Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Ф.98 №15. Октоих. Гласы 5–8.

  • Рубрика: Собрание рукописных книг Е.Е. Егорова (XIV–XIX вв.)
  • Дата: 20-е гг. XVI в.
  • Кол-во листов: 224 л.
  • Примечания: Датировка. 20-е гг. XVI в. (до 1525 г.). Вод. зн.: Лестница в круге, под звездой (см. парные зн. на л. I и на л. 25, 52 – подобные: Мареш, № 1511, 1512 – 1525 г.)
    Блок. 224 л. (I + 223 л.); л. 2 об., 221–223 об. – без текста. 1° (32,0 × 22,3). На листах имеется кириллическая тетрадная нумерация.
    Письмо. Полуустав молдавский (правописание болгарское).
    Переплет. Современен рукописи. Доски в тисненой коже, застежки утрачены. Корешок потерт, поврежден жучком. На корешке бумажная наклейка «Октай патриум… церкви № 10…».
    Художественные особенности. На л. 1 малая заставка в красках неовизантийского орнамента с тремя кринами над рамкой; перо, киноварь, темпера. На л. 3, 56, 111, 162 большие красочные заставки (4) плетеного «южнославянского» орнамента, каждая – с четырьмя кринами и крестом на рамке; перо, киноварь, темпера. На л. 161 об. концовка растительного орнамента. Инициалы простые киноварные. Вязь в заголовках.
    Содержание. Октоих 5–8 гласов; в конце: светильны и стихиры евангельские имп. Льва Деспота (л. 214–217 об.); троичны осмогласника (л. 218– 219); светильны вседневные (л. 219–220).
    Записи и владельческие пометы. На л. I об. – проба пера: «прему въ путь». На л. 2 – поздняя приписка латинскими и славянскими буквами: «Не представляет данная книга никакого интереса для истории Родины. 1 сентября (1)845 г. Н. Истрати. N. Istrati». На л. 1–2 помета: «в субботу вечеря на Господи воззвах», на л. 3: «на великую вечерю на Господи воззвах, воскресны», на л. 161 об.: «Господи, слава». На л. 220 владельческая запись: «Анастасие в лето 7033 [1524/25 г.] монаха». На л. 221 проба пера: «три ми суть немощно разоумети, а четврьта не съвем. путь орли по въздоухоу, и шествия корабле по пьчине, и стьзи зьмия на камени» и ее же повторы ниже другим почерком; ниже запись раздельной скорописью: «Три ми соуть. Книга ермонаха Калистроу в лето 7125 [1616 г.] сеп(темврия) 25»; у нижнего края листа запись кириллическими буквами: «Катрына Мьрыкоуца марше тодеоу». На л. 220 об. – апись 1664 г. о поновлении рукописи: «Сие Охтаю поновил и украси ермонах Георгие от святаго монастиря Бесрекана, едеже есть храм Благовещение Пресвятеи Богородице и Приснодевы Марие, и дал 16 потроник [далее несколько слов стерто], и поновил 25 книг при дни Иоанна и стратига Дабижа, воевода и господарь земли Молдавскои, рукою многогрешнаго Иоанна дияка в лето 7172 [1664 г.] марта 14 дни». На обороте верхней крышки переплета и на защитных листах многочисленные пробы пера и молдавско-румынские записи скорописью с датами от 1708 до 1769 г.
    Сохранность. Многие листы отделяются от переплета, часть листов подклеена. На листах пятна от капель воска.
    Дополнительные сведения. В записи 1664 г. упомянут Иосифов монастырь в Бисерикане. Этот монастырь (иногда называемый просто: Бисериканы) расположен сейчас на территории современной Румынии, в с. Скаричика, в 12 км от города Пьятра Нямц. Был основан в XIV в. первым молдавским исихастом преп. Иосифом, построившим здесь скит с маленькой церковь Благовещения. Впоследствии главным ктитором этого монастыря стал сам господарь Стефан Великий, а его сын между 1517 и 1529 г. построил здесь на месте деревянной церкви Благовещения первый каменный храм. В собрании Е.Е. Егорова имеются и другие книги монастыря Бисериканы: № 47, 185, 228, 481, 802. Иоанн Дабеж, господарь Молдавский, более известен как Еустратие Дабежа (1661–1665).
    Библиография. Mioc. Materiale româneşti. P. 335–336, № 5; Constantinescu. Repertoriu. № 476, P. 95; Însemnări de pe manuscrise. P. 42; Virgil Cândea. Mărturii româneşti. IV. № 489, P. 207; Анисимова Т.В. Молдавские рукописные книги в собрании Е.Е. Егорова // Румянцевские чтения: материалы всероссийской науч. конф. (17–18 апреля 2012). Москва, 2012. Ч. 1. С. 16–18.