Рубрика: Собрание рукописных книг Е.Е. Егорова (XIV–XIX вв.)
Дата: 1636 г.
Кол-во листов: 799 л.
Примечания:Датировка. 1636 г. Вод. зн.: 1) Лилия в гербовом щите под короной, снизу подвеска с монограммой «IF/М» (см. парные зн. на л. I – близкий: Гераклитов, № 158 – 1629 г. и на л. 93 – близкий: Гераклитов, № 153 – 1629 г.); 2) Почтовый рожок в гербовом щите и литерами «R» и «B» по сторонам рожка (см. парные зн. на л. 4, 158, 506 – подобный: Гераклитов, № 111 – 1629 г. и на л. 1, 172, 516 (с утраченной буквой «В») – близкий: Гераклитов, № 111 – 1629 г.); 3) Кувшинчик одноручный, с полумесяцем над крышкой, три вида (первый вид: с литерами «I/ВV» на тулове, см. парные зн. на л. 195, 231 и на л. 200 – типа: Дианова, «Кувшин», № 217 – 1626, 1636–1637 гг., но в альбоме литеры «L/LV»; второй вид: с литерами «I/АV» на тулове, см. парные зн. на л. 237, 291 и на л. 551, 553 – подобные: Дианова, «Кувшин», № 247 – 1621 г.; третий вид: с литерами «I/РО» на тулове, см. л. 794 – типа: Гераклитов, № 527, 528 – 1630, 1631–1633 гг.; Дианова, «Кувшин», № 159 –1631 г.); 4) Кувшинчик двуручный, с полумесяцем над крышкой, на тулове литеры «IR» (см. защитный л. 796 – в справочниках не выявлен). Блок. 799 л. (I–II + 797 л.); л. I–II, 796, 797 – защитные. 1º (32 × 19,7). Письмо. Полуустав двух почерков. Переплет. Современен рукописи. Доски в тисненой коже, с двумя застежками. Кожа на корешке и часть кожи на крышках утрачены. Художественные особенности. На л. 1 красочная заставка «старопечатного» орнамента (перо, чернила, темпера, золото). Инициалы киноварные, некоторые украшены стилизованной растительностью. Содержание. Минея четья на июль месяц:
– 1 июля: Житие «чюдотворец и безмездник» Козьмы и Дамиана, нач.: «По вознесении Господа Бога Спаса нашего Исуса Христа, еже на небеса, восия на земли яко солнце...» (л. 1–8 об.); «В той же день преподобнаго отца нашего Петра четца», нач.: «Иже во святых отец наш Петр бяше в лета Ирины, благочестивыя жены, сын Августа патрикия, от негоже всем книгам научися...» (л. 8 об. – 9);
– 2 июля: «Положение ризы Пресвятыя владычица нашея Богородица и Приснодевы Мария, принесена бысть от Лахерня во Царствующии град», нач.: «Божия таины некако великия и человеколюбия малые пред нашим родом знамения явлена быша...» (л. 9–21); «Житие и мучение святаго мученика Конита», нач.: «Венец убо многоцветен и всем цветом украшен, и всеми взоры пребывая...» (л. 21–24); «В той же день иже во святых отца нашего Увеналии, епископа Ерусалимскаго», нач.: «Иже во святых отец наш Увеналии бе же в лета царя Феодосия Унънаго, святитель же быв во Иерусалиме...» (л. 24–24 об.);
– 3 июля: «Житие и мучение святаго мученика Иакинъфа», нач.: «Царьствующе в то время царю Трояну, и быше в то время гонение великое хистияном...» (л. 24 об. – 29 об.); «В той же день иже во святых отца нашего Анаталия, епископа Коньстаньтина града», нач.: «Той бяше первыи прозвитер и сосудохранителник Александреиския святыя божия церкви...» (л. 29 об. – 30); «В той же день страсть святых мученик Мокия и Марка», нач.: «Тии святии мученицы яти бывше и предани епарху Макъсимьяну...» (л. 30–30 об.);
– 4 июля: «Житие и подвизи иже во святых отца нашего Андрея, архиепископа бывшаго в Крите, списано бысть от Никиты патрикия и куестера», нач.: «Неподобно есть праведных и преподобных мужеи, на земли высокое житие имевше...» (л. 30 об. – 38); «В той же день иже во святых отца нашего Феодора, епископа бывъшаго в Киринеи», нач.: «Иже во святых отец наш Феодор великии святитель бяше при цари Диоклитияне...» (л. 38–38 об.); «В той же день страсть святою мученику Феодота и Феотеи», нач.: «Святая мученика Христова исповедания ради нечестиваго беззаконаго царя Трояна...» (л. 38 об. – 39);
– 5 июля: «Житие и подвизи преподобнаго отца нашего Афонасия, иже бо во Афонех постивъшагося», нач.: «Яже изрядных мужеи написаниа жития и древним убо нужда бяше, ради яже от сих человеком пребываемыя ползи...», 5 июля (л. 39–97); «Проявление мощем преподобнаго и богоноснаго отца нашего Серьгия, игумена живоначалныя Троица, иже в Радожме», с 15 чудесами, нач.: «Приложенно же се да будет к предреченным еже обретении мощеи преподобнаго Сергия, когда бо и в кое время...» – сочинение, приписываемое рядом исследователей Епифанию Премудрому, другими – Пахомию Сербу (л. 97–98 об.); «Похвала преподобному и богоносному отцу нашему Сергию, сотворено бысть учеником его священноиноком Епифаном», нач.: «Таину цареву добро есть хранити, а дела Божия проповедати преславно есть, еже бо не хранити царевы таины пагубно есть...» – сочинение Епифания Премудрого (л. 112 об. – 126 об.); «Молитва ко преподобному и богоносному отцу нашему Сергию», нач.: «О, священная главо, преподобне и богоносне отче, преблаженный авва Сергие великии...» – сочинение Епифания Премудрого (л. 126 об. – 127 об.); «В той же день преподобнаго отца нашего Ламъпа чюдотворца, иже в Ринополви», нач.: «Та бяше всякия добродетели образ преходяще...» (л. 127 об. – 128); «В той же день святыя мученицы честныя, тако нарицаемыя», нач.: «Сии образ имя подобно имущи, много от честных же увещавшися удалитися...» (л. 128); «В той же день страсть святыя мученицы Кирилы Киринеиския», нач.: «Кирила, Христова мученица, бяше царема пре Деоклетиане и Максимияне, от града нарицаемаго Киринеискаго...» (л. 128–128 об.);
– 6 июля: Память преподобного Сысоя чудотворца, нач.: «Сысои, блаженныи отец наш, из млада Бога возлюбив...» (л. 128 об. – 129); «В той же день страсть святыя мученицы Лукия девы, Ириска, Макария и инех 9 мученых в Каламъпании», нач.: «Та бяше святая мученица Лукия убо в Сикилеи...» (л. 129–129 об.);
– 7 июля: Память преподобного Фомы чудотворца, «иже в Малионе», нач.: «И преподобныи отец наш Фома во первем своем житии бысть славен зело...» (л. 129 об. – 130); «В той же день страсть святых мученик Пельгрина, Лукияна, Помъпия, Исухия, Саторнила, Германа», нач.: «Тии беша от Галилея в лета Трояна царя...» (л. 130); «В той же день повесть о(т) Лествицы Иоанна Саваита о преподобнем Акакии», нач.: «Иоанн великии Саваитинъ достоино слышания исповеда вещь, яко бестрастен муж...» – извлечение из «Лествицы» Иоанна Лествичника (л. 129–131);
– 8 июля: «Страдание и мучение святаго великомученика и страстотерпца Христова Прокофия», нач.: «Во оно время царьствующе нечестивому царю Диоклитияну, беззаконному мучителю...», с 10 молитвами свм. Прокофия (л. 131–159); «В той же день святаго мученика Саура (и) иже с ним», нач.: «Святыи мученик Саур таиныи слуга иже с ним быша ото Афин, во времяна Иумирьяна...» (л. 159–159 об.); «В той же день святых мученик Дады, Савы и святаго мученика Прокофпия клятвенаго, иже в Кесарии Палестиньстеи», нач.: «Недобро в безмерную печаль предавшися изнемогати...» (л. 159 об. – 160);
– 8 июля: «Повесть о явлении чудотворныя иконы Пречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Мария, иже в Казани списано бысть смиренным митрополитом Ермогеном Казаньским и Астораханьским в лето 7102-го», нач.: «Аще убо воистинну предивное чюдо содеяся в последнем роде нашем...», с 17 чудесами и тремя молитвами Богородице – сочинение Гермогена, патриарха Московского и всея Руси (л. 160– 186); Житие Прокопия Устюжского, нач.: «И яко же бо исперва глаголеть блаженных уродивых и приснопамятных святых мужех...», с 18 чудесами и похвалой (л. 186–230); Похвала общая Варлааму Хутынскому и Прокопию Устюжскому, «у Соли Вычеготцкияе от чюдотворныя их иконы быша знамения и чдеса премнога в монастыре Пресвятыя Богородица честнаго и славнаго ея Одигитрея и святых страстотерпец Бориса и Глеба и святыя мученицы Екатерины, и тамо поставиша церковъ во имя их. Тогда бо мнози недужнии человецы здравие получивша ибыша они в различных недузех», нач.: «Похвала бывает праведным возвеселятся людие, праведных бо аще постигнет смерть, скончятися им, и будут в покое вечном...» (л. 230–236) с авторским послесловием «О составе чюдес святаго преподобнаго и блаженнаго Прокофия и же Христа ради уродиваго Устюжескаго новаго чюдотворца», нач.: «Слава показавъшему нам свет Господу Богу нашему Исусу Христу преславная и дивная чюдеса и святаго мужа праведнаго Прокофия...» (л. 236–238 об.) / Данный вид цикла житийных сочинений, посвященных Прокопию Устюжскому, складывавшийся в XVI–XVII вв., приписывается исследователями сыну игумена Борисоглебского Соль-Вычегодского монастыря Дионисия [Белоброва, Власов, с. 322–324]/;
– 9 июля: «Мучение святых мученик Патермуфия, Коприя и Алекса и Деатрою мученик», нач.: «Царь Иульян верова Христу Богу нашему и ходяще в заповеди его, последи же пременися и огорьчися злобою...» (л. 238 об. – 248 об.); «В той же день иже во святых отца нашего Панкратия, епископа Тараумеискаго», нач.: «Иже во святых отец наш Панкратиий бяше от града Антиохеискаго...» (л. 248 об. – 249 об.); «В той же день страсть святаго мученик(а) Кирила, епископа Гортуньскаго», нач.: «Кирил священномученик в вере Христове воспитан бысть...» (л. 249 об.); «Житие и подвизи» Феодора Едесского, «списано бысть иже во святых отцем нашим Василием, епископом Мамасийским», нач.: «Благословен Бог Отец Вседерьжитель, Творец небу и земли видимым же всем и невидимым...», в конце – перечень 100 глав книги Феодора Едесского (л. 249 об. – 370);
– 10 июля: «Мучение святых мученик 45, иже в Никополии Аменьстем мученных», нач.: «Царь Ликиниос пусти заповедь по всей вселенней...» (л. 370 об. – 382); «В той же день страсть святых мученик Вирона и Лусина», нач.: «Святый Вирон бяше Писидейския епархия исповедания ради...» (л. 382–382 об.); «В той же день страстьсвятаго мученика Аполония», нач.: «И святый мученик Христов Аполоний бяше от града Аньридцкаго...» (л. 382 об.);
– 11 июля: «Житие и мучение святыя мученицы Евфимии», нач.: «Сеи убо повеление восприим, о пресвятый отче, и всякия добрыя вещи желателю и моему неразумию наставниче...» (л. 383 об. – 393); «Похвала на память святыя блаженныя и равноапостолныя великия княгини Ольги», нач.: «Поновление почтите и о сем, иже во святых отец наш Григории глагола, иже Богословия имя себе стяжавыи...» – из Степенной книги [Степенная книга, с. 185–196] (л. 393–405 об.); «В той же день житие и жизнь святыя Таисея», нач.: «Братия моя присная, хощу вам повествовати дивное и светлое житие блаженныя Таисия...» (л. 405 об. – 407 об.); «В той же день святаго мученика Киньдея презвитера», нач.: «Святый Христов мученик Киньдей прозвитер бе во веси нарицаемей Италмения, во царство Диоклитияна приведен бысть к страннику...» (л. 407 об. – 408);
– 12 июля: «Мучение святых мученик Прокла и Лария», нач.: «Бысть же при царе Макъсимьяне в земли Калипе близ Анькир запрещение всем человеком...» (л. 408–413 об.); «В той же день блаженных мученик Варяго и сына его Ивана, убиенны бысть в Киеве», нач.: «Великии князь Владимер еще поган сый, победи ятвяги...» (л. 413 об. – 414); «В той же день святых мученик Анъдрея и Прова», нач.: «Поведаше Иван Сирин, аки о некоем мнисе сам же бяше видец сему. Некто старец...» (л. 414– 414 об.); 13 июля: «Собор великаго арханьгела Гавриила, воеводы сил бесплотных, иже во святых отца нашего Иоанна Златаустаго», нач.: «Днесь убо, братие, заря упервие грядет с небеси благовестити о приходе праведнаго солнца...» (л. 412 об. – 421 об.); «Страсть святыя мученицы Голендухи, иже ся наричет Мария», нач.: «Закон есть похвалам еже во премудрости велми смыслят...» (л. 421 об. – 430 об.); «Молитва святыя мученицы Христовы Марьи» (л. 430 об. – 432); «В той же день святыя мученицы Миронии», нач.: «Бяше в лета царя Декия, матерь имуще крестьяну суще, и бяше жилище (в) Хитоньстем острове...» (л. 432); «В той же день святаго Маркияна мученика», нач.: «Маркиян, мученик Христов, сыи мучен бысть во граде во Иконьстем...» (л. 432–432 об.); «В той же день святаго мученика Серапиона», нач.: «Серапион, мученик Христов, быше в лета царя Саура...» (л. 432 об.);
– 14 июля: «Житие и страсть святаго Онисима чюдотворца», нач.: «Имеяше отца своего Феодула; той Феодул пояше жену себе в Кесареи Палестиньстей...» (л. 432 об. – 440 об.); «В той же день преподобнаго отца нашего Иосифа Селуньскаго», нач.: «Преподобный отец наш Иосиф бяше во царьство Феофила иконоборца...» (л. 441); «В той же день святаго мученика Иустина», нач.: «Тои бяше от града Сиръскаго подтриуном и лаудием, и возвращеся от сесеи иноплемянник...» (л. 441–441 об.); «В той же день преподобнаго отца нашего Елли мниха», нач.: «Преподобный отец наш Елли, о немже проповедаху сведуще преподобнии отци, якоже издетцка он от родех духовных прилежаше...» (л. 441 об. – 442); «Житие святых мученик Кирика и матери его Улиты», нач.: «Повелевает убо преподобъство твое учити святыми и честными книгами наше оканьство...» (л. 442–445 об.);
– 15 июля: «Житие и подвизи блаженнаго и достохвальнаго и равноапостольнаго благовернаго великаго князя Владимера, нареченнаго во святом крещении Василия, Киевскаго, всея Росииския земли самодержца», нач.: «Всяко дело благо начинается и совершается о имяни Пресвятыя и Единосущныя вседержительныя и неразделныя Троицы...», с двумя молитвами, приписываемыми кн. Владимиру, и похвалой ему же – из Степенной книги (гл. 1–3, 69–71) [Степенная книга, с. 218–223, 327–333] (л. 445 об. – 457); «Успение благовернаго великаго и равно апостолнаго князя Владимера, нареченнаго во святом крещении Василия, крестившаго всю Росиискую землю», нач: «Сей бысть князь Владимер, сын Святославль, от племяни варяжеска...» с «Молитвой великаго князя Владимера о новокрещеных людех» и Похвалой («Тако хвала твоя пребывает на концех земли, услыши ны, боже, Спасителю наш, упование всем концем земли...») – Слово из Торжественника минейного (л. 457–468); «В той же день святаго мученика Аудима», нач.: «Христов мученик Аудим бяше при цари нечестивом Диоклитияне...» (л. 468–468 об.);
– 16 июля: «Мучение святаго Хрисова мученика Аньтиоха», нач.: «Воеводе Аньдреяну сущю губителю и люту без милости...» (л. 468 об. – 474); «В той же день мучение святаго Аньфиногена, епископа Вескаго», нач.: «При царе Диоклитияне бяше велика (кат)ора на християны, якоже страсть имети всем о Бозе...» (л. 474–477); «В той же день святых мученик Оньцыфора и Порфирия», нач.: «Та быста от града Икония Онъцыфор, бяше ближник царицы Труфимы, научижеся вере Христове...» (л. 477–477 об.); «В той же день святыя мученицы Феонеи и сестры ея Елентия и Павла», нач.: «Сия бяше египтяне родом, и яти бывше и во град Алекъсаньдрейский приведени...» (л. 477 об. – 478); «Неделя по памяти святыя Евфимии, внюже творим собор святых отец 630, собравъшихъся в Халькидон», нач.: «При царе Маркияне благочестивом повелением его собрашася святых богоносных отец 630 в Халькидонестеи митрополии...» (л. 478–478 об.);
– 17 июля: «Житие и мучение святыя мученицы Марины девицы», с авторским предисловием Феотима и 13 молитвами мц. Марины, нач.: «Воскресение Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа бывшу празнику...» (л. 478 об. – 496);
– 18 июля: «Мучение святаго мученика Акинфа», нач.: «Спаса нашего Исуса Христа семенный мир во всеи вселенней воглубися и возрасте, и до небесе ветви простре...» (л. 496–500 об.); «В той же день страсть святаго мученика Емельяна», нач.: «Христов мученик Емельян бяше от града Росилда Амасийския епархея...» (л. 500 об. – 501); «В той же день страсть святыа мученицы Феодосьи черноризицы», нач.: «Та бяше в лета царя Феодосия, родителю же благочестиву сущу от Костянтина града, и бывши же ей 7 лет...» (л. 501–501 об.);
– 19 июля: «Житие и подвизи преподобнаго отца нашего Дея», нач.: «Егда же нецый любяще учения муж...» (л. 501 об. – 525); «Житие и подвизи преподобной матери нашея Макрины, сестры святаго Васия, списано бысть братом ея Григорием, епископом Ниским», нач.: «Вид убо книжныи, елико в писаннем образе, епистолия мнится быти...» (л. 525– 539);
– 20 июля: «Огненное восхождение святаго и славнаго пророка Ильи», нач.: «Дивен Бог во святых своих, Бог Иизраилев, и теми предивными знамениями сотвори многа чюдеса...» (л. 539–552 об.); «Огненное восхождение святаго славнаго пророка Ильи и о вдовице, иже во святых отца нашего Иоанна Златауста, патриарха Царя града», нач.: «Слышите, братие, разумно, иже при пророце Ильи бысть мертвец, сын бяше сарафийския вдовицы...» (л. 552 об. – 556 об.); «Огненное восхождение святаго пророка Ильи преподобнаго отца нашего Григория пресвитера, игумена обители Пан(та)кратовы», нач.: «Пророцы убо вси о воплощении Единороднаго Сына послани быша...» (л. 556 об. – 568 об.); «Огненное восхождение святаго и славнаго пророка Ильи. Чюдо, бывшее в Нижнем Новеграде в лето 6926 [1418 г.], в лета великаго князя Василия Дмитреевича всея Росеи, и при митрополите Фотее», нач.: «Бысть же некто муж благоверен, именем Григорей, сын Аукъсеньтиев, сий (и)мея брата по плоти и жену и чад...» (л. 569–573); «Похвала святаго славнаго пророка Ильи», нач.: «Ныне светозарное солнце небеснаго круга шествием огненных коней светлостию просвещается...» (л. 573–577); «Житие и преставление преподобнаго и богоноснаго отца нашего Аврамия, игумена в Чюхломъском уезде на Городке, и о явлении ему иконы Пречистыя Богородицы чюдотворныя, и о составление обители его, и о божественных чюдесех его»: предисловие автора жития игумена Протасия, нач.: «Благодарю Тя, Владыко мой, Господи Исусе Христе, Сыне Божий Вседержителю, яко сподобил мя еси недостойнаго проповедателя быти... » (л. 577–579); «Молитва блаженаго» [Протасия] (л. 579); «О зачале Жития преподобнаго отца Аврамия», нач.: «Сей же преподобный отец наш Аврамие ото юнна возраста благоговейн сый и милостив зело...» – вторая редакция Жития [Дорофеева, с. 22–40], но без чудес (л. 579–599);
– 21 июля: «Память святаго пророка Иезекеиля», нач.: «И быша в три(де)сятое лето и в четвертый месяц пятаго дни, аз бых посреди пленник при реце Ховар...» – два пророчества (л. 599–601 об.) и слово «О преставълении святаго пророка Иезекеиля», нач.: «И пророк славный Иезекеиль, и быша бо он от жрец и от племяни Левгиина...» (л. 601 об.); «Житие и подвизи преподобных отец наших Ивана и Семиона, иже Христа ради уродивых», нач.: «В лета же христолюбиваго царя Иустина, и в празник приходяща многу народу...» (л. 601 об. – 620 об.);
– 22 июля: «Мучение и страдание святаго Христова мученика Фоки», нач.: «Ельма же многажды отшествия Господа Бога нашего Исуса Христа, и пришествия любосердечнаго, и крепкаго врача и пастуха...», с двумя молитвами мч. Фоки (л. 620 об. – 628); «В той же день память святыя мученицы Марии Магдалыни», нач.: «Мария Магдалыни бяше от града Магъдалыньскаго и предел Сиръских, тружаеми от 7 бесов, и истцеле она от Христа...» (л. 628 об.); «В той же день страсть святаго мученика Иульяна», нач.: «Во царьство царя Деклитияна бысть же гонение на християны, и нуди вся пожрети идолом...» (л. 628 об. – 629 об.);
– 23 июля: «Мучение иже во святых отца нашего Полинария арьхиепископа Аньтиохейскаго Ровенъску граду», нач.: «Во дни царя Клавдия пришетшу же ото А(н)тиохея апостолу Петру...» (л. 629 об. – 640 об.);
– 24 июля: «Мучение святыя мученицы Христовы Христины», нач.: «Во граде Тире, пред четырми на десять каланъды и августа при воеводе Урвани...» с двумя молитвами и тремя «испытаниями» Христины (л. 640 об. – 652 об.); «Страдание и мучение святых праведных и похвалных страстотерпец боголюбивых князей российских, самобратных поплоти, Бориса и Глеба, нареченных же по святом крещении Романа и Давида, вкупе же и о сказание предивных чюдес их, о первом и вторем принесение мощем их», нач.: «Род праведных благословится, и о сем пророк Давид глагола: семя их во благословение будеть...», с молитвами святых и 12 чудесами (л. 653–688 об.);
– 25 июля: «Житие и подвизи преподобныя матери Еоупраксеи», нач.: «Во дни благочестиваго царя Феодосия, и тогда же быша во царьстующем граде некто муж имянем Аньтигон...», с тремя молитвами преподобной игуменьи (л. 688 об. – 714 об.); «В той же день успение святыя Анны, матери Святыя Богородицы», нач.: «Свята(я) Анна бяше от племяни Левгина, дши Матфана жерца и Иарии, жены его...» (л. 714 об. – 715); «В той же день предста(вление) Алинпиады белоризицы», нач.: «Тои быша в лета царьства Аркадия и Енория...» (л. 715); «Житие и преставление и чюдеса преподобнаго отца нашего Макария, Желтоводскаго чюдотворца», нач.: «Иже бо удивитися преподобных трудом добрым, иже поревновати ко спасению ходатайстенно...», с 10 чудесами и молитвою прп. Макария (л. 715–745 об.); «Житие и подвизи преподобныя матери нашея Евпракъсии, Алимпийския чюдотворицы», нач.: «Достойно Христовы благодати житие пожити во святых местех...», с 4 чудесами (л. 745 об. – 751 об.);
– 26 июля: «Мучение святаго мученика Христова Емельяна», нач.: «Царьствующе нечестивому царю Иулияну горну [вместо: «горку»] гонению вихор на христовы воины творяшеся...» (л. 751 об. – 755); «В той же день страсть святаго мученика», далее другим почерком и киноварью: «Ерма и Ерми попа», продолжение заголовка читается после инициала: «Святый Ермолай и яже с ним священномученика Ерми попа и Ермократа», нач.: «Тои беша от притча в Никомидия святы церкви, попови суще...» (л. 755–755 об.); «В той же день страсть святых мученик Саукта и Маньтурия, (и) иже с ним(и)», нач.: «Царство правяшу Римъское Марку Анътонину и Левкиру, мученицы быша тии...» (л. 755 об. – 756);
– 27 июля: «Мучение святаго Пантелемона и дружины его», нач.: «Царьствующу нечестиву и закону преступнику царю Макъсимьяну многим живот сопрезрящим веры ради Божия и царьства Господа нашего Исуса Христа...», с молитвой св. Пантелеймона (л. 756–769 об.); «В той же день преподобныя матери нашея Анфусы игумении и девять(на)десят сестр», нач.: «Та бяше при Констянтине Гноетесном, дши стратига Ховрония...» (л. 769 об. – 770);
– 28 июля: «Мучение святых апостол Прохора и Никонора и Тимона, Пармены, иже с ними», нач.: «Божественный великий апостол Христов Прохор бяше от рода Веньямина...» (л. 770–771 об.); «В той же день мучение святыи мученицы Феодоты и чад ея», нач.: «Блаженная владычица Христова Феодотия бяше от Никейскаго града благочестива, и предлежаще о божиих заповедех день и нощь...» (л. 771 об. – 772 об.); «Похвала Пресвятей Владычицы нашея Богородица и Приснодевы Мария о Акафисте, иже во святых отца нашего Иоанна Златоустаго», нач.: «Братие, восия нам свет велий, праведное солнце, преже бо восхода явися естеством свет присносущен...» (л. 772 об. – 778 об.); «В той же день страсть святаго мученика Евстафия иже во Анъкире Галатьстей», нач.: «Христов мученик Евстафий воин бяше крестиян же сый, и приведен бысть к гемону Корнилию...» (л. 778 об. – 779); «В той же день святаго мученика Акакия», нач.: «Акакий, Христов мученик, бяше во царьство Ликинея, емуже представ, Христа Бога исповедав...» (л. 779–779 об.);
– 29 июля: «Мучение святаго мученика Калинника», нач.: «Славно всем человеком и вкупе же всей вселенней страсть блаженнаго мученика Калинника...» с тремя молитвами мч. Калинника (л. 779 об. – 783); «В той же день святыя мученицы Феодотии», нач.: «Блаженная мученица Христова Феодотия бяше она от Некейскаго града, благочестива и богобоязнива, боящеся Господа Бога...» (л. 783);
– 30 июля: «Память святых апостол Силы и Силуяна; в той же день страсть святаго мученика Ивана воиника», нач.: «Сый бысть при царе Ульяне преступнице, воиньствуя послан же бысть со инеми воины на убиение християньское...» (л. 783–783 об.); «В той же день мучение святаго мученика Евстафия, иже во Анькирех», нач.: «Сей блаженный Евстафий воин бяше и приведен бысть ко князю Аньгирскому и вооружися образом честнаго и животворящаго Креста Господня...» с молитвой вмч. Евстафия (л. 783 об. – 784 об.)
– 31 июля: «Страсть святыя мученицы Улиты», нач.: «Улита, Христова мученица, бяше от града Кесария Каподокейския, супруже имуще некоему лихоимъцу мужу...» (л. 784 об. – 785); «В той же ден житие преподобнаго и праведнаго отца нашего Евдокима», нач.: «Евдокима же о Бозе теклоимяните житие исповедати благо и сладость, убо отсюду вкупе и пользя неистове дающим...» (л. 785–795 об.). Записи и владельческие пометы. На л. 795 об. послесловие писца: «Лета 7144 [1636 г.] марта в 13 день зачата бысть сия Минея четья писати, месяць июль, с перваго числа до августа до перваго же числа, а в ней 100 тетратей; а соверьшена бысть того же году месеца июля в 8 день на память святаго праведнаго Прокопия, Устюжескаго чюдотворца». На обороте нижней крышки переплета номер книги по каталогу Е.Е. Егорова: «№=1488» (дважды, карандаш) и заверительная запись: «796 листов»; ниже еще одна, более ранняя заверительная запись: «листо(в) восемьсот восемь листов» (чернила, полуустав кон. XVIII (?) – перв. четв. XIX в.). Сохранность. Сшивка блока нарушена: многие тетради и отдельные листы отделились от переплета. На листах следы воздействия влаги; края ветхие, в разрывах. С л. 780 на сгибе листов (у переплета) большой затек, в области которого бумага повреждена жучками