Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Ф.98 №164. Сборник служб, житий и похвальных слов новгородско-псковским святым и великомученику Федору Тирону

  • Рубрика: Собрание рукописных книг Е.Е. Егорова (XIV–XIX вв.)
  • Дата: Втор. четв. XVII в.
  • Кол-во листов: 559 л.
  • Примечания: Датировка. Втор. четв. XVII в. Вод. зн.: 1) Кувшин двуручный с крестообразной розеткой над крышкой, на тулове – литеры «IL» (см. парные зн. на л. 3, 8, 292 – близкий: Дианова, «Кувшин», № 412 – 1626 г. и на л. 5, 6, 224 – близкий: Дианова, «Кувшин», № 411 – 1629 г., но в альбоме литеры «IC»); 2) Кувшин одноручный с полумесяцем над крышкой и на горлышке, на тулове литеры «EJ/О» (см. парные зн. на л. 393, 398 – подобный: Гераклитов, № 673 – 1631–1633 гг., но у знака в альбоме литеры «BI/О» и на л. 361, 366, 387, 388 – подобный: Гераклитов, № 582 – 1629 г., но у знака в альбоме литеры «BВ/О»); 3) Столбы с виноградом и литерами «СР» (см. л. 552 – близкий: Дианова, Костюхина, № 1187 – 1629 г.).
    Блок. 559 л. (I–III + 556 л.); л. I–III, 556 – XIX в. 4˚ (20,9 × 16,7).
    Письмо. Полуустав нескольких почерков.
    Переплет. Современен книге, правлен. Доски в тисненой коже, корешок и застежки – XIX в., у верхней застежки утрачен замок, у нижней – литой фигурный. На корешке золотом вытиснен орнамент и название книги: «Служебник».
    Художественные особенности. Инициалы киноварные (в начале заголовков – чернильные), украшенные стилизованной растительностью. Вязь в заголовках, на л. 321 – украшенная.
    Содержание. Оглавление (не окончено – перечислены только первые 8 глав) (л. 1–1 об.); Служба св. блгв. кн. Всеволоду Псковскому (11 февраля, л. 2–28); «Житие и жизнь святаго благовернаго великаго князя Всеволода Мстиславича, нареченнаго во святом крещении Гавриила, новаго чудотворца псковскаго», нач.: «Радуитеся, праведнии, о Господе, правым подобает похвала, и похваляему праведнику возвеселятся людие...», с 21 чудесами (11 февраля, л. 28–90); Служба свт. Никите Новгородскому (30 января, л. 91–112); «Слово похвалное на память иже во святых отца нашего Никиты, епископа Новгородскаго», нач.: «В память вечную будет праведник, понеже убо праведных память воспоминается во всяко время...» (30 января, л. 112 об. – 119 об.); «В тоиже день слово от Патерика о Никите Затворнице, иже бысть по сем епископом Нову граду», нач.: «Бысть во дни праведнаго игумена Никона брат един, Никита именем. Сеи, желая славим быти от человек...» (л. 119 об. – 124); «О Божеи благодати, бывшеи чюдеси явлением и прославлением священнаго телесе, иже во святых отца нашего Никиты, епископа Великаго Новаграда, и знамением Честною и Девою икону, иже в Ругодиве Преславныя Богородица и святителя Христова Николы, и священномученика Власия, и святых безсребреник Козьмы и Дамияна, на посрамление отступивших от православныя веры на обличение безбожныя их ереси», нач.: «Великая Божия дела глаголати светла языка требуют, якоже рещи и от Святого Духа помазания...» (л. 124 об. – 237); Служба свт. Евфимию II Вяжицкому, архиеп. Новгородскому, 11 марта – сочинение Пахомия Логофета (л. 237 об. – 255); «Житие иже во святых отца нашего преосвященнаго архиепископа Великого Новаграда владыки Евфимия», нач.: «Понеже убо онем великим и божественым мужем, иже еще от чрева матерня освященных, иже архиереиством напоследок от Бога почтенных...» – сочинение Пахомия Логофета (л. 255–292); Житие вмч. Федора Тирона, «емуже память творим в первую суботу поста Великого», нач.: «Максимиян царь посла по всему своему царству во вся языки держащая веру християнскую да вкусят скверъных брашен жертвеных...» (17 февраля, л. 294–309 об.); «Нектария, архиепископа Констянтина града, исповедание, чесо ради в первую суботу святаго поста память творим святаго великого Христова мученика Феодора Тирона», нач.: «Яко много множьство благостыня твоея, Господи, праведно нам днесь с Давидом песньски провеща...» (л. 310–320); Служба на преставление блж. Николы Кочанова, новгородского юродивого (27 июля, л. 321–336 об.); «Месяца июля в 27 день. Чюдо преблаженнаго Николы Кочанова о посаднице Великого Нова града», нач.: «Хощу же вам поведати, отцы и братия и чада, Христово избранное стадо, еже о преблаженнем содеяся при животе его...» (л. 337–354); «Месяца генваря в 25 день. Иже во святых отца нашего Григория Богослова, патриарха Царя града. В той же день преставление блаженнаго иже во святых отца нашего и приснопамятнаго Моисея, архиепископа Ноугороцкого чюдотворца» – Служба на преставление свт. Моисея, архиеп. Новгородского 25 января (л. 355–371 об.); «Месяца генваря в 25 день. Житие и подвизи иже во святых отца нашего Моисея, архиепископа Ноугороцкого чюдотворца. Творение Пахомия Сербина», нач.: «Понеже убо онем великим божественым мужем, иже еще от чрева матерня освященных, архиереиством напоследок от Бога почтенных...», с чудесами (л. 372–389 об.); «Месяца генваря в 25 день. Преставление иже во святых отца нашего Моисея архиепископа Новгородцкаго чюдотворца», нач.: «Сей бо блаженныи отец наш Моисеи бе от Великого Нова града, от отечества своего, родися от благочестную родителю от нарочита родом и богата...» (л. 390–393); «Месяца мая в 16 день. Слово похвально на принесение честных и многочюдесных мощей преподобнаго и богоноснаго отца нашего Ефрема, игумена честныя обители святаго великого чюдотворца Николы, иже над Ирменем озером, на Перекомском острове», нач.: «Велико и благочестно пред Богом, еже возлюбити Бога от всея своея душа...» (л. 394–406); Служба на преставление преп. Антония Римлянина, «создавшего обитель Рождества Пресвятей Богородицы в Великом Новеграде» (3 августа, л. 407–427); «Месяца генваря в 17 день и агуста в 3 день. Житие и подвизи преподоб наго и богоноснаго отца нашего Антония Римлянина, игумена бывшаго в Великом Нове граде и создавшаго монастырь и храм во имя Честнаго и славнаго Рожества Пречистыя Владычице нашея и Богородица и Приснодевы Мария. Списано тоя же обители учеником его священноиноком Андреем, иже бысть отец его духовный, и по нем тоя же обители игуменом», нач.: «Понеже всяк без мысли начиная вещь якоже во тме шествует...» (л. 427–434), «Сказание о житии преподобнаго Антония Римлянина и о прихождении от града Рима в Великии Новград», нач.: «Сеи преподобный и богоносный отец наш Антоние родися во граде велицем Риме, иже от западныя части от Италииския земля от латынска языка...», с похвальным словом и 21 чюдесами (л. 427 об. – 549 об.); «Сия дозде преиде яже о чюдесех преподобнаго отца нашего Антония чюдотворца. Такожде и о списавшем чюдеса преподобнаго дозде сказует повесть, и яже о святем», нач.: «Се чюдеса преподобнаго и богоноснаго великаго в чюдесех отца нашего Антония чюдотворца, еже писал от великих малая...» – послесловие автора священноинока Андрея о написании Жития и Сказания о чудесах Антония Римлянина в 1598 г. в Троице-Сергиевом монастыре: «Списана же сия чюдеса преподобнаго во преименитой обители живоначалныя Троицы Сергия Чюдотворца в лета 7106 [1598 г.] месяца марта в 22 день во царство благочестиваго царя государя и великаго князя Бориса Феодоровича всея Руси самодержца, по повелению святейшего патриарха Иева Московского и всея Руси, по преставлении же блаженныя памяти благочестиваго царя государя и великаго князя Феодора Ивановича всея Русии самодержца в первуюнадесять неделю в 5 день, и при митрополите Варлааме Великаго Новаграда и Великих Лук, и понуждением честнейшаго архимарита Кирила честныя обители Сергия Чюдотворца...» (л. 549 об. – 555 об.).
    Записи и владельческие пометы. На л. 293 запись скорописью XVII в.: «Царю государю и великому князю Михаилу Федоровичю всея Руси». На обороте нижней крышки переплета номер книги по каталогу Е.Е. Егорова: «№=976».
    Сохранность. Чернила в первой половине рукописи разрушают бумагу.
    Дополнительные сведения. Упомянутый в записи Кирилл (Завидов) был архимандритом Троице-Сергиевой лавры в 1594–1605 гг. [Строев, стб. 139]. Судя по составу житий и служб святых, архетип Сборника мог возникнуть в Новгороде, например – при древнем храме Федора Тирона на Щирковой улице.
    Библиография. Охотникова В.И. Псковская агиография XIV – XVII вв. Санкт-Петербург, 2007. Т. 1. С. 20, 67, 74, 302, 308 (рукопись датирована кон. XVI в.)