Рубрика: Собрание рукописных книг Е.Е. Егорова (XIV–XIX вв.)
Дата: 60–70-е гг. XV в.
Кол-во листов: 454 л.
Примечания:Датировка. 60–70-е гг. XV в. (основная часть листов). Вод. зн.: 1) Перстень (см. парные зн. на л. 3 – близкий: Лихачев, № 2648 – 1450–1470-е гг. и на л. 11 – близкий: Шварц, № 506 – 1470-е гг.); 2) Петух, двух видов (первый вид: см. парные зн. на л. 204 – близкий: Animals, № 517 – 1461 г. и на л. 192 – подобный тому же зн.; второй вид: см. парные зн. на л. 203, 341 – подобные: Лихачев, № 2646 – 1450–1470-е гг.; Шварц, № 513 – 1460-е гг.); 3) Бык идущий, двух видов (первый вид: см. парные зн. на л. 366, 369 – близкие: Piccard, т. 15.3, VI, № 1088 – 1464 г.; подобные: Лихачев, «Бумажные мельницы», № 369 – 1453 г.; второй вид: см. парные зн. на л. 378, 394 – близкие: Piccard, т. 15.3, VI, № 1092 – 1471 г.; подобные: Шварц, № 91 – 1460-е гг.); 4) Корона (см. л. 367, 414 – близкий: Шварц, № 441 – 1460–1470-е гг.; подобный: Piccard, т. 1, I, № 324 – 1468 г.).Кон. XV в. (вставные л. 274–340 – с восполнением утраченного текста?). Вод. зн.: Голова быка с крестом, обвитым змеей, двух видов (первый вид: см. парные зн. на л. 276, 285 – подобные: Лихачев, № 1270 – 1497 г.; Piccard, т. 2, XVI, № 210 – 1490 г.; второй вид: см. парные зн. на л. 275, 309 – подобные зн. в справочниках не выявлены, близкие – в Псалтыри рубежа XV–XVI вв.: РГБ. Ф. 304/I. № 63). Перв. четв. XVII в. (защитные л. I, 452). Вод. зн.: Кувшин двуручный с виноградом на крышке (см. л. I – подобный: Лихачев, № 4248 – 1606 г.; Хивуд, № 3644 – 1621 г.). Блок. 454 л. (I + 453 л.); л. I, 452 – защитные, л. 453 – вложение. 1˚ (26,5–26,8 × 18,8; л. 453: 21,8 × 14,1). Письмо. Полуустав четырех почерков (первый: на л. 1–103 об., второй: на л. 104–273 об., 341–451; третий: на л. 274–340, в два столбца; четвертый: на л. 451 об.). В правописании следы южнославянского оригинала. Переплет. Перв. четв. XVII в. Доски в тисненой коже; застежки утрачены. На верхней крышке бумажная наклейка с названием книги: «Григория Богослова». На боковом торце блока вытеснено: «Григорий Теолог», на верхнем торце (чернилами): «70». Художественные особенности. Инициалы простые, киноварные. На л. 1 оставлены 6 чистых строк для заставки; напротив них, на боковом поле, киноварный с золотом инициал «Б», украшенный элементами стилизованной растительности. Вязь в заголовке (на л. 2), выше нее оставлены 9 чистых строк для заставки. Окончания разделов текста – «воронкой». Содержание. 16 слов свт. Григория Богослова с толкованиями митр. Никиты Ираклийского (с предисловиями перед каждым словом и толкованиями в тексте): «Толкъ въкратце 16-те словь святаго Григория Богослова, чтомыхъ митрополита Раклискаго кир Никыты, анепсеа же митрополита Сирьского», нач.: «Не хочеть же божественыи Григорие хиротонисася отцем его...» – общее предисловие Никиты Ираклийского (л. 1–1 об.); «Иже въ святых отца нашего Григориа, архиепископа Констянтина града, Богослова на Пасху и на опождение, слово 1», нач.: «Въскресениа день и начало десно...» (л. 2–15); «Предисловие втораго слова», нач.: «Аввакум пророк, зряще многых, съблажняемых о промысле Божиемь, како презирает нечестивыя...» (л. 15–15 об.); «Иже въ святых отца нашего Григориа, архиепискупа Констянтиня града, Богослова на Святую Пасху. Слово второе», нач.: «На страже моеи стану – рече чюдныи Аввакум, и аз с ним днесь...» (л. 16–109 об.); «Того же вь нову неделю о весне и святе мученице Маманте, и обновлени предисловие», нач.: «Трьжествено видение и се слово есть, смешаетьсе же ся по нечесом и сьветными учение имея...» (л. 109 об. – 110); «Иже вь святых отца нашего Григориа, архиепископа Констянтиня града, Богослова вь нову неделя о весне, и о святемь мученице Маманте, и о обновлени(и), слово 3», нач.: «Поновлениа чьтете сеи Ветхы(и) Закон...» (л. 110–136); «Предисловие 4-го слова», нач.: «Трьжествьно виденье и сие слово имати еже предисловие от вещи, сьстроение же проучениа от вины» [продолжение отсутствует] (л. 136); «Иже въ святых отца нашего Григориа, архиепископа Коньстянтиня града, Богослова на Святую Пятидесятницю, слово 4», нач.: «О празднице мало да любо премудрьствуем...» (л. 136 об. – 181 об.); «Предисловие пятаго слова», нач.: «Вь Маккавеискых книгах пишется: некыи мужь, Иуда именемь, а порекломь Маккавеи...» (л. 181 об.); «Месяца августа 1(-й) день о Маккавеих, слово 5», нач.: «Что же маккавеи, сих бо настоящее трьжество не от многих убо чтомомь...» (л. 182–211 об.); «Предисловие 6-го слова», нач.: «Выше Назиянза гора есть, гльбокие стрьмьнины имущи...» (л. 211 об.); «Иже въ святых отца нашего Григориа, архиепископа Коньстянтиня града, Богослова о мученице Киприане, слово 6», нач.: «Маломь Киприань убежа нась оть щеты...» (л. 211 об. – 219 об.); «Предисловие седмаго слова», нач.: «Всяко риторьско слово разделяется вь светное и предпирателное и трьжествоное...» (л. 220–220 об.); «Иже вь святых отца нашего Григориа, архиепископа Константиня града, Богослова о словесехь о сравнители Иоулиане, в неделю святыхь отець пред Рождествомь Христовымь, слово 7», нач.: «Что мучительство, еже из любве присно мучимся...» (л. 220 об. – 246); «Предисловие слову Рождеству Христову», нач.: «Настоящее торжествно слово издасть вь Коньстянтине граде Богословь, темже и ко подвига суще на еретики еже зде богословие зело опасно есть...» [продолжение отсутствует] (л. 246 об.); «Иже вь святых отца нашего Григория, архиепископа Коньстянтиня града, Богослова на Рождество Христово, слово 8», нач.: «Христос раждается, славите, Христос с небесь, срящите, Христос на земли вьзнесеться...» (л. 246 об. – 273 об.); «Предисловие девятаго слова», нач.: «Предьлежащее слово сие по ошестви(и) Богослова от Коньстянтиня града над Великаго Василиа гробомь изьгласися, тем же и надгробно именовася...» [продолжение отсутствует] (л. 270 об.); вставка: «Святаго отца нашего Григорья Богослова слово створено надъгробно о святемъ Васильи, архиепископе Кесарья Кападуския», нач.: «Вемь убо многа словеса сказания словесная, предъположившю нам Великому Василью...» (л. 274–340); «кажу яковых ему, еже испрьва сущих и кьеи же притчи зряще, елико преспе» – окончание фрагмента 9-го слова в антиграфе? (л. 341); «Предисловие десятаго слова», нач.: «Трьжественое сие слово последително и родное же на рождественая Христова слова...» (л. 341); «Иже въ святых отца нашего Григориа, архиепископа Коньстянтиня града, Богослова на Святая Просвещениа, слово 10-е», нач.: «Пакы Исус мои, и пакы таиньство, таиньство непрелестно, ниже украшено...» (л. 341 об. – 350 об.); «Предьсловие слово 11», нач.: «Настоящее сие слово тщателне указает, яко не подобаеть коснети приходити кь крещению...» (л. 350 об.); «Иже въ святых отца нашего Григориа, архиепископа Константиня града, Богослова на Святое Крещение, слово 11», нач.: «Вьчера светлыи Просвещениа день праздновавше, ибо подобаше радостна положити спасению нашему...» (л. 350 об. – 377); «Предисловие втораго на десяте слова», нач.: «Сие слово чисто есть похвала, а не надгробное, якоже неции мнеша: ниже убо рыдание имать...» (л. 377); «Иже вь святых отца нашего Григориа, архиепископа Коньстянтиня града, Богослова о святемь Афонасии, слово 12», нач.: «Афанасиа хваля – добродетель похваля, того же бо много нарещи и доброту похвалити...» (л. 377–395 об.); «Иже въ святых отца нашего Григориа, архиепископа Коньстянтиня града, Богослова о Григории, брате Василиеве, наставшаго избранию всего сьбора, сиречь по хиротонии, слово 13», нач.: «Другу верну несть измены от сущих ничтоже...» (л. 395 об. – 399 об.); «Предисловие четвертаго на десяте слова», нач.: «Сто и 50 епископы повелениемь царя Феодосиа Великаго приидоша от различных областеи...» (л. 399 об.); «Того же Григория Богослова о пришествии 150 епископь съборное слово 14», нач.: «Како вамь нашая, о друзи пастырие, испасть в ници, ихже красны убо ногы благовествующимь мирь и благая...» (л. 400–415); «Предисловие 15-те слова», нач.: «Сьветелно убо настоящее слово повелеваеть и о нищебьствии и человеколюбии...» (л. 415); «Иже въ святых отца нашего Григория, архиепископа Коньстянтиня града, Богослова о нищелюбьствии, слово 15», нач.: «Мужие, братие, и сь убози, нищии бо вьси и божественыя благодати просителни...» (л. 415–437); «Предисловие 16 слова», нач.: «Сьвестно убо настоящее сло(во), предубеждая в человеколюбие, иже недугомь стаждущихь...» (л. 437–437 об.); «Иже вь святых отца нашего Григориа, архиепископа Коньстянтиня града, Богослова о оци мльчящи язвы ради града, слово 16», нач.: «Что разаряете чинь похваляемыи, что нудите языкь...» (л. 437 об. – 449 об.). Дополнительные статьи: «Того же Богослова к Филагрию ответно», нач.: «Филагрию вьпрашавшу о здравии...» (л. 449 об. – 450), «Тогожде Богослова еже о Кесарии, брате его», нач.: «Жидя архаггелскаго гласа последнюю тру(бу), небеси изменение, стихиам свобождение...» (л. 450), «От деянии апостолскых тлькование, како биемь Павль, проповедааше себе римлянина быти», нач.: «Ведомо же есть, яко римляне тогда называхуся от града Рима...» (л. 450–450 об.); «От тогожде», нач.: «Приведше Павла, поставиша на Ариеве леде; Ариевь лед судище бе вне града Афинеиска...» (л. 450 об. – 451). На л. 451 об. почерком XV в. приписана краткая история Моисея и Иисуса Навина, основанная, судя по отдельным текстуальным совпадениям, на книге Исход: «и бе муж от жидов, имя емоу Моисеи, ему же явися Бог в купине. И рече Бог к Моисееви: видех озлобление людеи иизраилев, сущих вь Египте, и хощю я извести изь Египта... и поручи Господь люди израилевы Исоусу, сыну Навгину, и тои введе в землю обетованную, и держа и суди Израилю лет 27, и умре». Записи и владельческие пометы. На л. 181 об. приписка: «все слово цело»; на л. 219 об. тем же почерком: «Много нет от среды» (гражданское письмо кон. XIX в., карандаш). На обороте нижней крышки номер книги по каталогу Е.Е. Егорова: «№=660». На обороте верхней крышки помета: «53» (карандаш). Приложено: письмо петербургскому коллекционеру Симеону Васильевичу Сажину от Якова Емельянова, 24 ноября 1850 г., на адрес: «в Петербурге у Московской заставы». На сургучной владельческой печати отправителя вензель «ЯЕ» и остатки надписи по периметру круга: «...ельянова» (Якова Емельянова). Сохранность. Правый край л. 453 обрезан (с утратой текста). Библиография. ПС XV в., с. 223, № 2312 (датировка: втор. пол. XV в.) ; Бруни А.М. Теологос. Древнеславянские кодексы Слов Григория Назианзина и их византийские прототипы (Россия и Христианский Восток. Библиотека, 6). Москва; Санкт-Петербург, 2004. С. 120, прим. 1