Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Ф.98 №146. Архиерейский чиновник

  • Рубрика: Собрание рукописных книг Е.Е. Егорова (XIV–XIX вв.)
  • Дата: Сер. XVII в.
  • Кол-во листов: 392 л.
  • Примечания: Датировка. Сер. XVII в. Вод. зн.: 1) Гербовый щит с литерами «ED» (см. парные зн. на л. II–III, V, 372, 373 и на л. 374 – близкие: Гераклитов, № 1428, 1429 – 1656 г.); 2) Шут семизубцовый, два вида (первый вид: с литерами «LM» на подвеске и контрамаркой «BR» (или «BP»?), см. л. VI, 4а, 5, 11 – подобный: Гераклитов, № 1331 – 1656 г.; второй вид: без литер на подвеске и с контрамаркой «RI», см. л. 15, 16, 29, 34 – подобный: Дианова, «Голова шута», № 304 – 1656 г., но в альбоме – литеры «РВ»).
    Блок. 392 л. (I–VI + 375 л. + л. 4а, б + 56а + 100а + 192а+ 216а +231а, б + 272а,б,в – без текста); л. I–VI – защитные. 4˚ (20,5 × 15,8).
    Письмо. Полуустав одного почерка.
    Переплет. Доски, обтянутые желто-зеленым бархатом, с двумя застежками. По углам верхней крышки – четыре жуковины в форме сердечек, в центре – средник в форме процветшего креста; на нижней крышке – три круглые жуковины по угам (верхняя левая утрачена) и фигурный средник (розетка); все – из белого позолоченного металла (серебро?). Из того же металла литые фигурные накладные петли и крепления для застежек, а также три полоски металла, прибитые к углам крышек.
    Художественные особенности. На л. 5, 193 малые заставки чернофонного «старопечатного» орнамента; перо, чернила, тонировка зеленой краской. Инициалы киноварные, украшенные стилизованной растительностью.
    Содержание. Архиерейский чиновник, в начале: «Сказание главам в настоящей книги сей. Выписаны из святительского потребника» (л. 1–4 об.). Включает: «Гл. 1. Начало освящению антимисному, како достоит святителю или епископу освящати антимисы» (л. 5–29); «Гл. 2. Чин оумовению ногам во святый Великий четверток» (л. 30–41 об.); «Гл. 3. Чин погребению, како подобает погребсти святителя» (л. 42–52 об.); «Гл. 4. Вопросы святейшим патриярхом и митрополитом и архиепископом и епископом» (л. 53–56); «Гл. 5. Молебен за всяко прошение и молитва Пресвятей Богородицы похвалы» (л. 57–67 об.); «Гл. 6. Канон молебен Господу нашему Иисусу Христу, певаем во общих напастех и в бездождие, в глад, и мятеж, и в спротивлении ветром, и в нашествие иноплеменных, и о всяком прошении, и молитвы» (л. 68–82); «Гл. 7. Канон молебен к Господу Богу нашему Иисусу Христу за царя и за люди, о победе на враги, и молитвы» (л. 83–94 об.); «Гл. 8. Молитва в путь идущим» (л. 95–95 об.); «Гл. 9. Молитва на рать идущим» (л. 95 об. – 96 об.); «Гл. 10. Молитва, бываемая от святителя или от иерея, внегда отпущати к плаванию корабли» (л. 96 об. – 98); «Гл. 11. Молитва судном ратным, отпущаемым на противныя» (л. 98–99); «Гл. 12. Молитва, бываемая хотящу святителю путь шествовати, и паки возвратитися» (л. 99–99 об.); «Гл. 13. Молитва в любовь, еже есть мир» (л. 99 об. – 100); «Гл. 14. Молитва еже от вражды смиревающихся» (л. 100–100 об.); «Гл. 15. Чин, бываемый исповеданию четцом, иподияконом и дияконом, и священником, и поставление иподиякона» (л. 101–105 об.); «Гл. 16. Устав, бываемый на поставление диякона» (л. 106–112 об.); «Гл. 17. На поставление попом и дияконом свидетельство» (л. 113–115 об.); «Гл. 18. Устав, бываемый на поставление презвитером» (л. 116–123 об.); «Гл. 19. Чин, бываемый на превозведение игумена» (л. 124–126 об.); «Гл. 20. Чин, бываемый на превозведение архимарита» (л. 127–130 об.); «Гл. 21. Поучение великаго господина святейшаго Филарета, патриярха московского и всея Руси, на поставление архимаритом и игуменом, и поставление протопопу или архидиякону, или протодиякона» (л. 131–136 об.); «Гл. 22. Поучение от святителя игумениям» (л. 137–140); «Гл. 23. Чин, бываемый от святителя на благословение игумении» (л. 140 об.); «Гл. 24. Чин и устав, како подобает окладовати град» (л. 141–147); «Гл. 25. Сентября в 1 день начало индикта, еже есть новое лето» (л. 148–179); «Гл. 26. Чин, како выходит святитель на воспоминание Страшнаго Суда в неделю мясопустную» (л. 180–192 об.); «Гл. 27. Канон молебен к Господу Богу нашему Иисусу Христу, певаем за бездождие» (л. 193–206); «Гл. 28. Канон молебен, певаем о ведре» (л. 207–216 об.); «Гл. 29. Чин, бываемый в неделю святых праотец или святых отец пещнаго действа» (л. 217–230 об.); «Гл. 30. Чин святаго крещения и последование, во еже омыти крестившагося во осмый день, и молитвы матери со младенцем в 40(-й) день, и молитва святых крещений въкратце, како младенца вборзе крестити страха ради смертнаго, и молитва на пострижение власом младенцу впервые от рожения его» (л. 232–272); «Гл. 31. Чин исповеданию православным царем, и князем, и вельможам, и всем православным християном мужеска полу и женьска, и иноком, и священником, и дияконом, священноиноком и инокиням» (л. 273–364); «Гл. 32. Устав како подобает причастие болному вборзе дати, страха ради смертнаго, и исповедание вкратце» (л. 365–372). Последний чин написан тем же писцом, что и весь сборник, но, скорее всего, через какой-то интервал времени: почерк писца здесь более сжат, а буквы – крупнее.
    Записи и владельческие пометы. На л. I надпись: «Чиновник» (карандаш). На обороте нижней крышки номер книги по каталогу Е.Е. Егорова: «№=1538» (карандаш).
    Сохранность. На листах пятна от капель воска (редко). У л. 82 вырезана нижняя треть листа, текст не задет