Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Ф.98 №147. Евангелие тетр

  • Рубрика: Собрание рукописных книг Е.Е. Егорова (XIV–XIX вв.)
  • Дата: Втор. треть XV в.
  • Кол-во листов: 392 л.
  • Примечания: Датировка. Втор. треть XV в. Вод. зн.: 1) Ключи, два вида (первый вид: см. парные зн. на л. 5, 100 – близкий: Piccard, т. 8, III, № 379 – 1428 г.; подобный: Лихачев, № 921 – 1433 г. и на л. 7 – подобный: Piccard, т. 8, III, № 381 – 1427, 1428 гг.; второй вид: см. парные зн. на л. 69 – подобный: Piccard, т. 8, III, № 363 – 1440 г. и на л. 70 – подобный: Piccard, т. 8, III, № 183 – 1425 г., № 185 – 1419 г., № 195 – 1418–1421 гг.); 2) Корона(см. парные зн. на л. 379, 381 – близкий: Лихачев, № 1038 – 1460 г. и на л. 385 – подобный: Лихачев, № 2637 – 50-е гг. XV в.). Кон. XVIII – нач. XIX в. (защитные л. I–III, 386–389 и реставрационные подклейки). Вод. зн.: «Герб г. Базеля» (на доставленных полях л. 9, 289 – типа: Клепиков, I, № 501 – 1776 г., № 1204 – 1792 г., № 810 – 1803 г.; Тромонин, № 937 – 1801 г.; Участкина, № 678 – 1812 г.).
    Блок. 392 л. (I–III + 389 л.); л. I–III, 386–389 – защитные. 1˚ (25,8 × 19). Поля листов обрезаны.
    Письмо. Каллиграфический полуустав одного почерка.
    Переплет. 1785 г. (см. ниже запись переплетчика). Доски, обтянутые зеленым бархатом; на верхней крышке массивные серебряные (со следами позолоты) средник и наугольники, с чеканными изображениями Распятия на среднике и евангелистов по углам. Нижняя застежка утрачена, у верхней – фигурная серебряная застежка с позолотой, той же гравировки, что и оклад. Первоначальные крепления застежек на нижней доске утрачены; сохранившаяся верхняя застежка крепится обычной металлической пластиной, прибитой к доске железными гвоздями. Обрез блока позолочен. Бархат на бинтах и нижнем крае корешка утрачен, на верхней крышке – со следами от капель воска.
    Художественные особенности. На л. 9 об., 113 об., 180 об., 289 об. вставные миниатюры с изображениями свв. евангелистов, выполненные темперой и золотом на оттисках гравюр печатного издания Евангелия напрестольного (МПД, 06.01.1648) [Зернова, № 205]: гравюры данного издания воспроизводят Евангелие напрестольное 1627 г. (МПД). Однако в Евангелии 1648 г. использованы оттиски только центральных композиций данных гравюр, без орнаментальной рамки. Идентификация произведена на основе сопоставления с изданием гравюр Евангелия 1627 г. [Сидоров, c. 176–186, ил. 58, 63, 64], с экземпляром Евангелия напрестольного (МПД, 1648) Музея книги РГБ, а также на сохранившейся на л. 113 об. (Евангелист Марк) печатной сигнатуре: л. 116 об.
    На л. 10, 114, 181, 290, 364 большие заставки (5), на л. 10, 181, 290 инициалы «неовизантийского» типа (на л. 290 – «эмальерного»); все – темпера, золото. На л. 2, 4, 8, 109, 175, 177 об., 284 об., 285, 363 – заставки-разделители: плетеные «жгуты», «змейки», «дорожки» геометрического орнамента, украшенные по краям стилизованными листьями, на л. 175 над заставкой – крест; все – киноварь, золото, чернила; на л. 2 – с тонировкой зеленой темперой, на л. 364 об. заставка-разделитель («змейка») – киноварью и чернилами. Инициал на л. 114 – «старопечатного» типа, наведен киноварью по счищенному и загрунтованному раннему инициалу с изображением дракона, написанного, судя по остаткам просвечивающего через белила красочного слоя, синей и красной, темперой и золотом. Все инициалы (кроме позднего) близки по стилю инициалам рукописей круга Евангелия Хитрово. Остальные инициалы – простые геометрические, золотом и киноварью (л. 364 об.), на л. 4, 110 об., 177 об., 285 – украшенные стилизованной растительностью. Указатели апракосных чтений на полях и в тексте также золотом. Вязь золотом в заголовках. Все художественное оформление выполнено на высочайшем профессиональном уровне.
    Содержание. Евангелие тетр, с Оглавлениями и Предисловиями блаж. Феофилакта Болгарского перед каждым Евангелием. В начале – молитва предначинательная (л. 1 об.); после Предисловия к Евангелию от Матфея (л. 4–7 об.) помещено Предисловие о четырех канонических Евангелиях, нач.: «Ведомо буди, яко четыре суть еуаггелиа, и ниже множае сих, ниже умаленее...» (л. 8–8 об.). Перед Евангелием от Иоанна (после Предисловия) – выписка из иноческого устава о чтении евангелия на Пасху (л. 288). В конце – Месяцеслов с указанием евангельских чтений (л. 364–372; памяти славянских святых и праздников отсутствуют) и обычные указатели, в том числе – указатели евангельских чтений на «часах» «в навечерие Рождества Христова» и «в навечерие Просвещения» (л. 372–385).
    Записи и владельческие пометы. На л. 2–8 полустертая владельческая запись (полуустав кон. XVII в.), в УФ-лучах читается только начало: «Сия книга Переславля Рязанского церкви великомученика Георгия [исправлено на:] Пресвятыя...». На л. 10–21 другая владельческая запись (по стертой, более поздним почерком): «Сию богодухновенную книгу сея книги писателя внук иерей Илиинский Иоанн Иоа(нн)ов, которой вновь ее обрал и переплел 1785 году, а написана»; далее на л. 21–26 окончание предыдущей записи: «лета 7198 [1690]-г(о) году ноября в 1 день». На л. 385 об. повтор: «Сия книга Илиинскаго иерея Иоанна, яже есть во граде Рязани». На обороте нижней крышки переплета номер книги по каталогу Е.Е. Егорова: «№=629».
    Сохранность. На листах пятна от капель воска, по краям – следы воздействия влаги (особенно – в начале и конце книги). Почти все листы приклеены к фальцам из той же бумаги, что и защитные листы.
    Дополнительные сведения. Переславль-Рязанский, удельный город Рязанского княжества, был переименован в Рязань в 1780-е гг. Церковь Ильи Пророка расположена на Соборной площади современной Рязани, построена не ранее 1699 г. Храм великомученика Георгия Победоносца находится на окраинах города, на Городище; упоминается в окладных книгах с 1676 г.
    Библиография. ПС XV в., с. 95, № 548 (датировка: XV в. без уточнения)