Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Ф.98 №185. Торжественник триодный «на приуготовление» к Великому посту

  • Рубрика: Собрание рукописных книг Е.Е. Егорова (XIV–XIX вв.)
  • Дата: 20–30-е гг. XVI в.
  • Кол-во листов: 324 л.
  • Примечания: Датировка.
    20–30-е гг. XVI в. (л. 1–26). Вод. зн.: 1) Маленький одноглавый орел под короной (см. парные зн. на л. 9, 12 – подобный: Лихачев, № 3729 – 1526 г.); 2) Весы в круге под звездой (см. л. 8 – подобный: Мареш, № 1130 – 1532 г.).
    Сер. XVI в. (включая текст на л. 26–32 об. из предыдущей бумаги). Вод. зн.: 1) Лотарингский крест в гербовом щите под короной (см. парные зн. на л. 33 – близкий: Мареш, № 1386 – 1553 г. и на л. 34 – близкий: Мареш, № 1385 – 1543 г., Badecki, № 38 – 1527–1559 гг.); 2) Молот и наковальня в круге (см. парные зн. на л. 72, 88 – типа: Мареш, № 1393 – 1552 г., № 1394 – 1553 г.); 3) Лестница в круге под звездой (см. л. 117, 141 – типа: Мареш, № 1513 – 1540 г.); 4) Кабан (см. парные зн. на л. 146, 148 – близкий: Piccard, т. 15.3, II, № 91 – 1542 г.; Лихачев, «Бумажные мельницы», № 438 – 1542 г. и на л. 147, 152 – близкий: Piccard, т. 15.3, II, № 89 – 1541 г., № 92 – 1542 г.; Лихачев, «Бумажные мельницы», № 439 – 1542 г.; те же парные зн.: РГБ. Ф. 98. № 78 – 1542 г.); 5) Перчатка под звездой, на ладони литера «s», на манжете – «d»(?) (см. л. 206, 211 – подобный: Мареш, № 1623 – 1539 г.; Piccard, 17, V, № 1570 – 1541 г.; РГБ. Ф. 98. № 78 – 1542 г.); 6) Топор в гербовом щите под короной (см. парные зн. на л. II, 320 – близкие: Badecki, № 49 – 1542–1546 гг.); 7) (подклейки на полях л. 1–32) Страсбургская лилия, близкий: Piccard, т. 13, II, № 1077 – 1546 г., № 1078 – 1547 г.).
    Блок. 324 л. (I–II + 322 л.). 1º (31,4 × 19,7). Первые четыре тетради (л. 1–32) имели меньший размер (29 × 19,7), но в процессе создания книги были подклеены снизу вержированной бумагой 40-х гг. XVI в. (см. выше).
    Письмо. Молдавский полуустав нескольких почерков, на более ранних л. 1–26 (по 12-ю строку) – каллиграфический.
    Переплет. Современен рукописи. Доски в тисненой коже; застежки утрачены, вместо верхней прибит вырезанный из современной кожи ремешок. На торцах блока чернилами и киноварью изображены плохо сохранившиеся орнаментированные рамки, содержавшие, очевидно, название книги. На корешке бумажные наклейки XIX в.: «№ 185», «Поучителны...».
    Художественные особенности. На л. 1 заставка в красках и киноварный инициал плетеного «южнославянского» орнамента профессиональной работы. Остальные инициалы киноварные, украшенные стилизованной растительностью. В заголовке украшенное письмо (л. 1).
    Содержание. Торжественник триодный на приуготовительные недели Великого поста, без заглавия, нач.: «Иже во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Константина града Златоустаго, беседа о молитва [так!] и о мытари и фарисеи. [Слово] 1», нач.: «Никогда же унываим, възлюблении, спасению нашему...» (л. 1–6), «[2]. Тогожде Иоанна Златоустаго в тъжде нед(елю) о мытари и фарисеи», нач.: «Иже издалече цветникы видяще, различных убо зрять цветовь красоту...» (л. 6–11); «3. В туж(д)е неделю. Иже въ святых отца нашего архиепископа Кесария Каппадокиискыя Василия Великаго. Беседа о смереномудрии», нач.: «Длъжен бе человек в иже от Бога славе пребывати...» (л. 11 об. – 18 об.); «4. В тужде неделю. Калиста, патриарха Констандине града, беседа в неделю о мытари и фарисеи», нач.: «Иже о мытари и фарисеи притча и вина, якоже обучение некое и подвижение....» (л. 18 об. – 25); «5. В тужде неделю. Иже во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Константине града Златоустаго слово о мытари и фарисеи», нач.: «Человека два възыдоста въ церковь помолитися...» (л. 25–28 об.); «6. В неделю о блуднем сыне. Иоанна, архиепископа Константине града, Златоустаго, слово о блуднем сыне», нач.: «Присно убо человеколюбие Божие проповедовати длъжни есмы...» (л. 28 об. – 34); «7. Калиста, архиепископа Констандине града, беседа о блуднем сыне», нач.: «Благ убо Бог ко въсем есть...» (л. 34–41 об.); «8. Иже во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Констандина града Златоустаго, о блуднем и о древе еже ведети добро и зло, и о разбойницре... В тъжде неделя», нач.: «Прежде нам братие великое и боголепное Спасово явление...» (л. 41 об. – 52); «9. Тогожде Иоанна Златоустаго въ еже еуангелие о драхме и въ еже: человек некыи имааше два сына», нач.: «Пакы недра Христова непрестанныя...» (л. 52–55 об.); «10. Суббота о усопших /Колонтитул. Здесь и далее выделены курсивом/. Иже въ святых отца нашего Иоанна архиепископа Константине града Златоустаго, слово о усопших и богатых и нищих», нач.: «Принеси днесь паче пръвых дне(и)...» (л. 56–65); «11. В тужде субботу. Иже въ святых отца нашего Андреа архиепископа Критскаго Иерусалимленина, о человечьстем житии, и о умерших», нач.: «Ничтоже яко въистину яже в человеце имуть стоателное...» (л. 65 об. – 81 об.); «[12] В тужде субботу. Иоанна Дамаскина о иже в вере усопших, яко яже оних бываемыя службы, и благотворения, ползуют их», нач.: «Яже о съне деи чьстнаа...» (л. 82– 95); «[13] В неделю мясопустную. Иже во святых отца нашего Ефрема Сирина слово о терпении, и скончани(и) века, и о вторем Господнем пришествии. Н(ын)е преемлем же праведных царствии и бесконечнои грешных муце, вина же исповеданию и о божественых писани поучении повеление, кыю сут къзни вражиу, и о безмлъвиа ползи», нач.: «Светло житие праведных...» (л. 95–105 об.); «14. В тужде неделю мясопостную. Иже во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Констандине града Златоустаго. Слово о апостолском речении. Яко въси предстанем судищу Христову, да приимем къждо яже с телом съдеаи о суде», нач.: «Не пщеваах велика некаа и паче естестъвнаа в преднии день вам рещи...» (л. 105 об. – 115); «[15]. Иже во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Константине града, Златоустаго беседа о тръпении и умилени(и) и желании будущии благ, и о вторем пришествии Господа нашего Исуса Христа», нач.: «Моля вас, братие, не тъчию о настоящиих о Божиим судити промысле...» (л. 115–126); «16. В тужде неделю мясопостную. Иже во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Константине града, Златоустаго, въ еже: егда же приидет Сын Человечьскыи в славе Отца Своего, и вси святии аггели с ним, тогда сядет на престоле славы Своея, и разлучит овца от козлищ, о всех убо приимет, яко алчящаго напита и жяждуща напоишя, и странна суща съвъведошя, и нага суща одеашя, и боляша посетишя, и в темница(х) суща видеша, и дарует царствие Свое, овех же о(т) сопротивни(х) обличив, отслет въ огнь вечныи, уготование диаволу и аггелом его», нач.: «Пресечениа сея сладости еюже чясто питаемся...» (л. 126–134); «17. В тожде неделю мясопостную. О еже к солуненом послание. Иже во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Констандине града Златоустаго. Въ еже о летох же и временех братие нетребе есть писатися вам, сами бо известно весте, яко день Господень яко же тать в нощи, тако приидет», нач.: «Ничтоже тако много испытателно и истязателно о безвестныих...» (л. 134–144 об.); «18. Ипполита блаженнеишаго мученика папы римскаго. Слово о скончании мира и о антихристе, и о вторем пришествии Господа нашего Исуса Христа», нач.: «Понеже убо блажении пророци очи нам быша...» (л. 144 об. – 166); «[19]. Иже въ святых отца нашего Василиа, архиепископа Кесария Кападокиискыя. Слово о иже вънимаи себе», нач.: «Слово потребу дасть нам създавыи нас Бог...» (л. 166–177); «20. Иже въ святых отца нашего архиепископа Кесария Кападокиискыя Василиа Великаго. Беседа о благодарении», нач.: «Слышасте ли глаголы апостола...» (л. 177–187); «21. Иже въ святых отца нашего Григория Нискаго. В начало святых пост», нач.: «Съчетанно животно человек, от тела видимаго и словесныя и бесплотныя душя...» (л. 187–198 об.); «22. Иже въ святых отца нашего Иоанна, архиепископа Константине града Златоустаго. Беседа о пророце Ионе и Данииле, и триех отрокох, и о покаании. Речена же бысть въ входе святых пост», нач.: «Светло днесь наше тръжьство...» (л. 198 об. – 208); «23. В тъжде среду сырну. Иже въ святых отца нашего архиепископа Кесария Кападокиискыя Василиа Великаго. Слово о посте», нач.: «Въструбите, рече, на нов месяц трубою...» (л. 208–218); «24. В четверток сырныи. Анастасиа мниха Синаискыя горы. Беседа реченнаа о 6 Псалме въ въходе святых пост», нач.: «Подобающее постом начало чистааго покааниа вину...» (л. 218–232 об.); «25. В пяток сырныи. Иже въ святых отца нашего архиепископа Кесария Кападокиискыя Василиа Великаго. Слово о посте», нач.: «Молите, рече священником, люди моя, възглаголите в сердци Иерусалиму...» (л. 233–239 об.); «[26]. В тужде пяток. Тогожде о постничьстве, и како подобаеть украшену быти иноку», нач.: «Достоит иноку прежде въсех нестяжателно житие имети...» (л. 239 об. – 242); «27. В тъжде пяток. Преподобнаго отца нашего Дорофеа слово о постех», нач.: «В Законе повеле Бог сыном Израилевом, да на коеждо лето одесятьствуют...» (л. 242–245 об.); «[28]. В субботу сырну. Преподобнаго и богоноснаго отца нашего Ефрема Сирина. Слово о отцех скончавшихся», нач.: «В сии день пръвыи благознаменитыи таинства Сына Единороднааго славне поюще...» (л. 245 об. – 250 об.); «29. В тужде субботу. Тогожде о отцех скончавшихся», нач.: «Ятробою моею боля, съпостраждите, братие...» (л. 250 об. – 254); «30. Иже въ святых отца нашего Иоанна Златоустаго слово поучение имея о посте, и о преступлени(и) Адамове, и о лукавыих и блудныих женах», нач.: «Предлежит нам, възлюблении, трапеза духовнаа исплънь благых...» (л. 254–274 об.); «31. В тужде неделю. Иже въ святых отца нашего Иоанна, архиепископа Константине града Златоустаго о создании и изгнаниа Адамове», нач.: «Принеси пакы да коснемся притчи...» (л. 274 об. – 289 об.); «Февраля 2 (день). Иоанне архиепископа Константине града Златоустаго слово на Сретение Господа нашего Исуса Христа и о Симеоне и о Анне», нач.: «Не тъчию плъть носить Господь наш Исус Христос...» (л. 290–296); «Кирила, архиепископа Иерусалимскаго. Слово на Сретение Господне», нач.: «Радуися зело, дъщи Сионе, проповедаи, дъщи Иеросолимова...» (л. 296–299 об.); «Иже въ святых отца нашего Афанасия Великаго, архиепископа Александриисаго слово на сретение Господа и Бога и Спаса нашего Исуса Христа», нач.: «Яже настоющаа священнаго тръжества еуаггельскаа труба да оглашает...» (л. 299 об. – 316); «Иже во святых отца нашего Амфилохиа епископа Икониискаго. Слово на сретение Господа нашего Исуса Христа», нач.: «Мнози от великыих человек девьству чюдятся, ибо есть чюдно...» (л. 316–322 об.).
    Записи и владельческие пометы. На нижнем поле л. 322 об. запись: «Святому скит(у) Иосиф(а) есть сия книга» (молдавская скоропись). На обороте нижней крышки переплета обширная датированная запись на молдавском языке: «По воле Отца, поспешеством Сына и исполнением Св. Духа, будучи мы, я Стойка Ладескул логофет, из своего имения из Румынской Земли с [берегов. – Примеч. А.М.] реки (?) Дымбовицы, за преумножение моих грехов, будучи там (?) [с] Господарем Михня Радул Воевод, покинули вместе с моим господином его Господством боярином Костандином Кантакузин, бывший великий логофет, и прибыли сюда (?), в Землю Молдавии со всем домом их Господства, поселившись на воде Кракэул в селе Кэлеманий брата его Господства, боярина Иордаке, великий чашник (?), и избавил нас Милостивый Господь от всех напастей, будучи здесь Господарем Его Величество Георгие Гика Воевод, месяца Септемврия, 20 дни, въ лят 7167 [1658 г.]. Довелось и мне, многогрешному, имя которого здесь записано выше, прибыть в Святой и Божественный монастырь, который называется Бисерикань от волост[и] Нямцул; и нашел там много хорошего и сию книгу, упросив преподобных отец и настоятеля Андоние, и дали мне ее, и которую прочитав, познал из Святого Писания многая и неизреченныя божественныя предметы, оны же бесценные дорогие камни – поучения святых отец и учителей Восточныя Церкви много душеполезныя. Таким образом, насколько и я смог разуметь, прочитав ее от корки до корки, восприял в ум мой насколько смог, благодаря Богу и отцам, которые мне ее дали во вечною памят, амин» [предпоследние 3 слова на славянском, подпись не разборчива – Примеч. А.М.]. Здесь же – номер книги по каталогу Е.Е. Егорова: «№=925» (карандаш). На обороте верхней крышки переплета приписка: «Грiигораш». На полях читательские пометы скорописью втор. пол. XVII в.; теми же чернилами и почерком запись на л. I об.: «мрак не избавит».
    Сохранность. На л. 56, 57, 67, 117, 146 значительные разрывы.
    Дополнительные сведения. В записи 1658 г. упомянут Иосифов монастырь в Бисерикане. Этот монастырь (иногда называемый просто: Бисериканы) расположен в румынском с. Скаричика, в 12 км от города Пятра Нямц. Был основан в XV в. первым молдавским исихастом преп. Иосифом, построившим здесь скит с маленькой ц. Благовещения. В собрании Е.Е. Егорова имеются и другие книги монастыря Бисериканы: № 15, 47, 185, 228, 481, 802. Михня III Радул – валашский господарь с августа по ноябрь 1658 г., сын валашского господаря Раду Михни (1620–1623), последний представитель династии Басарабов. Константин Кантакузин имел в Валахии чин великого постельничего, переселился сюда в 1633 г.; был женат на дочери валашского господаря Шербана Басараба Елене Бесараб, казнен в 1661 г. господарем Григорием Гикою.
    Библиография. Radu Constantinescu. Manuscrise de origine românească din colecţii străine: repertoriu. Bucureşti, 1986. P. 97. № 488; Иванова Кл. Bibliotheca hagiographica Balcano-Slavica. София, 2008. С. 71, 696 ; Virgil Cândea. Mărturii româneşti peste hotare: creaţii româneşti şi izvoare despre români în colecţii din străinătate. Serie nouă. IV. Polonia–Rusia. Bucureşti, 2012. № 609. P. 220 ; Паскаль А.Д. О реконструкции состава собрания славянских рукописей XV–XIX вв. молдавского монастыря Бисерикань (скит Иосифа) : тезисы доклада // Румянцевские чтения – 2017 : материалы Междунар. науч.-практ. конф. (18–19 апреля 2017). Ч. 2. Москва, 2017. С. 40, 42. № 22. (Запись на л. 322 об. атрибутируется с некоторыми сомнениями иероманаху Бисериканского монастыря Парфению, оставлявшему книгохранительские записи на рукописях вплоть до 1629 г.) ; Constantin Cantacuzino stolnicul: Istoria Ţării Româneşti. Bucureşti-Chişinău, P. 3–4. (Публикация первой части датированной молдавской записи на обороте нижней крышки переплета); Valentina Pelin. Manuscrise româneşti din secolele XIII–XIX în colecţii străine (Rusia, Ucraina, Bielorusia). Chişinău, 2017. P. 170–171. № 150