50 об.); «Оставльши почръпало свое, жена, и тече въ град, и глагола человеком: приидите, видите человека, иже рече ми все, елико створих, еда тъи есть Христос. Слово 10», нач.: «Многы нам топлыты требе...» (л. 50 об. – 57 об.);
– Архиеп. Прокла в неделю о самаритянке: «Слово о самареныни. Слово 11», нач.: «Принеси убо днесь възлюблени...» (л. 57 об. – 60 об.);
– Свт. Иоанна Златоуста в неделю о слепце: «Въ еже мимо ходя Исус, виде человека слепа от рождьства, и въпросишя Его ученици Его, глаголяще: Учителю, кто съгреши – съи или родителе его, да слеп родися. Слово 12», нач.: «И мимо ходя Исус, виде человека слепа...» (л. 60 об. – 67 об.); «Сиа рек Исус: плюну на земля. И сътвори брение от плюновениа, и помаза брение на очи слепому, и рече. Слово 13», нач.: «Хотящиим что от прочитаемыих...» (л. 67 об. – 240); «Глаголаша убо слепому пакы: ты что глаголеши онем, яко отвръзе очи твоя? Он же рече: яко пророк есть, не вероваша убо Ему иудеи. Слово 14», нач.: «Писаниа не просто ниже поделне...» (л. 73 об. – 82 об.); «и изгнашя его вън, и слышав Исус, яко изгнаша его въне, и обрет его, рече ему: ты веруеши ли въ Сына Божиа? Отвещав, он рече: и кто есть, Господи, верую въ Него. Слово 15», нач.: «Иже ради истины и ради Христова исповеданиа...» (л. 82 об. – 91);
– Свт.Афанасия Александрийского в неделю о слепце: «Слово о еже от рождениа слепем. Слово 16», нач.: «Труды убо путникомь...» (л. 91–96 об.);
– Свт.Иоанна Златоуста на Вознесение Господне: «Слово на Възнесение Господа нашего Исуса Христа, речено же бысть въ мучничьстве романиисиистем, въ немже мученик телеса лежяща под землею близ мощеи еретичьскых перенесена быша, и горе особь погребена быша. Слово 17», нач.: «Негда креста память творим...» (л. 96 об. – 268); «Слово на Възнесение Господа и Бога и Спаса нашего Исуса Христа. Слово 18», нач.: «Светло ми церковное позорище...» (л. 107 об. – 110 об.); «Слово на Възнесение Господа нашего Исуса Христа. Слово 19», нач.: «Благословен Бог благовременно днесь...» (л. 110 об. – 115); «на Възнесение Господа нашего Исуса Христа. Слово 19 [так!]», нач.: «Да веселятся небеса и радуется земле...» (л. 115–116 об.);
– Свт.Афанасия Александрийского на Вознесение Господне: «Слово на Възнесение Господа нашего Исуса Христа. 20», нач.: «Не доведя, кыи прииму язык...» (л. 116 об. – 119 об.); «на Възнесение Господа нашего Исуса Христа. Слово 21», нач.: «Въскресениа убо память еже насъ...» (л. 119 об. – 124 об.);
– Архиеп. Прокла «на Възнесение Господа нашего Исуса Христа. Слово 22», нач.: «Благословенъ Бог празникь съвръшаемь...» (л. 124 об. – 129 об.);
– Еп. Василия Селевкийского «на Възнесение Господа нашего Исуса Христа. Слово 23», нач.: «Чьстно сътекшихся съсловие...» (л. 129 об. – 131);
– Свт. Григория Нисского «о глаголемем въ месте Каппадокиистем обычне спасителнем, еже есть Възнесение Господа нашего Исуса Христа. Слово 24», нач.: «Яко сладок съпутник человечьскому житию...» (л. 131–133 об.);
– Свт. Иоанна Златоуста «Слово на Възнесение Господа нашего Исуса Христа. Слово 25», нач.: «Светел убо въсек празник Христова съмотрениа...» (л. 133 об. – 138); «Слово на Святое Христово Възнесение. Слово 26», нач.: «Божестъвно некое уподобися быти...» (л. 138–140 об.);
– Свт. Георгия, пресвитера Кесарийского, в неделю святых отцов: «о святых 318 отец, и Константине, благочьстивем цари. Слово 27», нач.: «Покаретися наставником от апостольскаго...» (л. 140 об. – 150 об.);
– Арсения мниха и пресвитера и игумена, в неделю святых отцов: «Слово (о) святых 318 отец, иже въ Никеи. Слово 28», нач.: «Облаци убо иже от дымящуяся земля...» (л. 150 об. – 160);
– Еп.Василия Селевкийского, в неделю святых отцов: «о святем въображени(и) веры. Слово 29», нач.: «Малъ убо вамь церковнааго православиа...» (л. 160–165);
– Свт. Иоанна Златоуста, в неделю святых отцов: «Слово, егда въне от церкве обретается Евтропие, отвръжен бысть, и о еже: Предста царица одеснуя Тебе въ ризах позлащенах. Слово 30», нач.: «Сладостен убо цветник и раи...» (л. 165–189); «Слово сказую о святем и въселенстем пръвом съборе, и еще о злочьсти Ариеве, и о скврънем его развращени(и). Слово 31», нач.: «Въ девять на десятое лето Диоклитианова царства...» (л. 189–198 об.);
– Свт. Иоанна Златоуста в субботу пентикостную: «от сказаниа, еже къ солуненом посланиа. Се бо вам глаголем словесем Господнем, яко мы живии лишении, въ Пришествие Господне не имамы постигнути о усопших, яко сам Господь въ повелении въ гласе архаггелове, и въ трубе Божии сънидеть съ небесе, и мрътвии о Христе въскреснуть прежде, потом же и мы живии лишении купно съ ними въсхытимся на облацех въ сретение Господне на въздух, и тако въсегда съ Господом будем. Слово 32», нач.: «Пророци убо достоино верное...» (л. 198 об. – 207 об.); «Слово о еже не плакати зелне о скончавшиихся, ню памяти и молитвы и милостьыня о них творити, и сице хошем тех ползевати, велми бо ползуют скончавшиихся, яже о них бываемыя милостыня и молитвы и приношениа. Слово 33», нач.: «Не плачим горце, възлюблени...» (л. 207 об. – 214 об.);
– Свт. Иоанна Златоуста на Пятидесятницу: «Слово на Святую 50-цу, и о Святем Дусе. Слово 34», в неделю пентикостную; нач.: «Пакы празник, пакы трьжьство...» (л. 215–228 об.); «Слово на Святую Пяндесятницу. Слово 35», нач.: «Благословен Бог, велика, възлюблени...» (л. 228 об. – 235); «Слово на Святую Пятидесятницу. Слово 36», нач.: «Въсек убо день светел...» (л. 235–242); «на Святую Пятьдесятницу. Слово 37», нач.: «Небо нам бысть земле...» (л. 242–248 об.);
– Свт. Иоанна Златоуста на Сошествие св. Духа: «Слово святым и въсехвалным дванадесятим апостолом. Слово 38», нач.: «Въ лепоту и днесь наитие ...» (л. 248 об. – 251 об.);
– Свт.Василия Великого на Сошествие св. Духа: «о Святем Дусе. Слово 39», нач.: «Уже бо и о Дусе общуя нашя мысли...» (л. 251 об. – 256 об.);
– Свт. Василия Селевкийского на Пятидесятницу: «на еретикы о Божественеи Троици. Слово 40», нач.: «Много не како есть брашном пъстрота...» (л. 257–260);
– Петра, пресвитера Антиохийского «Слово въ Святую Пяндесятницу. Слово 41», нач.: «Пяндесятницу убо празник от иудеи имат...» (л. 260–264);
– Свт. Иоанна Златоуста в неделю всех святых: «Слово о въсех иже въ въсем мире мученыих. Слово 42», нач.: «Светлаа и въжделенна есть въсегда..» (л. 234 об. – 270); «Слово похвално на въсех святых. Слово 43», нач.: «Отнелиже священное тьржьство...» (л. 270–277);
– Льва царя на Сошествие св. Духа: «о Христе Цари вечнем слово, егда иже повъсюду на земли мучителе роду своими страстьми низложившяя, добропобедныя храборникы въсечьстнаа невеста церкви почитает. Слово 44», нач.: «Пръвее Святаго Духа празноваашеся...» (л. 277–290);
– Преп.Ефрема Сирина в неделю всех святых: «Слово о въсех святых. Слово 45», нач.: «Не разумен и не научен...» (л. 290–295);
– Свт.Филофея, Патриарха Константинопольского в неделю всех святых: «Слово о въсех святых, въ немже и о человечьстем Христове съмотрении въкратце. Слово 46», нач.: «Неже словеси убо инако яже святых...» (л. 295–333 об.). А.Д. Паскаль установил, что оригиналом данной рукописи послужил Торжественник триодный, написанный в 1451 г. Гавриилом Уриком, монахом Нямецкого монастыря (РГБ. Ф. 98. № 462); здесь же, по мнению исследователя, мог быть выполнен и список Егор. 186. Записи и владельческие пометы. На полях имеются писцовые исправления и комментарии. На обороте верхней доски переплета молдавским полууставом: «проидохом сквозе огнь и воду, и изведени в пъкои». На л. 333 об. поздняя читательская запись: «Господи, Исусе Христе, Сыне Божии, помилуй нас, аминь. Лубезной братиц Иван Трохимович, благодарю Вам, что Вы одолжили мне сию Книгу». На обороте нижней доски переплета номер книги по каталогу Е.Е. Егорова: «№=877». Сохранность. Первая тетрадь и л. 353 отделяется от блока, края л. 1 замяты, в разрывах. Библиография. Анисимова Т.В. Молдавские рукописные книги в собрании Е.Е. Егорова // Румянцевские чтения: материалы Всероссийской науч. конф. (17–18 апреля 2012). Москва, 2012. Ч. 1. С. 17–19; Паскаль А.Д. Изучение гаплографии как один из методов локализации средневековой рукописной книги (по материалам славяно-молдавской книжности XV– XVI вв.) // Современные проблемы археографии: сб. статей по материалам конф. к 300-летию Библиотеки Российской академии наук. Вып. 2. Санкт-Петербург: БАН, 2016. С. 97. Рис. 4. (публикация л. 5 рукописи), 10