Рубрика: Собрание рукописных книг Е.Е. Егорова (XIV–XIX вв.)
Дата: Перв. четв. XVII в.
Кол-во листов: 145 л.
Примечания:Датировка. Перв. четв. XVII в. Вод. зн.: 1) Монограмма из литер (см. парные зн. на л. 17, 18 и на л. 21, 22 – типа: Briquet, № 9269 – 1588 г.); 2) Кувшинчик двуручный с виноградом над крышкой и цифрами 1600(?) на тулове (см. парные зн. на л. 69, 76 и на л. 72, 73 – близкие: Дианова, Костюхина, № 780 – 1616 г.; РГБ. Ф. 98. № 547 – перв. четв. XVII в.; подобные: Briquet, № 12886 – 1609 г.; Дианова, «Кувшин», № 398 – 1604, 1609 гг.); 3) Кувшинчик двуручный с полумесяцем над крышкой и на горлышке, с литерами «IB» на тулове (см. парные зн. на л. 2, 5 и на л. 10, 13 – в справочниках не выявлены; типа: Лауцявичюс, № 526 – 1619 г., но в альбоме литеры «PD»). Нач. (?) XVIII в. (л. 142–145). Вод. зн.: Литеры «КА» и «Л(?)М» курсивом (в справочниках не выявлен). Блок. 145 л. 4º (18,5 × 14,5; л. 105 – 17,4 × 13,7; л. 106 – 16,7 × 13,5). Между л. 32 и 33 утрачено не менее 3 листов. Письмо. Полуустав двух каллиграфических почерков (второй – на л. 142–145 об.), приписки: скорописью (л. 18 об. – 19, 132 об., 140 об. – 141) и полууставом (л. 141 об.). Переплет. Современен рукописи. Доски в тисненой коже, застежки утрачены. Корешок ветхий. Художественные особенности. На л. 104, 105 и 106 миниатюры (3) очеркового характера с раскраской в «акварельной» манере; все – на сюжеты Синодика: «Монахи у раскрытого гроба с мощами» (л. 104); «Моление инока перед иконой Исуса Христа» (л. 105); «Душа праведника с ангелом в райских кущах» (л. 106). На л. 19 об. круглая заставка-рамка, на л. 20, 83, 108 заставки; все – чернофонного «старопечатного» орнамента (на л. 20 – с элементами эклектики); перо, чернила. Киноварные инициалы. Вязь в заголовках (л. 20, 83, 108). На обороте верхней крышки переплета наклеен листок бумаги (л. I) с рис. орнамента стилизованных растительных форм (перо, акварель). Содержание /Предварительное описание состава Синодика выполнено А.В. Кузьминым/. Синодик общего поминовения 2-й редакции, составленной при патриархе Иове в 1597 г., содержит: «Предословие о любви духовнои, творение кир Савы Савиной пустыни», нач.: «Духовныи мои отче, брате и господине (имярек), сотвори со мною Бога ради последнюю любовь...» (л. 1–18); «Слава начинающему и совершающему всякое дело благое, единому премудрому и всесилному и вся содержащему во Троицы славимому Богу, во векы аминь. Начало Предословию Синодика сего, смышлением святых апостол семидесятеи и дву по извещению Святаго Духа и утверъжение святых отец седми Собор всея Вселенныя, како жити христианом в законе и како поминаемым быти душам христианскым», нач.: «После Христова вознесения на небеса сицев закон положи первыи патриарх Иерусалимскии Ияков, брат Божии...» (л. 20–45); «Книга, глаголемая предложимо бысть от святыхъ апостолъ и от святыхъ отецъ», нач.: «Сия книги спасеныя и душеполезъныя суть, в нихже написашася хотяще душам своим спасения и помощи...» (л. 45–48); «От правил святыхъ отец», нач.: «Известно буди вам, иже за душу творимая до четыредесяти днеи милостыня по умершим...» (л. 48–51); «Таже от слова святаго Леонтиа, прозвитера Царя града, о поминании оумерших», нач.: «Вонми разумно, аще над гробом ты ныне вино пиеши...» (л. 51–53); «И по семъ пооучение от слова Дорофеева о нашемъ житии», нач.: «Попецемся о себе, братие, попецемся и трезвимся, любимицы...» (л. 53–57 об.); «Сие предисловие общаго Синодика, еже есть помянника, избранно бысть от Божественных писменъ и сказателно въкратце попечении ради о оумерших», нач.: «Всяко даяние благо, и всяк дар совершен...» (л. 57 об. – 82 об.); «Поминаемое во благочестии скончавшихся сице от века», нач.: «Помяни, Господи, душа, иже последоваша пророческим гласом...» (л. 83–101 об.); Слово преп. Иоанна Дамаскина, нач.: «Зрю тя, гробе, и оужасаюся видения твоего...» (л. 103–103 об.); без заглавия, нач.: «Аще кто преставится от братии брат наш...» (л. 105 об.); без заглавия, нач.: «Егда восходит от престола славы Божия душа, и тогда аггели показующи еи райския различныя красоты...» (л. 106 об.); Слово преп. Иоанна Дамаскина, нач.: «Помянух пророка вопиюща: аз есми земля и попел...» (л. 107); «Божиею милостию составися сеи Синодикъ по благословению великого господина и первонастолнаго отца нашего святеишаго Иова патриарха, Московскаго и всея Руси. И сеи помянникъ сложен бысть наподобство вселенскаго канона, иже сотворен бысть по оусопших в мясопустную суботу», нач.: «Аще ли случится кому сеи помянник прочитати, и начни сице: аще ли ереи, да речет: Благословен Бог, аще ли простыи, да глаголет: за молитву святых отец наших...» (л. 108–127); «И после сего помянника кончаи сице» – отпуст (л. 127–129 об.); «Оуказ о литиях, певаемая за оусопших, оже когда бывает лития, и когда не бывает», нач.: «Подобает ведати, яко всегда по все лето бывает лития въ притворе, вечер и утро...» (л. 129 об. – 132); «Сложенъ бысть вкратце помянник вселенскаго родословия», нач.: «Помяни, Господи, правоверных раб своих и рабынь, преже почивших века сего, от Адама и до Ноя и до Авраама...» (л. 133–135 об.); «Помяни, Господи, душа святеиших вселенскых патриарх», перечень имен заканчивается Филаретом (1619–1633), позже приписан Иоасаф (1634–1641) (л. 135 об.); «Помяни, Господи, православных цареи и христолюбивых великихъ князеи и чад их» начинается с имен свв. равноапп. Константина Великого и его матери Елены, св. равноап. кн. киевского Владимира (Василия), оканчивается – поминанием царя и вел. кн. Бориса Годунова, его сына царевича Федора и «князя Михаила» (боярина князя М.В. Скопина-Шуйского), ниже приписки нескольких почерков: 1-м почерком (полуустав сер. XVII в. – после 14 июля 1645 г.?) вписаны имена царя и вел. кн. Михаила Феодоровича и сына его, царевича Ивана; 2-м почерком (полуустав 2-й пол. XVII в. – после 28 января 1676 г.?) вписано для поминания имя царя и вел. кн. Алексея, а позднее 3-м почерком (посл. четв. XVII в.) было добавлено отчество государя («Михаиловича»), а также вписаны для поминания имена царя и вел. кн. Феодора Алексеевича и его жены, царицы и вел. кнг. Агафии Семеновны (л. 136–137 об.); «Помяни, Господи, душа преосвященных митрополитов Киевъских и всея Руси» начинается с записи имен митрр. Михаила, Леонтия, Иоанна, последним вписан митр. Кирилл (л. 138); «Помяни, Господи, душа преосвященных митрополит Московских и всея Руси», начинается с записи имен митрр. Феогноста, Алексея, Киприана, последними вписаны имена митрр. Филиппа «Колычевскаго», Киприана и Пафнотия (л. 138 об.); «Помяни, Господи, благоверных цариц и христолюбивых великихъ княгинь и чад их» начинается с записи имен Ольги (Елены), Анны, Елены, последней вписана царица Марья (Годунова); далее находятся две приписки: 1-м почерком (полуустав кон. XVII – нач. XVIII в.) вписаны имена царевен Пелагеи и Софьи; 2-м почерком (полуустав кон. XVII – нач. XVIII в.) – царицы и вел. кн. Евдокии (л. 139–140). Дополнения втор. пол. XVII–XVIII вв.: «Сеи родители вдовы Устиньи Парфеньевы» (не записаны) (л. 18 об.); «Род Посольниковых» (л. 140 об. – 141); Правила поминания усопших, без начала и окончания (л. 142–145 об.); поминальные записи с перечнем имен (л. 18 об. – 19, 102 об., 104 об., 107 об., 141–141 об.); запись о здравии Павлу и Евфросинии (л. 108); «Род сенатора Назария Петровича Мелницкого, за упокой» (л. 132 об. – 133). Записи и владельческие пометы. В конце основного текста помянника «скончавшихся от века» на л. 102–102 об. писцовая запись: «Помяни, Господи, душу раба своего Антипы, потрудившагося трудолюбезна написати Синодик сей ко святому храму сему Николе да к Сретению Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа в память своим родителем повелением раба Божия Порфирия Семенова сына Бабина. И прости им, Господи, вся согрешения их, еже согрешиша во вся дни живота своего и упокой их с праведными твоими молитвами Пречистыя Матери Твоея и всех святых Твоих. Аминь!». На л. 19 об. писцовая запись киноварью, в медальоне: «Сии Синодик положил в дом Стретению Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа и великому чюдотворцу Николе раб Божии Перфиреи Семенов сын Бабин по себе и по своих родителех». На обороте верхней крыши переплета поминальные записи кон. XVII – нач. XVIII в. и перв. пол. XVIII в. На л. 25 в правом верхнем углу помета: «1745» (г.?). К обороту верхней крышки переплета подклеен листок с акварельным рисунком (л. I) и записью рукой бывшего владельца: «Рисовал Ляля д. п. в 1891м году. Н. Никифоров». К обороту нижней крышки переплета подклеен листок с записью размышлений касательно происхождения вкладчика П.С. Бабина; запись сделана рукой бывшего владельца книги Н.П. Никифорова: «На 2-м листе 12-й тетради, говорится, что написанъ сей синодик рабом божиим Антинопою [имя записано дважды – скорописью и полууставом], повелением раба Божия Перфирия сына Бабина. Хорошо бы доискаться, где находится етот храм Сретения Господня; в монастыре ли каком либо, или приходская церковь; и кто такой Порфирий Семенович Бабин; боярин ли, или ис простых людей; в Синодике Печерскаго Нижегородскаго монастыря, писанном в 1649м году, упоминается род Бабичевых, не он ли самый?». На л. 32 об., 97 пробы пера и читательские пометы. В верхнем левом углу верхней крышки переплета наклеен бумажный ярлык с номером «155»; на ее обороте – шифры книги в собрании Н.П. Никифорова: «№ 180-й» (чернилами) и помета: «Е. 155»; на обороте нижней крышки переплета номер книги по каталогу Е.Е. Егорова: «№=1336» (карандаш). Сохранность. На листах книги пятна от сырости. Поля л. 105, 106 обрезаны, подклеены бумагой XIX в.; л. 8, 105, 106 отделились от переплета; л. 135 разорван, л. 141 поврежден жучком. Дополнительные сведения. Основателем династии Бабиных считается Иван Петрович Бабин, боярский сын, участвовавший в сражениях с поляками при царе Михаиле Федоровиче. По грамоте Михаила Федоровича 1617 г. он получил во владение земли в деревне Бурцево (Бурцово) Растовского стана Каширского уезда. Согласно «Десятни и Тысячной книге», его сыновья – Семен и Андрей – владели крестьянскими и «бобыльскими» людьми в деревне Бурцево Каширского уезда. Порфирий Семенович Бабин, судя по датировке заказанной им рукописи, не мог быть ни предком, ни потомком Ивана Петровича Бабина, и, следовательно, принадлежал к иной ветви этого рода. Сретенский храм с Никольским приделом существовал в нач. XVII в., например, в селе Николе Новом Судогодского уезда Владимирской губ. Возможно, такой храм существовал и в Москве на первоначальном месте основания Сретенского монастыря – у Владимирских ворот, называвшихся также Сретенскими и Никольскими. Назарий Петрович Мельницкий – известная историческая личность. В царствование Феодора Алексеевича он был посланником в Крыму, затем воеводой в Перми, Чердыни и Соликамске, а при учреждении Сената назначен сенатором. Дворянский род Мельницких внесен в VI часть родословных книг Новгородской, Псковской и Тверской губерний