Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Ф.98 №159. «Христианская топография» Козьмы Индикоплова, лицевая

  • Рубрика: Собрание рукописных книг Е.Е. Егорова (XIV–XIX вв.)
  • Дата: Перв. четв. XVI в.
  • Кол-во листов: 286 л.
  • Примечания: Датировка. Перв. четв. XVI в. Вод. зн.: 1) Готическая буква «Р», под розеткой, с перечеркнутой ножкой (см. парные зн. на л. 5, 7 – близкий: Piсcard, т. 4, XIII, № 309 – 1515, 1516 гг. и на л. 20, 23, 106а – подобный: Piсcard, т. 4, XIII, № 308 – 1516 г.); 2) Рука в манжете, над пальцами – розетка (см. парные зн. на л. 197, 206 – близкий: Piсcard, т. 17, III, № 920 – 1508 г. и на л. 205, 213 – близкий: Piсcard, т. 17, III, № 917 – 1511 г., № 944 – 1521 г.); 3) Кувшинчик малый одноручный, под короной (см. л. 214, 217 – близкий: Лихачев, № 2945 – 1504 г.; Лихачев, «Бумажные мельницы», № 624 – 1499, 1500 гг.; подобный: Лихачев, № 2970 – до 1515 г.); 4) Корона (см. л. 191 – близкий: Лихачев, № 1491 – 1520 г.; подобный: Briquet, № 4781 – 1491–1520 гг.). Перв. четв. XIX в. (л. 1–4, 28, 35–36, 223–282 с восполнением текста). Вод. зн.: 1) Литеры «УФ», «ЛП» с белой датой «1814 г.»; 2) Рожок в гербовом щите, с литерами «ММ» и белой датой «1818 г.».
    Блок. 286 л. (I–III + 282 л. + л. 106а); л. I–III, 280–282 – защитные. 1˚ (24,2 × 18,8).
    Письмо. Полуустав нескольких (трех?) почерков.
    Переплет. Перв. четв. XIX в. Доски в красной сафьяновой коже, тисненой золотом; застежки утрачены. Обрез золоченый, с тиснением.
    Художественные особенности. Очерковые рисунки-миниатюры (20) с киноварными пояснительными надписями (почерком писца): «Столпотворение иже в Вавилоне» (л. 48 об.); «Воды, иже превыше небес. Земля связана с прьвым небом по широте, подписание» (л. 76); «Царство небесное» (л. 77 об.); «Земля об ону страну океана» (л. 79); «И сътвори Бог солнце присносветяще, луна же, овогда облачающюся светом, овогда съвлачящю доброту света...» (л. 81 об.); Знаки Зодиака («На всяко лето всякыи месяц лунныи...») (л. 83); «Просту сущу образу человеку противу себе 4 стояще...» (л. 85); библейские сюжеты: Исход (л. 89 об.); Гибель фараона (л. 90); Сошествие манны небесной израильскому народу (л. 91 об.); Моисей, иссекающий воду из камня на горе Хорив (л. 92); Аарон (л. 106 об.); Поставление Моисеем Иисуса Навина на царство (л. 113); «Дави пася же овца отца своего» (л. 127); «Давид биа медведя» (л. 127); «Давид уби льва» (л. 127); «Самоил пророк помаза на царство Давида» (л. 127); Давид, побеждающий Голиафа, и царь Саул (л. 127 об.); Царь Давид на престоле (л. 128); Цари Израильские (л. 130). Из этих 20 миниатюр три: на л. 77 об., 79, 81 об. раскрашены в очерковой «акварельной» манере, еще семь на л. 76, 83, 85, 89 об., 90, 91 об., 92 имеют незначительную тонировку светлой охрой; остальные – рисунок пером, чернилами, некоторые детали – киноварью. На оставшихся не занятыми (полностью или частично) л. 77, 78–78 об., 93–94, 95 об. – 96, 99 об., 101–102, 103 об., 106а, 106а об., 136, 139 об. и др. также предполагались миниатюры, для которых в ряде случаев были прочерчены рамки. На л. 5 эклектическая заставка (с вазой на черном фоне – XVII в.?) и «старорусский» инициал; все – в красках. Остальные инициалы простые киноварные, на л. 9 об. – укашенный стилизованной растительностью. Вязь в заголовке (л. 5).
    Содержание. «Христианская топография» Козьмы Индикоплова, загл. (XIX в.): «Книги о Христе, обимающа весь мир округ» (л. 1), с Оглавлением (л. 1–1 об.) и Предисловием «Козмы, нарицаемаго Индикоплова» (л. 2–4). Ранний текст начинается с л. 5, загл.: «Книга Козмы нарицаемаго Индикоплов, избранна от Божественых Писании благочестивым и повсюду славимыим кир Козмою к хотящим христианьствовати по внешним же кругловидно небо мнящим и прославляющим»; текст обрывается на разделе 12 главы «О Бозе, Отцы, и Сыне, и Дусе», на словах: «множаиши глас пръвее възгласи еже створим человека» (л. 222 об.). Далее со слов: «Внегда убо приидет с небесе Господь...» – восполнение окончания текста, выполненное в XIX в.
    Записи и владельческие пометы. На нижних полях л. 5–27, 29–44 дарственная надпись: «[Сию] книгу полученную, мне ниже подписавшемуся врученную от Стефана Самарина для поискания в разуме написанных, ныне року 1755 в юне, дарю благодетелеви моему хотя и бывшему попу Васил(и)ю непротивно во вся дни живота ево Иванову [...] /Утрата двух листов, восполнены в XIX в./ недостоиный Каменского монастыря из писареи Вологодского Спасо(ва) Илиа Темников» и его же дарственная надпись латиницей: «druzu Ddetsa z(a) drusbou Wizerechnii Roc Ilus Temnicou» («другу детства за дружбу вышереченный Илья Темников») (л. 44 об. – 45). На л. 22 об. владельческая запись: «Сия книга села Дунилова жителя Григорья Середянъкина 1770-го года» (повторена без даты на л. 23 и на л. 82 об., 106а об. кратко: «Григорья Середянъкина»); на верхнем поле л. 25 тем же почерком: «Сия книга села Дунилова Петра Середян...»; на внешнем боковом поле л. 178 об.: «Подой но село. Середянъкина». На л. I помета (гражданским почерком XIX в.): «На обороте 26 листа Кузма Индикоплов в начале Устиниана Греческаго царя». На обороте верхней крышки переплета пометы: «21. терновну траву», «7» (карандаш), «купец Мина» (карандаш); в нижнем углу: «в лето 6047 Устиниан»; на обороте нижней крышки переплета номер книги по каталогу Е.Е. Егорова: «№=647».
    Сохранность. Часть листов подклеены в XIX в. у корешка и по краям.
    Библиография. Пиотровская Е.К. Фрагменты «Христианской топографии» Козьмы Индикоплова в древнерусской традиции: дис. ... д-ра ист. наук. Санкт-Петербург, 2000. C. 350