Рубрика: Собрание рукописных книг Е.Е. Егорова (XIV–XIX вв.)
Дата: Кон. XV – нач. XVI в.
Кол-во листов: 385 л.
Примечания:Датировка. Кон. XV – нач. XVI в. Вод. зн.: Единорог, два вида (первый вид: см. парные зн. на л. 2, 3, 194, 199 и на л. 193, 200, 236, 239 – типа: Briquet, № 10196 – 1493 г.; второй вид: см. парные зн. на л. 8, 13, 234, 241 и на л. 92, 97 – типа: Briquet, № 10034 – 1505, 1506 гг.; Piсcard, т. 10, III, № 1995, 2107 – 1509 г.). Блок. 385 л. (I–II + 383 л.); л. I–II, 382, 383 – защитные, XIX в. 4˚ (19,2 × 13,5). Верхние поля листов обрезаны. Письмо. Полуустав одного почерка. Переплет. XIX в. Доски в тисненой коже, с двумя застежками. На нижней крышке четыре жуковины. Обрез тонирован розовой краской. Художественные особенности. Инициалы простые, киноварные. Вязь в заголовке (л. 1). Содержание.
– «Предисловие о житеи блаженных отцев»; нач.: «В сеи книзе исписася добродетелнье поучение и дивнаго жития жизнь и речениа святых и блаженных отец...» – общее Предисловие к обеим частяи Патерика (л. 1–2 об.);
– Патерик Азбучный (так называемая алфавитная часть): первое из слов: «О авве Антонии», нач.: «Поведа Микроние, прозвитер Нитриискии, яко: унинынию нападшу ми...» (л. 2 об. – 6 об.), предпоследнее слово: «Знамение она великаго о авве Оре», нач.: «Глаголааху о авве Оре и о авве Феодоре, яко бяху полагающе кал на келию...» (л. 200–201); в конце послесловие: «Конец приаша имена и словеса отечьская, еже по азъ буквы», нач.: «Невъзможно убо есть души внити в Царство, сиречь в покои Сына Божиа, не имущи образ царев...» (л. 201–203);
– Патерик Иерусалимский (так называемая анонимная часть), предваряется собственным предисловием: «Предисловие о житии и повести иже блаженных отцев наших»; нач.: «Иже искони беша к Богу Бог Слово многия ради благостыня...» (л. 204–205). В составе 17 пронумерованных глав, первая: «О молчании», нач.: «Молъчанию убо, егда по Крещении бысть днии 40, искушаем от дьявола и ничтоже изыдше...» (л. 205–206); последняя глава: «О любви слово 17», нач.: «Въ граде некоем бяше меритель, и пришед к нему некто гражданин...» (л. 355–360); далее следуют слова без нумерации: «Слово полезно о иноческом житии», нач.: «Услышите, братиа моя възлюбленная, колико почтен бысть иноческыи чин...» (л. 360–364 об.); «О Павле простем и Амонии и Орсиси», нач.: «Рече старец: слышахом о некоих святых, Христа имущих в себе...» (л. 364 об. – 370); «Повесть чюдна о некоем старце», нач.: «Некто старец, от святых велик и прозорлив, прешед бесовъская искушениа...» (л. 370–381 об.). Записи и владельческие пометы. На л. 381 об. разновременные надписи: «146-го [1638 г.] году июня 4 день продал сию книгу архангилскои Предтеченской поп Артемон, подписал своеи рукои» (скоропись); «Сия книга богодухновенная принадлежит крестьянину села...» (гражданское письмо, окончание стерто); «Сию книгу продал поп Семен Тимофеев сын, тверитин ис (Т?)вери игумену Корнилию, а подписал своею рукою» (полуустав с элементами скорописи перв. пол. XVII в.). На обороте нижней крышки номер книги по каталогу Е.Е. Егорова: «№=374». Сохранность. На листах следы от капель воска. В первой половине рукописи бумага у корешка с пятнами от олифы. Л. 1, 379–381 подклеены на фальцы и доставлены по краям полосками бумаги. Дополнительные сведения. Среди Тверских монастырей игумен с именем Корнилий в XVII в. у П.М. Строева не упомянут. В монастырях Архангельской епархии известен игумен Корнилий (1652–1656) Антониева Сийского монастыря [Строев, стб. 820]. Библиография. Сметанина С.И. Записи XVI–XVII веков на рукописях собрания Е.Е. Егорова // Археографический ежегодник за 1963 г. Москва, 1964. С. 377. (№ 87)