Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Ф.98 №177. Евангелия толковые от Матфея и от Луки, блаж. Феофилакта Болгарского

  • Рубрика: Собрание рукописных книг Е.Е. Егорова (XIV–XIX вв.)
  • Дата: 20–30-е гг. XVII в.
  • Кол-во листов: 533 л.
  • Примечания: Датировка. 20–30-е гг. XVII в. Вод. зн.: 1) Кувшин двуручный, с лилией над крышкой и литерами «ID» на тулове (см. парные зн. на л. I, III – типа: Гераклитов, № 750 – 1631–1633 гг., но в альбоме кувшин одноручный); 2) Виноград с литерами «IB» на подвеске (см. парные зн. на л. 7, 8 – близкие: Дианова, Костюхина, № 101 – 1623 г.); 3) Лилия в гербовом щите под короной, с литерами «ID» под щитом и «$» на верхнем лепестке (см. парные зн. на л. 14, 522 и на л. 28, 523 – подобные: Дианова, Костюхина, № 901 – 1624, 1631 гг.).
    Блок. 533 л. (I–III + 530 л.); л. I–III, 528–530 – защитные; л. 7–8, 281, 282, 287 – без текста. 1º (30,3 × 20).
    Письмо. Полуустав нескольких почерков.
    Переплет. Современен рукописи. Доски в коже с тиснением (на верхней крышке – золотым), с одной (нижней) застежкой. На верхней крышке вытиснено в две строки заглавие: «Книга глаголемая Еуаггелие толковое»; здесь же наклейка с заголовком: «Еуаггелие толковое писмяное». Блок тонирован светлозеленой краской.
    Художественные особенности. Инициалы киноварные, украшенные стилизованной растительностью. Вязь в заголовках. К краям листов подклеены разноцветные шелковые «флажки» (закладки-разделители).
    Содержание. Евангелия толковые от Матфея и от Луки, с толкованиями блаж. Феофилакта Болгарского и вступительными статьями: свт. Иоанна Златоуста «Поведание о Еуаггелии святаго Матфея еуаггелиста. Слово первое. Предисловие», нач.: «Поведаше убо нам не требовати помощь от написания...» (л. 1–6); «Марии царицы благоразумное прошение, душа истинны благоразумно дело. Собравыи же плоды медоточны святыи же Феофилакт, болгаром пастырь первоначалныи», нач.: «Сия царица Мария вожделе от сердца разумети еуаггельское писание и умоли архиепископа Охридского блаженнаго Феофилакта...» (л. 6–6 об.); «О Еуаггелии Матфееве сказание вкратце от Златоустова сказания, книга родства. Слово 2», нач.: «Вопрос: Почто убо не рече “зрение”, или “слово”...» (л. 9–14); свт. Иоанна Златоуста «Слово от Матфея еуаггелиста. Книга родства Иисуса Христова, сына Давидова, сына Авраамля. [Слово 3-е]», нач.: «Вопросити вас ныне прихожду...» (л. 14 об. – 22 об); свт. Иоанна Златоуста «Слово от Матфея, святаго еуаггелиста. Слово 4-е», нач.: «Исус Христово рождество сице бысть...» (л. 23–31); «Слово, яко подобает верному чисто и право житие имети. Поучение», нач.: «Прочее же толикия благодати приимшим нам...» (л. 31–35); Евангелие от Матфея с толкованиями блаж. Феофилакта Болгарского (л. 35 об. – 280 об.); Оглавление к Евангелию от Луки (л. 283–284 об.); «Предисловие, еже от Луки святаго еуаггелия», нач.: «Лука божественыи антиохиянин убо бе родом, врач же хитростию...» (л. 285–286 об.); Евангелие от Луки с толкованиями блаж. Феофилакта Болгарского (л. 288–527 об.).
    Записи и владельческие пометы. На внутренних полях л. 520–524 запись: «Книга Спаские пустыни Козеручьского монастыря» (скоропись XVII в.). На обороте нижней крышки переплета старые номера: «24» (карандаш), «140».
    Сохранность. Полная.
    Дополнительные сведения. Козьеруцкий (Козий) Новоприлуцкий Спасо-Преображенский мужской монастырь был основан в 1618 г., расположен вблизи г. Холмогоры [Строев, стб. 828]