Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Ф.98 №156. Кормчая Нифонта Кормилицына

  • Рубрика: Собрание рукописных книг Е.Е. Егорова (XIV–XIX вв.)
  • Дата: Втор. четв. XVI в.
  • Кол-во листов: 666 л.
  • Примечания: Датировка. Втор. четв. XVI в. Вод. зн.: 1) Перчатка со звездой над пальцами, два вида (первый вид: см. парные зн. на л. 650, 657 и на л. 651, 656 – подобные: Лихачев, № 1752 – 1551 г.; второй вид: с цифрой «3» на ладони, см. парные зн. на л. 68, 75, 81, 82 и на л. 80, 83 – типа: Briquet, № 11388 – 1546 г.; Piccard, 17, V, № 1482 – 1546 г.); 2) Единорог (см. парные зн. на л. 59, 62 – подобный: Piccard, 17, III, № 1906 – 1536 г. и на л. 69, 74 – близкий: Piccard, 10, III, № 1901 – 1536 г.); 3) Рука с трехлепестковой розеткой над пальцами (фрагмент, см. л. 59 – подобный: Piccard, 17, II, № 507 – 1541, 1542 гг.); 4) Перчатка с фестонами на манжете и короной над пальцами (см. л. 64 – подобный: Piccard, 17, VI, № 1789 – 1527 г.); 4) Тиара, с крестом и перекрестием на вершине, три вида (первый вид: см. л. 554, 561 – типа: Piccard, 1, VII, № 62 – 1540–1553 гг.; второй вид: см. парные зн. на л. 194, 195 – близкий: Лихачев, № 1632 – 1536 г. и на л. 599, 602 (дефектный, без креста на вершине) – близкий: Лихачев, № 1633 – 1536 г.; третий вид: см. парные зн. на л. 473, 482 и на 616, 619 – в справочниках не выявлены). Посл. четв. XVII в. (защитный л. I). Вод. зн.: «Дама и кавалер» с литерами «GP» в картуше (близкий: Филиграни XVII в. по старопечатным книгам Украины и Литвы, № 277 – 1680 г.).
    Блок. 666 л. (I + 664 л. + л. 660а); л. I, 663, 664 – защитные. 4˚ (20,9 × 16; л. 60, 61 – 19,4 × 16; л. 117 – 14,7–15 × 16; л. 660а – 13 × 6,1). Л. 660а приклеен к л. 660 об.
    Письмо. Полуустав и мелкий полуустав с элементами скорописи, нескольких почерков (на л. 53 – скоропись).
    Переплет. Современен рукописи, правлен. Доски в тисненой коже, с одной застежкой в середине. Корешок дублирован черной кожей. На нижней крышке следы от средника и старых креплений застежек. Кожа на крышках покороблена, с утратами на краях.
    Художественные особенности. Заставки в красках (2): на л. 30 – в виде жгута в узкой рамке, украшенной кринами, на л. 52 – плетеного «южнославянского» орнамента. Инициалы простые киноварные. Вязь в заголовках (л. 10).
    Содержание. «Кормчая» особого состава Нифонта Кормилицина: Предисловие без начала; текст на верхних строках срезан, читается со слов: «...токмо (?) же себе управит на истину спасения. Аще кто, не умея книг, мудрует, таковыи подобен оплоту, без подпор стоящу...», заканчивается словами: «не имея подпора книжных словес» (л. 1 об.); статья без названия (здесь оставлено место для киноварного заголовка); читается со слов: «(З)латоустаго. (Ч)еловече, что требуеши многых книг, наставляющих тя...» до слов: «...но поучающаася благаа творити» (л. 1 об.); «О сошествии божественем Святаго Духа»; нач.: «Макарие же, патриарх Антиохиискии, написа молитвы...» (л. 1 об. – 2 об.); молитвы на различные потребы, без начала (л. 3–7 об.); «Поучение Иоанна Златоустаго», нач.: «Сидящу ти на чтении божественых писании...» (л. 8); «Вопросы священническия, в мале», нач.: «Попу без стихаря в одном фелони...» (л. 8–9);
    Кормчая под загл.: «Начинаются книги сия, глаголемыя греческим языком Номоканон, сказаемыа нашим языком Закону правило»: «Слово о святых и вселенскых седми соборех и поместных, кде и когда, и какие кождо их собра. Подобает ведати всякому христианину, яко седмь есть святых вселенскых великых събор, а поместных 11», нач.: «Собор вселенскыи превыи. От Вознесениа Христова до прьваго събора лет 300 и 18, а от начала миру лет 5818...» (л. 10–21); «Прилог, рекше предисловие сведшаго святаа правила в 14 титлов», нач.: «Телеса убо по подобию вещественыа приемлюще пищу...» (л. 21–23); «Другое предисловие сведшаго правила, иже по 5-мь съборе, и шестаго же, и седьмаго же, иже по сих, и приложшаго и съчетавшаго с правилы, с апостольскыми же и с преж бывших съборов», нач.: «Преди реченое убо предисловие, отнеле же христианская проповедь...» (л. 23–29 об.); «Грань первая. Глава первая. О богословии и о правовернеи вере, и о правилех, и поставлениих» – Оглавление Фотиева Номоканона (Синтагма XIV титулов) (л. 30–51); записи летописного характера: «В лето [1550 г.] митрополит Макарии» (на верхн. поле л. 51); «В лето 6966 [1458 г.] архиепископ Феодосии Ростовскыи, последи в митрополитех бысть на Москве, по Ионе, в суботу в навечерии Крещениа веле у себя за столом мясо ясти. Иона же митрополит уведа и хоте сан сняти с него. И княгини великая Марья Василиа Васильевичя умоли его. И от того деи, да дее и село Петровьское в дары. А воды пити Богоявленьскыа того дни не подобает. Указано святыми отцы преже доры еа пити. И потом дора дается. Аще прилучится вечер Богоявлениа в суботу или в неделю, ино, пити на празндик преж доры достоиным. И потом дора, и богородичну хлебу, и укропу. В лето 6991 [1483 г.] архимарит чюдовскои Генадии, иже бысть архиепископ Нову граду, повеле братии сидеши по просфире, и по укруху, и по чаши вина после обедни, и потом пити богоявленскую воду. И уведа митрополит Геронтии, и посла по него, и веле его привести к себе. Он же убежа к великому князю. Митрополит же сам шед, взя его и повеле его в ледник всадити, рече: “Сам ты не знаешь, и ты бы ся о себе мудр не ставил, да меня бы ся еси въпросил. Как смел еси ту воду обезчестити, ядши пити. А еже святии отци заповедаша преже доры пити еа, а з году на год однова свящають, а отлученным в опитемии за даров место повелели давати пити однованаго. И уже не хощеши пременити устава, что ядши свящати велено. И ты на завтрее пеи, и брати даваи преж доры”. И хоте его из сану изврещи, и умоли его сам великии князь. Митрополит же прости его. И заповеда пакы такоже дръзати, а того греха плакатися» (л. 51–51 об.); «Титлы правилом сочетаниа и подобным, коемуждо титлу главам, титьль нашим языком сказается грань, грань же яснее именуется сочетание или совокупление» – Кормчая особого состава еп. Нифонта Кормилицына, в которой церковные правила, изложены в систематическом порядке по 14 граням, разделенным в свою очередь на главы (л. 52–311); «От свитка божественых новых заповедии, иже в божественем наследии царя Иустиниана различныи заповеди. Сходящеся подобно с божественым и священным правилы, и от обилиа свою крепость дающе, им же чин некии и число положихом, да вскоре обрящется искомаа глава, понеже, яко речено есть, от различных заповедии быти съчтаным, яко же писано есть зде, с правилы соборными лежащих заповеди(и). От свитка новыих заповедии главы» – Свод законов («заповедей») имп. Юстиниана, составленный свт. Иоанном Схоластиком (гл. 1–20), с оглавлением, включающим названия 87 глав (л. 312–638 об.); «Сказание о двою на десять апостолу и о латынох и о грецех» (л. 638 об., 641–649 об.); «Эпистолия на римляны, в неи же сказание о Иакове, брате Господни, и о 12 апостолу, како прьвии поставление бысть в священныи чин» (л. 639–640 об.); «Слово святаго Василиа о благодарении»; нач.: «Седяи на трапезе молися...» (л. 649 об. – 660); «От пророчества Исаина чтение. Тако глаголет Господь: “Виноград Господа Саваофа...”» (л. 660а); «Слово о покорении»; нач.: «Аще досадить ти кто, премолчи...» (л. 661–662).
    Записи и владельческие пометы. По л. 10–29 писцовая запись еп. Нифонта Кормилицына: «Сия книга Иосифова монастыря, а писал я сам сии Правила еще во Осифове монастыре во игуменах. А где ми будет ни лучится преставитись и пожаловали б, по мне отдали во Осифов монастырь, понеже писал я сии правила про себя по гранем, а не по собором. И чтоб их не давали с них списывати, понеже Даниил митрополит видел их и мне говорил: “Про себе, деи, еси писал, а тако, деи, не надобе писати”. И Макарию митрополиту литу [так!] есми казал, и он рек: “Толко, де, так писати и еретики, де, все роскрадут”. И я у них и прощался и пожа(ло)вали меня и простили. А подписал я сам своею рукою, то есми обещал дати по своеи душе и по родителех моих и по иноке Иоакиме, и по мне, и по себе, и по своих брат(ь)ях и по сестрах, и по инокох Амфилохие и Симоне и по Нокентии [так!] и Иване и Тимофеи, Оулианеи и Агрепене. А другии Правила Постниковы со главами, а главы я сам писал, и то бы мою душю грешную помянули, а родителеи бы моих, кои зде написаны в сенаник написали, и чтоб Господь Бог наш Исус Христос избавил нас вечныя муки». На л. 660 рукой того же Нифонта Кормилицына выполнена другая запись: «Поминание епископа Нифонта Крутицкаго: инока Иоакима, Домну, иноков Амфилохия, Симона, Инокентиа, Иоанна, Тимофея, Оулианию, Агрепену». На обороте нижней крышки переплета номер книги по каталогу Е.Е. Егорова: «№=623».
    Сохранность. На отдельных листах пятна от влаги и счищенных капель воска. Некоторые листы подклеены. Л. 9 отделился от блока.
    Дополнительные сведения. О Нифонте Кормилицыне, еп. Крутицком и Сарском (ум. 1561), бывшем в 1522–1543 гг. игуменом Иосифо-Волоколамского монастыря, см.: Дмитриева Р.П. Нифонт Кормилицын // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 2. Вторая половина XIV–XVI вв. Ч. 2. Л–Я. Ленинград, 1989. С. 141–144. Данный список Кормчей Нифонта Кормилицына в статье, однако, не упомянут.
    Библиография. Сметанина С.И. Записи XVI–XVII веков на рукописях собрания Е.Е. Егорова // Археографический ежегодник за 1963 г. Москва, 1964. С. 360–361. (№ 8); Белякова Е.В. Мазуринская редакция кормчей и ее историко-культурное значение на Руси : автореф. дис. ... канд. ист. наук. Москва, 1998, С. 6, 14 ; Белякова Е.В. Особые редакции Сборника XIV титулов в византийско-славянской традиции // Церковь в истории России. Москва, 1999. Сб. 3. С. 21–43; Андрюшайтите Ю.В. И.П. Лаптев: У истоков отечественного филиграноведения. Москва, 2001. С. 221; Сиренов А.В. Степенная книга: История текста. Москва, 2007. С. 397, 529; Корогодина М.В. Составление Кормчей Нифонта Кормилицына // Археографический ежегодник за 2009–2010 годы. Москва, 2013. C. 99–112; Рыков Ю.Д. Егоров Егор Егорович // Православная энциклопедия. Т. 18. Москва, 2013. С. 34; Корогодина М.В. Кормчие книги XIV – первой половины XVII в. как исторический источник: дис. ... д-ра ист. наук. Санкт- Петербург, 2015. С. 286–300