Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Ф.98 №152. Евангелие учительное, лицевое («Патриарший гомилиарий»)

  • Рубрика: Собрание рукописных книг Е.Е. Егорова (XIV–XIX вв.)
  • Дата: Трет. четв. XVI в.
  • Место: 629 л.
  • Примечания: Датировка. Трет. четв. XVI в. Вод. зн.: 1) Кувшин одноручный, под розеткой, на туловище – литеры в два ряда (см. парные зн. на л. 73, 74 и на л. 80, 87 – близкие: Лихачев, № 1868, 1869 – 1567 г.); 2) Кувшинчик маленький, двуручный (см. л. 567 с нижним фрагментом зн. – типа: Лихачев, № 1774 – 1556 г.); 3) Перчатка под короной (см. л. 337, 344 – подобный: Лихачев, № 1744 – 1551 г.). Трет. четв. XVIII в. (л. 1–19 с восполнением текста). Вод. зн.: 1) Герб Ярославской губ., с контрамаркой «ЯМАЗ» (типа: Клепиков, II, 3 – 1756 г.); 2) Pro Patria с литерами «АГ», «Б» и контрамаркой «вензель» (подобный: Участкина, № 693 – 1756 г.).
    Блок. 629 л. (I–VI + 634 л.); защитные л. I–VI, 630–634 и л. 629 с восполнением окончания текста – кон. XIX в. 4˚ (20,6–21,0 × 14,5).
    Письмо. Полуустав нескольких почерков.
    Переплет. XVIII в. Доски в тисненой коже, корешок и застежки из новой кожи. На корешке надпись черной краской: «Евангелие толковое». Обрез с орнаментальным тиснением, тонирован розовой краской.
    Художественные особенности. На полях л. 63, 73 об., 81 об., 82, 92 об. миниатюры (судя по надписи на л. 63 – XVI–XVII вв.) в красках, очерковой акварельной манеры, с сюжетами: «Проповедь Христа апостолам» (л. 63); «Исцеление немого» (л. 73 об.); «Прорицание Христа ученикам о распятии Сына человеческого» (л. 81 об.); «Беседа с Христом апостолов Иакова и Иоанна» (л. 82); «Вхождение в Иерусалим» (л. 92 об.). Инициалы киноварные, украшенные стилизованной растительностью; некоторые дописаны в XVIII в.
    Содержание. Евангелие учительное («Патриарший гомилиарий»), на весь год:
    Триодная часть: от недели мытаря и фарисея по 38 неделю после недели «всех святых», загл.: «Еже о мытари и фарисеи притча и вина, якоже поучению некое и подвижение...» (л. 1–419 об.);
    Минейная часть: поучения на евангельские тексты на весь год, загл.: «Месяца септеврия в 1 день. Поучение на владычниа праздникы и на память святых» (л. 420–613 об.). По сравнению с изданием текста памятника (Крутова М.С. Евангелие учительное XVI века: Исследования. Древнерусский текст. Москва, 2010), данная рукопись имеет незначительные отклонения в минейной части: ошибочная нумерация в поучениях на 1 сентября: вместо 2-го – 3-е, вместо 3-го – 5-е (л. 427, 431 об.), поучение на 19 сентября надписано 14-м сентября (л. 442 об.). В конце текста добавлена молитвенная фраза: «Троице Святая, слава Тобе, ту бе и конец». Ниже следует указание о чтении слова похвального свв. апостолам Петру и Павлу на 29 июня, помещенное в издании после слова на 24 июня.
    Дополнительные статьи: «А се речет к беседе старчеи», нач.: «Рече старец: яко человек, седяи в кельи своеи, поучаяся в псалмех, подобен есть ищущему царя...» (л. 613 об. – 614); Слово преп. Андрея Критского на Рождество Пресвятой Богородицы, нач.: «Аще мерима есть земля пядию, и вервию описуется море...» (л. 614 об. – 629).
    Записи и владельческие пометы. На л. 29–82 рассредоточенная вкладная запись: «Сия книга гл(агол)емая Евангилье толковое Преображения Спасова, а приложил сию книгу Евангилье [продолжение стерто, поверх него следует продолжение сходным почерком и чернилами] тоеже церкви попъ да сын его Иван Васильев [переделано в “Семенов”]... на престол Преображению и к Покрову Пресветеи Богородице и к великому Чудотворцу Николе и к великомученику Никите по своих душах и по родителех. Кто сию книгу Евангилье возъмет от Преображения Спасова и от Покрова Пресветеи Богородицы и от великаго Чудотворца Николы и от великаго мученика Никиты, буди тот проклят в семь веце и в будущем, и буди сия книга не подвижима отныне и до века. Аминь». На л. 634 и на обороте нижней крышки переплета номер книги по каталогу Е.Е. Егорова: «№=132».
    Содержание. На листах следы воздействия влаги. Многие листы укреплены по краям и у корешка полосками белой тряпичной бумаги; старая реставрация. На л. 454, 458–460, 507, 525 чернила разрушают бумагу. Л. 567 отделился от блока, был заменен самим писцом книги и подклеен на фальц.