Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Ф.98 №182. Сочинения сщмч. Дионисия Ареопагита и «Книга философская о осьми частях слова» преп. Иоанна Дамаскина, с дополнительными статьями

  • Рубрика: Собрание рукописных книг Е.Е. Егорова (XIV–XIX вв.)
  • Дата: Кон. XVI в.
  • Кол-во листов: 593 л.
  • Примечания: Датировка. Кон. XVI в. Вод. зн.: Кувшинчик одноручный, с розеткой над крышкой и литерами «НА» на тулове (см. парные зн. на л. III, 142, 341 – подобный: Briquet, № 12741 – 1589 г.; Ф. 256. № 320 – кон. XVI в. и на л. I, 413, 596 (с утраченной розеткой) – подобный: Briquet, № 12751 – 1594 г., но в альбоме литеры «IH»).
    Блок. 593 л. (I–IV + 587 л. + л. 413а, 501а); л. I–IV, 413а, 501а, 584–587 – без основного текста. 1º (29,5 × 19,7).
    Письмо. Полуустав двух почерков. На полях правка (скоропись двух почерков).
    Переплет. Современен рукописи. Доски в тисненой коже, с двумя застежками. На верхней крышке четыре фигурные жуковины (в виде наконечников стрел) и ромбовидный средник; на нижней крышке – три маленькие жуковины (утрачены четвертая и средник, имевший форму шестилепестковой розетки), крепления застежек нижней крышки – литые, фигурные (в виде литеры «Х»); все – медь; на торцах крышек 4 «ножки» – шляпки от железных кованных гвоздей. К обороту верхней крышки переплета приклеен лист с фрагментом богослужебного текста (полуустав втор. пол. XVIII в.).
    Художественные особенности. На л. 501а об. подготовительный рисунок для миниатюры с изображением пишущего книгу сщмч. Дионисия Ареопагита (карандаш). Инициалы киноварные, украшенные стилизованной растительностью. Вязь в заголовках.
    Содержание.
    – Сочинения сщмч. Дионисия Ареопагита: Предисловия Исайи Серба: нач.: «Понеже мнози недоумевають иже о книзе святаго Дионисиа ради богословия того глубины...» (л. 1–1 об.) и «Главы книги святаго Дионисиа Ареопагита о небесном священноначалии, главизн 15, о божественных именех, главизн 13, о церковническом священноначалии, главизн 7, о таинственем богословии, главизн 5, послании 10: ко Гаию 4, к Дорофею 1, к Сопатру 1, к Поликарпу 1, к Димофилу 1, к Титу 1, к Богослову Иоанну и евангелисту 1. Достоино же есть разумети и яко и иных своих послании память творитв сиеи книзе сицеот божественных имен в главизне 2», нач.: «Се бо убо и в другыих испытанно нами указася, еже всем присно богоподобныим...» (л. 2–7 об.); Оглавление к первой части: «О небесном священноначалии», гл. 1–15 (л. 7 об. – 8 об.); «[Съсвященнику Тимофею Дионисие священник] о небесном священноначальстве», нач.: «Въсяко дание благо и всек дар съвершен, свыше есть съходяи от Отца светом...» – «О Небесной иерархии» (л. 9–85 об.); «Главы о Божественых именех» – начало общего Оглавления к остальной части книги, 100 гл. (л. 86–89); «Священнику Тимофею Дионисие священник о божественых именех» – «О божественных именах», гл. 1–13 (л. 89 об. – 284 об.); «Дионисия Ареопагита, епископа Афиньскаго, к Тимофею епископу о церковничьском священноначалии», с Оглавлением (7 гл.) – «О церковной иерархии» (л. 285–359 об.); «Написание и умняя лучя оставил еси, и разум сущиих, нощи ради бесмертныя, юже несть полза именовати. Дионисия Ареопагита, епископа Афинеискаго, к Тимофею епископу, о таинствънном богословии», с Оглавлением (5 гл.) – «О мистическом богословии» (л. 359 об. – 371); «Того же послания различна», с Оглавлением (10 гл.) – «Послания» сщмч. Дионисия Ареопагита (л. 371–412 об.); «Изящнаго в философех кир Феодора Пидиясима о еже коея ради вины о главах святым венцы вчинени быша писатися», нач.: «Круг многыя яко в чювьствъныих образе носит всех виновнаго Бога...» (л. 412 об. – 413); «Книга филосовская о осмих частех слова» Иоанна Дамаскина, нач.: «По Божию образу създанному человеку и Слова почтенному саном...», 48 гл. (л. 414–577 об.).
    Дополнительные статьи: «Исидорово от посланий», нач.: «Чюдиши ли ся, люблениче, како своих церковь Бог не щадить...» – выписка из послания преп. Исидора Пелусиота (л. 577 об. – 578); «Феодоритово, от того еже от пророк», нач.: «Все мерою и числом подает Господь...» – блж. Феодорита Кирского толкование на Книгу Премудрости Соломона (Прем 11:22) (л. 578–581 об.); «Немесия, епископа Емесьскаго, от того еже о промысле», нач.: «Да како убо рече муж преподобныи, в горкыа впадают смерти...» – выписка из сочинения еп. Немезия Эмесского «О природе человека» (л. 581 об. – 582); «Святаго Василия, яко несть винен Бог злу», нач.: «Истовое убо зло грех есть...» – свт. Василия Великого (л. 582–582 об.); «Златаустаго, еже о трусе», нач.: «Несть праведна иже не имат нечьсо согрешениа...» – свт. Иоанна Златоуста (л. 582 об. – 583); «Того же, еже к Стагирию», нач.: «Да почто мнози речеши, до смерти от прьвыя версты въ многы влазиша напасти...» – свт. Иоанна Златоуста (л. 583); «Того же, еже к Тимофею», нач.: «Аще бы никто же злъ не мучим был, то никтоже не бы мнел...» – свт. Иоанна Златоуста толкование на Послание апостола Павла к Тимофею (л. 583–583 об.); «Того же, еже от Иоанна», нач.: «Что ради глаголю ти: не вси тамо мучятся...» – свт. Иоанна Златоуста толкование на Евангелие от Иоанна (л. 583 об.).
    Записи и владельческие пометы. На л. I название книги: «Дионисии Ареопагит» (дважды, почерками XVI и XVIII вв.). На обороте нижней крышки переплета номер книги по каталогу Е.Е. Егорова: «№=1640» (карандаш); на л. IV об. помета: «№ 9».
    Библиография. Клибанов А.И. Реформационное движение в России в XIV – первой половине XVI века. Москва, 1960. С. 325