Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Ф.98 №154. Сборник избранных житий и похвальных слов на июнь – июль

  • Рубрика: Собрание рукописных книг Е.Е. Егорова (XIV–XIX вв.)
  • Дата: 1626 г.
  • Кол-во листов: 830 л.
  • Примечания: Датировка. 1626 г. Вод. зн.: 1) Кувшинчик одноручный под полумесяцем, четыре вида (первый вид: с литерами «I/PS» на тулове, см. парные зн. на л. 7, 8 и л. 14, 17 – подобные: Дианова, Костюхина, № 681 – 1614 г., но в альбоме литеры «I/PI»; второй вид: с литерами «МP» и полумесяцем на тулове, см. парные зн. на л. 106, 113 и л. 108, 111 – подобные: Дианова, Костюхина, № 686 – 1621 г.; третий вид: с литерами «PO/I» (двойной линией) и полумесяцем на тулове, три близких формы, см. л. 446, 447, 508, 509 и л. 506, 511 – подобные: Лауцявичюс, № 520 – 1632 г., Дианова, «Кувшин», № 275 – 1636 г.; четвертый вид: с литерами «I/DS» на тулове – подобный знак в альбомах не выявлен); 2) Герб под короной с перевязью (см. парные зн. на л. 47, 48, 55, 56 – близкий: Гераклитов, № 226 – 1629 г. и на л. 92, 95, 96, 99 – близкий: Гераклитов, № 221 – 1626 г.); 3) Рожок в гербовом щите, два вида (первый вид: с шариком под рожком и литерами «I» и «G» над ним, см. л. II, 3, 815, 818 – близкий: Дианова, Костюхина, № 1144 – 1634 г.; второй вид: с литерами «R» и «B» над рожком, см. л. 102, 103 – близкий: Дианова, Костюхина, № 1146 – 1629 г.); 4) Гербовый щит под короной, на поле – литеры «МВ» и изображения животных и птиц, под гербом – литеры «IB» (см. парные зн. на л. 173, 178 и л. 181, 184, 189, 192, 284 – в справочниках не выявлены).
    Блок. 830 л. (I–III + 824 л. + л. 3а–б, 342а); л. I–II, 3а, 822–824 – без текста, л. I, 3б – заметки с описанием рукописи (рукою Н.П. Никифорова), приклеенные к обороту верхней крышки переплета (л. I) и к обороту л. 3а. 4º (18,5 × 14,8).
    Письмо. Полуустав нескольких почерков.
    Переплет. Современен рукописи. Доски в тисненой коже, нижняя застежка утрачена, на верхней отсутствует замок. На верхней крышке переплета две литые фигурные петли для застежек, на нижней крышке – четыре медные жуковины. Обрез тонирован темной краской. На корешке наклейка с названием рукописи «Торжественник... и жи[т]ия [святых] отец... в 22 августа [писа]но 7135 года» (полуустав XIX в., чернила). Корешок надорван от краев вдоль сгибов.
    Художественные особенности. Инициалы киноварные, украшенные стилизованной растительностью.
    Содержание. Сборник избранных житий и похвальных слов на июнь (с 24 числа) и июль: Оглавление (л. 1–3 об.); Слово на Рождество св. пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, Григория Цамблака, «мниха и презвитера», нач.: «Креститель нам днесь раждается...», (24 июня, л. 4–31 об.); Слово на Рождество св. пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна («Сказание еже от Матфея святаго еуангелия») Григория, Папы Римского, нач.: «Во оно время слышав Иоанн...» (24 июня, л. 31 об. – 41 об.); Житие свв. блгвв. кнн. Петра и Февронии Муромских, нач.: «Се убо в Россиистеи земли град, нарицаемыи Муром, в немже бе самодержъствуя и благоверныи князь, яко поведаху именем Павел...» (25 июня, л. 41 об. – 62 об.); Житие прмц. Февронии, нач.: «Бысть во дни Диоклитиана царя Ианфиму епарху болезнию телесною слежати...» (25 июня, л. 63–105 об.); Слово похвальное верховным свв. апп. Петру и Павлу Григория Цамблака, «мниха и презвитера», нач.: «Восия нам днесь светлая великая и незаходимая церковь веселящая, вселенную просвещающая...» (29 июня, л. 106–156 об.); «На собор божественых апостол 12-тих слово похвално святым всехвалным верховным богопроповедником», нач.: «Многа упражнения требует начинаяи повести...» (30 июня, л. 157–172 об.); «Слово являя место и время и вину, воньже явися святая риза Владычицы нашеа Богородица, еже лежит в честнем ковчезе иже Влахерне поклоняемся еи», нач.: «Святая некая и великая таина Божиим человеколюбием явленна...» (2 июля, л. 172 об. – 197); Житие преп. Андрея Критского, «списано бысть от Никиты славнаго патрикия и киестера», нач.: «Неподобно есть праведных и преподобных муж, на земли высокое житие имевша...» (4 июля, л. 197 об. – 211 об.); Слово на обретение мощей преп. Сергия Радонежского, нач.: «В лето 6930-е [1421/22 г.] по преставлении святаго отца Сергия, когда и в кое время, егда восхоте Бог больши прославити угодника...», 5 июля – слово Пахомия Логофета (л. 211 об. – 226 об.); Житие вмч. Прокопия, нач.: «Во она времяна царьствующу Диоклитияну мучителю, и омрачением идольским обажен...» (8 июля, л. 227–273 об.); Житие и чудеса блаж. Прокопия Устюжского, нач.: «В лето 6986-е [1477/78 г.] бе некии муж, уродивыи Христа ради, именем Прокопии...», с 17 чудесами /Последнее датировано 7056 [1548] г./ и похвалой (8 июля, л. 274–305); «Месяца июля в 8 день, на память праздника святаго чюдотворца Прокопия у Соли у Вычегоцкие сотворися преславная чюдеса от чюдотворныя иконы всемилостиваго Спаса и святых чюдотворец Прокопия и Варлаамия», нач.: «Похваляемому праведному возвеселятся людие; праведник, аще постигнет скончатися, в покои будет...», 4 чуда (л. 305–313 об.); Повесть о явлении Казанской иконы Богородицы, «списано бысть смиренным митрополитом Иермогеном Казанским и Астороханьским в лето 7105 [1597 г.]», нач.: «Аще убо предивно чудо содеяся в роде нашем...», 8 июля – сочинение свт. Гермогена, патриарха Московского и всея Руси (л. 314–341); Житие мчч. Патернуфия, Коприя и Александра, нач.: «Иулиян царь, веровав Христу и ходя в заповеди его, последи же пременився...» (9 июля, л. 341 об. – 359); Житие преп. Стефана Махрищского, нач.: «Понеже убо преблагии наш Владыка Бог и Господь Исус Христос всегда нам устраяя благая и полезная...» (14 июля, л. 359 об. – 408 об.); «Успение» св. равноап. кн. Владимира, нач.: «Сеи бысть сын Святославль от племени варяжьскаго князь Владимир...» (15 июля, л. 409–416 об.); «Похвала праведнаго жития» св. пророка Илии, нач.: «Ныне светозарное солнце небеснаго круга возшествием огненных конь светлостию просвещается...» (20 июля, л. 417–434); «Страдание и жизнь» блаж. Симеона, Христа ради юродивого, и сопостника его Иоанна Пустынножителя, «списано от Леонтия, преподобнаго и блаженнеишаго епископа Новому граду Кипрьскаго острова», нач.: «Хотящеи учительскии сан к себе привлещи должни суть своим житием инем учение показати...» (21 июля, л. 434–523 об.); «Месяца июля в 24 день страсть святых великомученик князеи руских Бориса и Глеба, нареченых во святом крещении Роман и Давыд», нач.: «Во оно время бе князь Владимир во граде Киеве, сын Святославль, владе всею Рускою землею...» (24 июля, л. 523 об. – 540 об.); Житие Евпраксии, нач.: «Во дни благочестиваго царя Феодосия беяше некто муж в Царьстем граде, Антигон именем...» (25 июля, л. 540 об. – 594); Слово на Преображение Господне, нач.: «Бог перваго человека в раи всели и заповедь дав ему...», 6 августа – сочинение пресвитера Иоанна (л. 594–607 об.); Слово на Преображение Господне свт. Иоанна Златоуста, нач.: «Приидете, друзи, и днесь во еуаггельское естество...» (6 августа, л. 608–615 об.); Слово на Преображение Господне преп. Анастасия Синаита, нач.: «Яко страшно место се удивляемъ...» (6 августа, л. 616–638 об.); Слово на Успение Богородицы преп. Иоанна Солунского, нач.: «Егда прииде время изыти от тела Пресвятеи Богородици, прииде к неи великии аггел...» (15 августа, л. 638 об. – 701 об.); Повесть об Авгаре и Нерукотворном Образе Константина Порфирогенита, в переводе преп. Максима Грека, нач.: «Не убо един Сам непостижим бе соприсносущныи Отцу Бог Слово...» (16 августа, л. 702–736 об.); Житие мчч. Флора и Лавра, нач.: «Добре учит нас Павел апостол, глаголя беспрестани молитву деяти...» (18 августа, л. 737–757 об.); Слово на перенесение мощей свт. Петра, митр. Московского, нач.: «Во дни благочестиваого и великаго князя Василия Ивановича и сына его Ивана Василиевича с духовным своим отцем митрополитом Филиппом и совет общии помыслиша...», 24 августа – слово Пахомия Логофета (л. 757 об. – 764 об.); «Мучение» Андреяна Никомидийского и дружины его, нач.: «Бысть второе обещание мучителю Максимияну внити в Никомидию, убив же многи на всяком месте, яже обрете християны...» (26 августа, л. 765–785 об.); Слово на Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы, «како принесена бысть из Владимира града в царствующии град Москву от нахождения безбожнаго царя Темирь Аксака», нач.: «В лето шесть тысящь девятсот третие [1395 г.], в седмое лето княжения великаго князя благовернаго и христолюбиваго Василия Димитреевича, самодержца Русския земля...» (26 августа, л. 786–813); Слово на Усекновение главы св. пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, нач.: «Якоже муж етер, любя пустыню, на месте некоем лесне под сению седяща при водах, доброгласными писканиьми птичьими красим и древним шумением движим...» (29 августа, л. 813–821 об.).
    Записи и владельческие пометы. На нижнем поле л. 821 об. почерком основного писца запись: «Лета 7135-е [1626 г.] месяца октября в 16 день написано мною», далее – тайнопись кириллическими буквами под титлами: «å8», «j8», «í8», «á8». На л. I запись рукою Н.П. Никифорова: «№ 358-й. Этот замечательный торжественник куплен 19-го июля 91 г. В нем замечательное и редкое житие Стефана Махрищскаго. Нужно написать щет листам всем»; на обороте верхней крышки переплета наклейка с номером «№ 358» и другой старый шифр: «№ 150» (карандаш). На л. 3б карандашные заметки Н.П. Никифорова о порядке нумерации листов после оглавления и о необходимости проверять состояние тетрадей. На л. 824 об. ранняя проба пера: «Книга Стоглав»; на обороте нижней крышки переплета надпись: «Книга Соб[орник]» и номер рукописи по каталагу Е.Е. Егорова: «№=1351» (карандаш).
    Сохранность. Л. 35, 36, 506, 823 отделились от блока; л. 342 ветхий, деструктирован, чернила прожгли бумагу; нижняя половина л. 3 утрачена. Защитные л. II, 824 об. загрязнены, повреждены жучком