Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Ф.98 №157. Сборник житий, слов и служб Антонию Римлянину, Александру Свирскому, Зосиме и Савватию Соловецким

  • Рубрика: Собрание рукописных книг Е.Е. Егорова (XIV–XIX вв.)
  • Дата: Посл. четв. ХVI в.
  • Кол-во листов: 377 л.
  • Примечания: Датировка. Посл. четв. ХVI в. Вод. зн: 1) Собака в ошейнике с розеткой над спиной, снизу картуш (см. парные зн. на л. 7, 8, 19, 20 – типа: Piccard, т. 15.3, VII, № 1513 – 1579 г. и на л. 48, 55, 161, 164: подобный: Вriquet, № 3642 – 1581 г., 1584–1587 гг., 1591 г.; Лихачев, № 267 – 1581 г.); 2) Крест с подковой в гербовом щите (польский герб «Любич») (см. парные зн. на л. 80, 81 – подобный: Каманин, Витвицька, № 52 – 1590 г. и на л. 58, 59 – подобный: Каманин, Витвицька, № 54 – 1590 г.). 20–30-е гг. XVII в. (л. III, 371, 372). Вод. зн.: Скрещенные мечи в гербовом щите (близкий зн. в рукописи: РГБ. Ф. 256 (Собр. Н.П. Румянцева). № 157 – 20 – 30-е гг. XVII в.).
    Блок. 377 л. (I–III + 372 л. + 55а + 220а); л. I–III, 370–372 – защитные. 4º (20 × 14,5).
    Письмо. Полуустав одного почерка.
    Переплет. 20–30-е гг. XVII в. Доски в тисненой коже, застежки утрачены; на верхней крышке две литые фигурные петли (разные по форме). Верхняя часть корешка утрачена, кожа на крышках местами потерта.
    Художественные особенности. Вязь в заголовках. Киноварные инициалы простые, на л. 221 украшен стилизованной растительностью.
    Содержание. Сборник Житий и Служб Антонию Римлянину и Зосиме и Савватию Соловецким:
    – «Месяца августа в 3 день. На память преподобных отец наших: Исакия Далматского и Фауста [т. е. Фавста]. В тои ж день преставление преподобнаго и богоноснаго отца нашего Антония Римлянина» – служба преп. Антонию Римлянину (л. 1–14); «Месяца генваря в 17 день и августа в 3-и день. Житие и подвизи преподобнаго и богоноснаго отца нашего Антониа Римлянина, игумена бывшаго в Великом Нове граде и создавшего монастырь и храм во имя Честнаго и славнаго Рожества Пресвятыя Владычица нашея Богородица и Приснодевы Мариа. Списано тоя же обители учеником его священноиноком Андреем, иже бысть отец его духовныи, и по нем тоя же обители бысть игуменом», нач.: «Понеже всяк, без мысли начиная вещь, якоже во тме шествует...» (л. 15–20 об.); «Сказание о житии преподобнаго и богоноснаго отца нашего Антония Римлянина и о прихождении от града Рима в Великии Нов град», нач.: «Сеи преподобныи и богоносныи отец наш Антонии родися во граде в велицем Риме...» (л. 20 об. – 42); имеет рубрики: «О зачале Пречистые Богородицы Антониева монастыря, иже в великом Нове граде» (л. 31–31 об.); «Чюдо преподобнаго и богоноснаго отца нашего Антониа о обретении сосуда делвы, сииречь бочки, со имением преподобнаго» (л. 31 об. – 35 об.); «О создании церкви каменои во второе лето по пришествии преподобнаго» (л. 35 об. – 36 об.); «О поставлении преподобнаго Антониа во игумены» (л. 36 об. – 42) и «Слово похвалное на пречистую память преподобнаго отца нашего Антония Римлянина», нач.: «Сего преподобнаго отца нашего житие ясно сказахом и паче ничтоже недостачноствую...» – сочинение Нифонта, постриженика Антониева монастыря, датируемое 70–80-ми гг. XV в. (л. 42–55); «Месяца августа в 30 день память преподобнаго отца нашего Александра Сверскаго» – Служба преп. Александру Свирскому (л. 56–80);
    – «Месяца августа в 30 день на память иже во святых отец наших архиепископ Константина града Александра, Иоанна и Павла Новаго. Житие и подвизе и еже отчасти чюдес исповедание преподобнаго отца нашего Александра Сверскаго, новаго чюдотворца, иже бысть во области Великаго Новаграда. Списано Иродионом, игуменом тоя же обители и учеником святаго», стих: «Стих. Аще и преставися от нас, пастыре добрыи, но общему Христу Владыце предстоиши. Молю же убо преподобъство ваше, о отцы блажении и треблажении, яко добре спожителство ваше преподобному сему отцу...» – сочинение Иродиона, игумена Троицкого Александра Свирского монастыря (л. 81–177); имеет рубрики: «Се же о родителех божественаго отрока в повесть предложити и достоит» (л. 83–99); «Се же о взыскании блаженнаго отрока» (л. 99–107 об.); «Приход святаго в пустыню в лето 6990-го» (л. 108 об. – 109); «О приходе к преподобному Александру Андреа Завалишина» (л. 109–113); «О приходе брата его Иоана к нему в пустыню» (л. 113–116); «О приходе паки к нему Андрея Завалишина» (л. 116–117); «О приходех старца Никифора к нему» (л. 117–119 об.); «О приходе святаго ангела к преподобному» (л. 119 об. – 120 об.); «О видении Святыя Троица еже преподобныи виде и слыша глаголанная к нему в лето 7016» (л. 121–123); «О поставлении на священство преподобнаго Александра» (л. 123–123 об.); «О собрании преподобнаго о Христе с братьею и о поставлении церкви началныя» (л. 123 об. – 133 об.); «О послании к великому князю и о поставлении церкви каменны» (л. 133 об. – 136 об.); «О видении Даниила, како виде в раи преподобнаго отца Александра с братиею в лето 7033» (л. 136 об. – 141); «Чюдо 1 преподобнаго отца Александра» (л. 141–143 об.); «Чюдо 2 о рыболове» (л. 143 об. – 146); «О Богдане Корюковиче. Чюдо 3–е святаго» (л. 146–148 об.); «Чюдо 4-е о видении святыя Богородица, како явис святому на основании церкви» (л. 148 об. – 151 об.); «Чюдо 5 о рыбах, како яша множество рыб молитвами святаго» (л. 151 об. – 153); «О преставлении преподобнаго Александра» (л. 153–156); «Чюдо о слепом и жене, како исцели молитвами святаго Александра» (л. 156 об. – 157); «Чюдо святаго о беснующемся отроке» (л. 157–158); «Чюдо о жене, како исцеле молитвами святаго» (л. 158–159); «Чюдо о разслабленом отрочати, како исцели молитвами святаго» (л. 159– 160); «Чюдо юноши, како исцели молитвами святаго» (л. 160–161); «Чюдо святаго о жене разслаблене» (л. 161–162 об.); «Чюдо святаго о некоем старцы Саватии именем» (л. 162 об. – 168); «Чюдо святаго о мужи разслабленем» (л. 168–169); «Чюдо святаго о жене разслабленне» (л. 169– 170 об.); «Чюдо святаго о жене Евпраксеи» (л. 170 об. – 172); «И сиа до зде преиде яж о житии и подвизе преподобнаго, тако же и о списавшем житии святаго до зде сказает повесть яже о святем» (л. 172–173 об.); «Чюдо святаго Александра о мужи, просившему плода чреву его» (л. 173 об. – 175); «Чюдо о некоем юноши, разслаблену руку имущу, како исцели молитвами святаго у гроба его...» (л. 175–177);
    – «Месяца августа в 18 день. Принесение мощеи преподобных отец наших Зосимы и Саватиа, Соловецких чюдотворцов» – Служба препп. Зосиме и Савватию Соловецким (л. 177–187); «День памяти преподобнаго отца нашего Саватея Соловецкаго, новаго чюдотворца», 27 сентября – Служба преп. Савватию Соловецкому (л. 187–220 об.); «Житие и подвизи преподобных отец наших Зосимы и Саватиа Соловецких, новоявленных чюдотворцов, понеже бо зачатся жителство въ острове морком, зовомом Соловки, житием и началством раба божия Саватиа прежепомянутаго, и Германа некоего боголюбиваго мниха. И по сем прииде на остров отец Зосима и состави обитель в лето 6944 [1436 г.]. Списано Спиридоном, митрополитом всея Русии», нач.: «Въ дни благочестиваго великаго князя Василья Васильевича Владимеръскаго и Московскаго и всея Русии и великаго князя Бориса Тверьскаго Александровичя, и великаго князя Феодора Рязаньскаго Олговичя, бывшу тогда некоему от грек митрополиту всея Русии Фотию...» – Житие препп. Зосимы и Саватия Соловецких, написанное соловецким иноком Досифеем, вошедшее в редакции митрополита Саввы-Спиридона в Софийский список Великих Миней Четьих (л. 221–363); имеет рубрики: «О приходе преподобнаго отца Зосимы на остров Соловецкии и о начале монастыря того» (л. 234–262 об.); «О преставлении преподобнаго отца Зосимы» (л. 262 об. – 264 об.); «О явлении преподобнаго Зосимы старцу Даниилу» (л. 264 об. – 267); «О видении столпа огненнаго» (л. 267–268); «О явлении преподобнаго Зосимы на утрении» (л. 268–268 об.); «Того же Герасима, еже виде преподобнаго на литоргии» (л. 268 об. – 269); «О погибщем сокровищи и о утешении братне» (л. 269–270); «О явлении преподобнаго отца Зосимы на вечерници» (л. 270–270 об.); «О сотворении житиа преподобным» (л. 270 об. – 273); «О явлении преподобнаго Зосимы на версе земля» (л. 273–274); «Чюдо преподобных отец Зосимы и Саватиа о дву человек, стражющих на шюжма острове» (л. 274–278 об.); «Чюдо преподобнаго о иноце Елисеи» (л. 278 об. – 282 об.); «О пожаре и о создании новыа трапеза» (л. 282 об. – 287); «Чюдо преподобных отец Зосимы и Саватиа о Анисимове жене Марьи...» (л. 287–289); «О Анисиме» (л. 289–291 об.); «Чюдо святаго о умерщеи жене» (л. 291 об. – 294 об.); «О иноце Василии именем» (л. 294 об. – 297); «Чюдо о Феодоре Парфиеве, како избави его Бог от потопа молитвами преподобных Зосимы и Саватиа» (л. 297–298); «Чюдо преподобнаго Зосимы о Никоне, егоже от бесов избави» (л. 298–302 об.); «Чюдо преподобнаго о иноце Викентии» (л. 303–304 об.); «Чюдо преподобнаго отца Зосимы о слепом» (л. 304 об. – 307 об.); «Чюдо о некоем уноши, како обогате посещением преподобнаго Зосимы» (л. 307 об. – 309 об.); «Чюдо преподобнаго о болном отрочати, исцелевшем молитвами святаго Зосимы» (л. 309 об. – 310 об.); «Чюдо святаго о ином отрочати» (л. 310 об. – 312 об.); «Чюдо преподобнаго Зосиме тем же подобно бысть» (л. 312 об. – 313 об.); «Чюдо преподобнаго Зосимы от Матфеи и о жене его Мамелфе» (л. 314–315); «Чюдо преподобных отец наших Зосимы и Саватиа о некоем человеце на Кутее езере» (л. 315–316); «Ино чюдо преподобных отец Зосимы и Саватия» (л. 316–318); «30. Ино чюдо преподобных отец наших еже пресловно» (л. 318–318 об.); «31. Ино чюдо преподобных отец Зосимы и Саватия» (л. 318 об. – 321); «32. Сказание о солнечном течении, како бывает в западнои стране» (л. 321–322); «33. О обещании блаженнаго Зосимы, еже обещася быти духом с братиею своею во своеи обители и о сем рече: разумно да вам будет, аще обрел, буду благодат пред Богом» (л. 322–326); «34. Чюдеса и деяния и преславная явления новоствореная преподобных отец наших Зосимы и Саватия Соловецких, новоявленных чюдотворцев, списашася в лето 7056-го при игумене Филиппе честныа обители Соловецкия» (л. 322–326); «35. Чюдно видение преподобных отец наших Зосимы и Саватиа, еже виде Леванид старец» (л. 326–329 об.); «36. О посещении преподобных отец Зосимы и Саватиа к болящему» (л. 329 об. – 331); «37. Чюдо преподобных отец наших Зосимы и Саватиа о иноцы Сергии» (л. 331–335); «38. Ино чюдо преподобных отец наших тому ж подобно бысть» (л. 335–337 об.); «39. Чюдо преподобных отец Зосимы и Саватиа о брате Протасии» (л. 337 об. – 340); «40. Чюдо о стражущих человек на мори» (л. 340–341); «41. О исцелевшем отроце от болезни очныя» (л. 341–345); «42. О исцелевшем брате от болезни зубныя» (л. 345–347); «43. О исцелевшем человеце явлением преподобных» (л. 347–349 об.); «44. Ино чюдо преподобных преславно» (л. 349 об. – 352 об.); «45. Ино чюдо преподобных отец тому ж подобно бысть» (л. 352 об. – 354 об.); «46. Чюдо преподобных отец Зосимы и Саватиа в царствующем граде Москве» (л. 354 об. – 355 об.); «47. Чюдо преподобных отец Зосимы и Саватиа о убо меръщвенои и живеи княгине» (л. 355 об. – 358 об.); «48. Чюдо преподобных отец о иноце Макарии, имеа десную руку скорчену, и како исцеление получи у гроба святаго Зосимы» (л. 358 об. – 361); «49. Ниже се чюдо да умолчено будет святых Соловецких чюдотворцов Зосимы и Саватия» (л. 361–363);
    – Оглавление к Службам и Житию Зосимы и Савватия Соловецких (л. 364–366 об.)
    Записи и владельческие пометы. На л. 367 записи: «Сия книга Ивана Харламова да сына его Андрея Харламова из Лавна» (скоропись); «1810 года ноября 2 числа. Сия книга многогрешнаго раба Христова санпитербур[гскаго] мещанина Семиона Сажинова, 1 ру(б.)» (гражданское письмо). На обороте верхней крышки переплета и на л. III об. пометы: «ЯК 41». На л. 1 старые шифры карандашом: «26» (зачеркнут) и «24». На обороте нижней крьшки переплета номер книги по каталогу Е.Е. Егорова: «№=677».
    Библиография. Сметанина С.И. Записи XVI–XVII веков на рукописях собрания Е.Е. Егорова // Археографический ежегодник за 1963 г. Москва, 1964. С. 385. (№ 135)