Рубрика: Собрание рукописных книг Е.Е. Егорова (XIV–XIX вв.)
Дата: Втор. четв. XVII в.
Кол-во листов: 463 л.
Примечания:Датировка. Втор. четв. XVII в. Вод. зн.: 1) Кувшин одноручный, с полумесяцем над крышкой, на тулове литеры «А/РН» (только на л. 1–352 с первым почерком, см. парные зн. на л. 9, 14 и на л. 26, 27 – близкие: Дианова, «Кувшин», № 278 – 1640 г.); 2) Лилия в гербовом щите под короной, под щитом литеры «ID» (только на л. 353–463 об. со вторым почерком, см. парные зн. на л. 354, 359 и на л. 356, 357 – подобные: Дианова, Костюхина, № 901 – 1624, 1631 гг.). Блок. 463 л.; л. 353, 445 – без основного текста. 4˚ (19,2 × 14,5). Л. 1–141 имеют буквенную чернильную нумерацию. Л. 353 – без текста, загрязнен, и какое-то время был начальным защитным листом второй части книги. Письмо. Полуустав двух почерков: первый – на л. 1–352, второй – на л. 353–463 об. Переплет. Поздний (XIX в.?). Доски в тисненой коже; из двух застежек сохранилась только верхняя, с фигурным замком. Обрез тонирован темной краской. Доски обклеены изнутри бумагой машинного производства (той же, что и при реставрации некоторых листов). Художественные особенности. Инициалы киноварные и чернильные, украшенные стилизованной растительностью. На л. 54 об. – окончание строки, вынесенное на нижнее поле, завершено стилизованным рисунком фонтана (перо, чернила). Вязь в заголовке (л. 1). Содержание.
– «Житие и жизнь иже во святых отца нашего Иоанна Златоустаго, архиепископа Констянтина града, великаго светилника и учителя въселеныя. Списано Георгием, архиепископом Александреиским», нач.: «Понеже убо вси они древнии мужие, повести пишуще, ово от преже их писаннаго поведуют, а другое слышавше...», с 6 чудесами (л. 1–287 об.) и словом «О успении блаженнаго Иоанна», нач.: «Оумершу же великому учителю всего мира, взыдоста два презвитера...» (л. 287 об. – 331 об.); «Месяца генваря в 27 день. Космы Веститора о принесении мощей иже во святых отца нашего Иоанна Златоустаго, архиепископа Констянтина града», нач.: «Слышася всяко вам, о христолюбивое торъжество и святолюбивое собрание, величествие Божие...» (л. 331 об. – 352);
– «Шестоднев», приписываемый Афанасию, архиепископу Холмогорскому (1641–6.IX.1702) [Панич, с. 117–125] /Первым постулировал еще в конце XIX в. принадлежность авторства данного компилятивного вида «Шестоднева» Афанасию Холмскому (по спискам, датирующимся посл. четв. XVII в.) П.В. Знаменский [Знаменский, с. 565–594]/: Вводная часть, без заглавия, нач.: «Бог бе присно и есть и будет, паче же есть присно /Начало стиха 6 из слова 2-го на Пасху Григория Богослова. См., например:«Соборник из 71 слов» (МПД, 1700. Л. 548 и сл.); «Шестнадцать слов Григория Богослова с толкованиями Никиты Ираклийского» нач. XVI в. (РГБ. Ф. 98. № 200. Л. 22 и сл.)/, преже бо всех век и надо всеми веки и веком Творец...» (л. 354–359 об.); «Сказание о твари», нач.: «Иже прежде век едины(и) в Троице славимыи Бог живыи присно и безначално и несказанно, во свете бе неприступнем не изволи един быти, но яко глаголеть Богослов Григорий: Елма же не довляше благостыни сей еже двизатися...» – «Шестоднев», с цитатой из Слова 2-го на Пасху Григория Богослова, стих 11 (л. 359 об. – 362) /Ср.: РГБ. Ф. 98. № 200. Л. 39 об. и сл./; далее – параллелели к Толковой Палее, со слов: «Десять же чинов тогда сотвори их Бог, якоже глаголеть божественныи Дионисии...» до слов «но начаток имат и бытью время указует» (л. 362–362 об., 366–366 об.), затем – продолжение «Шестоднева», со ссылками на сочинения св. Дионисия Ареопагита, свтт. Григория Богослова, Василия Великого, Григория Нисского, сборник «Маргарит» свт. Иоанна Златоуста, Послания ап. Павла, Толковое Евангелие, а также на Библейские книги: Книги пророков Иеремии, Исайи, Иова, Книгу Екклесиаста, Книгу Иудифи, Псалтирь (л. 359 об. – 444 об.). Учитывая, что данная рукопись датируется по водяным знакам периодом, предшествующим рождению Афанасия Холмогорского, следует признать ошибочность принятой в науке атрибуции ему данного «Шестоднева». Дополнение: «А на литургии во изящных переводех написано: егда иереи со страхом Божиим, и потом всегда и ныне присно и аминь» – сочинение толкового и уставного характера о церковных правилах, связанных с литургией; в начале – обширное толкование на хвалебную песнь, звучащую в конце литургии: «Да исполнятся уста наша пения Твоего, Господи, яко сподобил еси нас причаститися...» (л. 446–463 об.). Записи и владельческие пометы. На нижних полях л. 1–10 владельческая запись: «Книга, глаголемая Златауста, князя Ивана Никитича Хованскава». На нижних полях л. 19, 28, 46, 61, 71, 76, 95, 158 еще одна запись: «Книга, глаголемая Зелатоуст меншой, хнязя Ивана Иванова сына Хов[анского]». На обороте нижней крышки переплета номер книги по каталогу Е.Е. Егорова: «№=93» (карандаш). Сохранность. На листах, у корешка, следы воздействия влаги; отдельные листы подклеены на фальцы. Л. 1 отделился от блока. Дополнительные сведения. Князь Иван Никитич Хованский, русский стольник, воевода и боярин, ум. в 1675 г. Его сын князь Иван Иванович Хованский, комнатный стольник (1676 г.) и боярин (1682 г.), ум. в 1701 г. Библиография. Сметанина С.И. Записи XVI–XVII веков на рукописях собрания Е.Е. Егорова // Археографический ежегодник за 1963 г. Москва, 1964. С. 392. (№ 189) (ошибочная датировка: втор. пол. XVII в.)