Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Ф.98 №180. Пролог на март – август, краткой редакции

  • Рубрика: Собрание рукописных книг Е.Е. Егорова (XIV–XIX вв.)
  • Дата: 1506 г.
  • Кол-во листов: 388 л.
  • Примечания: Датировка. 1506 г. Вод. зн.: 1) Голова быка с крестом, обвитым змеей, три вида (первый вид: см. парные зн. на л. 41, 70 и на л. 43, 72 – подобные: Briquet, № 15375 – 1592 г.; второй вид: см. парные зн. на л. 87, 113 и на л. 89, 332 – близкие: Piccard, т. 2, XVI, № 189 – 1499, 1500 гг.; третий вид: см. л. 240 – близкий: Лихачев, № 3727 – 1496 г.); 2) Голова быка с крестом, обвитым змеей, сбоку от креста – монограмма (см. л. 109 – подобный: Лихачев, № 3911 – 1496 г.); Голова быка с крестом, обвитым змеей с раздвоенным хвостом (см. парные зн. на л. 116, 152, 175 и на л. 118, 131 – близкие: Piccard, т. 2, XVI, № 211 – 1502, 1503 гг.). Трет. четв. XVIII в. (л. II, 1–38, 44–45, 385). Вод. зн.: Герб Ярославской губ. с контрамаркой «ЯМСЯ» (Клепиков, I, тип 3 – 1764–1765 гг.).
    Блок. 388 л. (I–II + 386 л.); л. II, 385 – защитные; л. 386 – XVI в., приклеен к обороту нижней крышки переплета. 1º (30,8 × 21; л. I: 9 × 5,5).
    Письмо. Полуустав одного почерка (основная часть рукописи) и полуустав XVIII в. (восполнения текста).
    Переплет. Трет. четв. XVIII в. Доски в тисненой коже, застежки утрачены. Кожа на корешке ветхая, укреплена сверху и снизу полосками кожи, на нижней вытеснены две печати: одна – с литерами «ЛФК», вторая – с орлом и надписью по кругу: «Леонтия К...никова с сыновьями».
    Художественные особенности. Каждый из оборотов крышек переплета украшен иконописным рисунком преподобной жены: на верхней крышке – в покрывале, на нижней – без головного убора, в нимбе; перо, чернила, профессиональный уровень исполнения. На л. 1 вместо заставки – наклейка, вырезанная из обоев.
    Содержание. Пролог на март – август месяцы, краткой редакции. Из памятей славянским святым и праздникам читаются: Слово на перенесение мощей свв. блгвв. князей-страстотерпцев Бориса и Глеба, нач.: «По убиении святую мученику Христову Бориса и Глеба Бог прославляя и дасть има чюдотворныа дары...», 2 мая (л. 142 об. – 143 об.); «Успение преподобнаго отца нашего Феодосиа игумена», нач.: «Феодосии, преподобныи отец наш, бе от града Василева, от благоверну родителю...», 3 мая – Житие Феодосия Печерского (л. 144 об. – 146); «Память святаго отца нашего Мефедиа, епископа Моравскаго», нач.: «Преподобныи отец наш Мефодии бе от града Селуньскаго, от сановиту и богату родителю...» – Житие св. равноап. Мефодия Моравского, 11 мая (л. 163 об. – 164 об.); «Обретение честнаго тела преподобнаго отца нашего Леонтиа, епископа Ростовьскаго», нач.: «Съ блаженыи Леонтии бе Костянтина града рожен и въспитан, за премногу его добродетель епископом поставлен бысть Ростову...», 23 мая (л. 191 об. – 193 об.); «Страсть святаго мученика Мефодьа, епископа Моравьска», нач.: «Мефодии, Христов священномученик, измлада себе Богу предав, съсоуд честныи и приателище Святаго Духа бысть...», 20 июня (л. 238–238 об.); «Блаженою мученику Варага и сына его Ивана, убьеную в Киеве», нач.: «Володимер великии, еще поган сыи, победи варягы и прииде к Киеву, и творяше жертвы з боляры кумиром...», 12 июля (л. 284–284 об.); «Успение блаженаго и великаго князя Владимира, крестившаго землю рускую», нач.: «Владимер благочестивыи бысть сын Святославль от племени варяжьскаго, первее же к идолом много тщание творяше по отчю преданию...», 15 июля (л. 290–292); «Страсть святую мученику и чюдотворцю великою Бориса и Глеба», нач.: «Святаа и славнаа Христова мученика Борис и Глеб, и беста сына Владимера, крестившаго землю русскую...», 24 июля (л. 308 об. – 309 об.); Слово на перенесение мощей преп. Феодосия Печерского («Память преподобнаго отца нашего Феодосиа игумена»), нач.: «Феодосии, преподобныи отец наш, от млад ноготь Христа възлюбив и по заповедем пожив...», 8 августа (л. 337 об. – 338).
    Записи и владельческие пометы. На л. 384–384 об. послесловие писца: «Слава Свершителю Богу и Пречистеи Его Матери, и всех святых молитвами. В лето 7014 [1505 г.] написана бысть книга сиа при державе благовернаго великаго князя Василиа Ивановича, и при митрополите московстемь Симани. А почата книга сиа писати повелением господина и отца нашего игумена Тарасиа и всеи, яже о Христове, братии Коневаго монастыря. А кончалася сиа книга при игуменьстве государя и господина отца нашего игумена Рождества Святеи Богородици Серапиона. А писал сии Пролог последнеишии в последних иноцех и первыи в грешницех Пиминець в дом Пречистеи на Коневець, о своих тяшких съгрешениих. И вы, господие отци и братие, священноинокы и иноце, и подъякы, и клирице, и хто сию книгу почнет чести, прошу и молюся, господие мои и отци святии, припадаа главою до лица земнаго общеи матери всех нас, молюся вашеи святини, Господа ради и Пречистые Его Матери и всех святых, а не моего ради недостоиньства и грубости и недоумениа, чтите и исправляа, яко вас Господь научит и вразумит своею благодатью, а моеи грубости и нерадению, Господа ради, не зазрите, что есть недоумением сътворих или описался. И поминаите мя, унылаго, во святых своих молитвах к Господу выину. Но господие мои и отци, от вашея же святыни и от учительства вашего и от медоточных ваших уст любы множество грехов покрывает. И апостол рече: молитеся друг за друга, вси исцелиете. Рече Господь Бог наш: будите щедри, якоже и Отец небесныи ваш щедр есть. И да будет вам милость Господа нашего Исуса Христа, и Пречистые Его Матери, и сподобит и причтет вы в Царствии своем Небеснем всегда и в бесконечныя векы. А скончася книга сиа месяца декабря в 4 день, на память святыа великомученица Варвары и преподобнаго отца нашего Ивана Дамаскына. А писал есмь, господье мои, сиа обе половини Прилога у старца живя в ослушании или в послушании, бог весть. Спаси Господи, помилуи, повелевшаго благословением, списавшего с потружением, чтущаго с любовию, послушающих с вниманием, дару(и) им, Господи, всем душевное спасение и телесное здравие и спасение. Аз же...» (текст не дописан). На л. 385 об. записи: «Сия книга написана от 7014 [1506] года по 7301 [1793] год, а проиде 286 лет» (гражданское письмо XVIII в.); ниже, архаизирующим полууставом: «Сия книга куплена в лето 7308-е [1800 г.] Мартыном в Астрахани. Писоно рукою Георгием, первы во гресех и в последних человечех. Заплачена десеть рублев». На л. 386 запись: «Сию книгу писанию двести пятдесят восемь лет по 7272 год [1764]» и номер книги по каталогу Е.Е. Егорова: «№=1386» (карандаш). На обороте верхней крышки переплета, у верхнего края, выписка рукой Н.П. Никифорова из жития св. равноап. кн. Ольги (карандаш); его же почерком – заметка о том, что упомянутый в записи игумен Серапион не учтен П.М. Строевым в «Списках иерархов...» на с. 285 (карандаш), далее приписано (чернилами): «В Румянцевском каталоге Коневскаго монастыря рукописей нет, см. стр. 855. У Толстого тоже нет, в Соловецкой тоже нет, у Царского есть за № 76-м принадлежащий етому монастырю Ефрем, 16-й в.» (л. I–I об., приклеенный к л. II).
    Сохраность. На листах пятна от капель воска, в начале книги – следы воздействия влаги. Часть листов подклеены у корешка полосками иной бумаги. Л. 48 отделился от блока, на л. 39 значительный разрыв.
    Дополнительные сведения. Коневский Рождества Пресвятой Богородицы монастырь основан в кон. XIV в. на одном из островов Ладожского оз. (Строев, стб. 285). Упомянутые в писцовой записи игумены Тарасий и сменивший его Серапион в издании не учтены. Дата записи (4 декабря 1506 г.) согласуется с упоминаниями вел. кн. Василия II Ивановича (1479–1533) и московского митрополита Симона (1495–1511). Судя по печати на корешке переплета, в сер. XVIII в. книга могла оказаться в г. Раненбурге: здесь в 1855 г. купец Леонтий Калашников построил храм, освященный в честь свт. Николая, Мирликийского Чудотворца с двумя приделами: Игнатия и Леонтия