Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Ф.98 №151. Апостол

  • Рубрика: Собрание рукописных книг Е.Е. Егорова (XIV–XIX вв.)
  • Дата: 1548 г.
  • Кол-во листов: 400 л.
  • Примечания: Датировка. 1548 г. Вод. зн.: 1) Кувшин одноручный, под розеткой, двух видов (первый вид: с литерами «FS» и решеткой на тулове, см. парные зн. на л. 2, 22 (только нижние фрагменты) и на л. 19, 20 – подобные: Лихачев, № 3347 – 1546 г.; второй вид: с решеткой на тулове, см. л. 48, 50 – подобный: Лихачев, № 3811 – 1549 г.; третий вид: с двумя решетками на тулове, см. л. 60 (только верхняя половина зн.) – подобный: Briquet, № 12660 – 1534 г.); 2) Перчатка большая, под короной, с фестонами на манжете (см. парные зн. на л. 262, 263 и на л. 286, 304 (только верхняя половина зн.) – подобные: Piccard, т. 17, VI, № 1823 – 1547 г.); 3) Перчатка под короной, снизу литеры «IC», два вида (первый вид: с трапециевидной манжетой, см. парные зн. на л. 167, 170 – близкие: Briquet, № 11063 – 1544 г.; второй вид: с фестонами на манжете, см. парные зн. на л. 386 и на л. 387 (только верхняя половина зн.) – типа: Piccard, т. 17, VI, № 1933 – 1544 г.). Уточнение датировки на основании писцового послесловия. Сер. XIX в. (защитные л. I, 401). На л. I фрагмент белой даты: «[18]49».
    Блок. 400 л. (I + 401 л.); л. I, 401 – защитные. 4˚ (20 × 13,3). В начале утрачен один лист; между л. 306 и 307 утрачены девять тетрадей (по писцовой нумерации: № 40–48).
    Письмо. Полуустав двух почерков (второй – на л. 399 об. – 400).
    Переплет. XIX в. Картон, обтянутый кожей с имитацией тиснения; застежки утрачены. Верхний край корешка оторван, нижний – с разрывом.
    Художественные особенности. Инициалы киноварные, украшенные стилизованной растительностью. Вязь в заголовках.
    Содержание. Апостол четий, с указанием апракосных чтений на полях и в тексте. Книгу предваряло общее предисловие (окончание которого на л. 1), оглавление («Сказание известно написанным в книге сеи») (л. 1–1 об.), указатель: «И о сем да есть ведомо, коему святому бывает бдение...» (л. 1). Перед «Деяниями» и каждым «Посланием» помещены «Сказания» с кратким содержанием предваряемого текста. В конце – «Месяцеслов» апостолам, избранным святым и праздникам, с подробными богослужебными указаниями (л. 357–377 об.) и обычные указатели апостольских чтений (л. 378–399).
    Записи и владельческие пометы. На л. 399–400 послесловие (почерком, отличным от почерка текста): «В лето 7050 шестаго [1546/47 г.] при благоверном великом князе Иване Васильевиче всеа Руси и при святеишем митрополите московьском Макарии писана книга Апостол на реце на Сянжеме в дому Пречистыа в обители преподобнаго отца нашего Харитона по благословению игумена Елисеа, а писал многогрешныи, и грубыи, и глупыи хужши всех человек [далее цифровой тайнописью, спаренные буквы, складываясь, дают буквенное значение числа] нн мл вв и w мi ець дд аа а ккi мл аа ъ рр ы мi ъ ii мл мм лк дд мi ъ [Родионец Иванов сынъ Копнинъ]. И вы Господа ради, отци и братиа, прочитаите сию книгу и исправляите собою, а Господа ради и Пречистыа ради не кленитие мя грешнаго, зане же, господине, писал есмь худым умом и несвершеным разумом книжным, а тогды я был 20 годов. А где буде описался...». На л. 3 запродажная запись: «Сию книгу Апостол продал Иван Антоманов сын попов Илье Терентиеву сыну кузнецову, а взял рубль и десять алтын». На л. 5–9 вкладная запись: «Положил сию книгу Апостол в дом Николе Чюд(от)ворцу Макарья да зять его Илья Терентиев сын кузнецев». На обороте верхней крышки переплета: «№ 71-й»; на л. I помета: «НЕ».
    Сохранность. На листах пятна от капель воска, во второй половине книги – следы воздействия влаги. Л. 1, 349, 392–395, 399–400 укреплены по краям и у корешка полосками тряпичной бумаги. У л. 75 утрачен нижний угол (с текстом). На л. 115, 174 чернила разрушают бумагу. Во второй половине книги края листов ветхие, в разрывах.
    Дополнительные сведения. Вологодский Спасо-Евфимиевский Сянжемский монастырь основан в XV в. преп. Евфимием Сянжемским (ум. до 1465 г.) и его учеником преп. Харитоном (ум. в 1509 г.) на р. Сянжеме. У П. Строева в этот период зафиксированы сведения об игуменах Протасии (1541 г.) и Корнилии (1587 г.); игумен Елисей в издании не упомянут [Строев, стб. 758]. Отсутствуют и сведения о древнем Богородичном храме в обители.
    Библиография. Сметанина С.И. Записи XVI–XVII веков на рукописях собрания Е.Е. Егорова // Археографический ежегодник за 1963 г. Москва, 1964. С. 390. (№ 172)