Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Ф.98 №132. Минея четья на сентябрь

  • Рубрика: Собрание рукописных книг Е.Е. Егорова (XIV–XIX вв.)
  • Дата: Втор. четв. XVI в.
  • Кол-во листов: 359 л.
  • Примечания: Датировка. Втор. четв. XVI в. Вод. зн.: 1) Рука под розеткой, с тремя черточками на рукавчике, два вида (первый вид: см. парные зн. на л. 1, 4, 7 – близкий: РГБ. Ф. 98. № 271 – сер. XVI в. и на л. 77 – подобный: Лихачев, № 1604 – 1537 г.; второй вид: см. парные зн. на л. 78 – близкий: Лихачев, № 1725 – 1547 г.; Briquet, № 11430 – 1547 г. и на л. 2, 9, 309а – подобный тем же зн.); 2) Маленькая перчатка под короной (см. л. 27 – типа: Piccard, т. 17, VI, № 1929 – 1542, 1543 гг., но в альбоме зн. больше и с украшением на ладони). Сер. XVII в. (защитный л. I). Вод. зн.: Герб с перевязью и литерами «АDV» на подвеске (типа: Хивуд, № 126 – 1646 г., но в альбоме литеры «PI»).
    Блок. 359 л. (I + 356 л. + л. 189а, 304а, 309а); л. 304а, 309а – без текста; л. I – защитный. I° (27,5 × 19). После л. 169, 309 вырезано по 2 листа; после л. 189 вырезано 3 листа; после л. 223, 272, 298 вырезано по 1 листу.
    Письмо. Полуустав одного почерка.
    Переплет. Сер. XVII в. Доски в тисненой коже, с двумя фигурными застежками.
    Художественные особенности. Инициалы простые киноварные. Вязь в заголовках. На л. 1 оставлены 5 чистых строк для заставки. На л. 356 рисунки (детские?) с изображениями индейки (?) и трех кастрюль (?), на которых надписи: «наша каша» (перо, чернила).
    Содержание. Минея четья на сентябрь: «Житие святаго Симеона Стлъпника», нач.: «Странна и дивна таина бысть въ дни наша...», с 8 чудесами, 1 сентября (л. 1–12 об.); «Мучение святаго Маманта и родителю его Феодота и Руфины», нач.: «Святых мученик труди церкви божии на подобную ре(че)ть...», 2 сентября (л. 12 об. – 25 об.); «Мучение святаго Анфима, епископа Никомидьского», нач.: «Царствующу тогда Максимиану, не Максисмиану же единому, но и Диоклитиану, и сима положьшема заповедь нечестиа...», 3 сентября (л. 25 об. – 34 об.); «Слово похвално съписано Климентом епископом на память блаженнаго пророка Захариа, и о рождьстве Иоанна Крестителя», нач.: «Свет въсиа праведнику и правым сердцем веселие, яко рече пророк...», 5 сентября – слово св. равноап. Климента Охридского (л. 34 об. – 42 об.); «В тои же день слово о рожьдестве Иоанна Предтечя и о умрътвии отца его Захариа», нач.: «В лето четврътодесятное Ироду царствующу възыскание сътвори избити младенца иже в Иерусалиме...» (л. 42 об. – 45); «Деание святаго архаггела Михаила и понамаря Архипа», нач.: «Начало даров исцелении – благодатии, данных нам Богом, благодатию и дръзновением Михаила Архистратига...», 6 сентября (л. 45–52 об.); «Святаго мученика Съзонта, мученаго в Понфи граде», нач.: «Максимиану обладающу Киликиею, и градствующи гнуснеи вере идольстеи...», 7 сентября (л. 52 об. – 57); «Житие иже въ святых отца нашего Иоанна, архиепископа Великаго Нова града», нач.: «Внимати же подобает нам, братие, и учитися закону Господню, и приклонити уши ваши во глаголание истинны...», 7 сентября (л. 57–62 об.); «Слово 2-е о том же слово (о) святители Иоанне, како бысть в полунощи из Нова города во Иерусалим, и паки тое же нощи возвратися в Великии Нов град в кельи своеи», нач.: «Понеже несть се достоино молчанию предати, еже Бог сотвори святителем своим Иоанном...», с чудом от мощей – сочинение Пахомия Логофета (л. 62 об. – 74); «Рождество Пресвятыа Богородица и Приснодевы Мариа», нач.: «В лето написаниа обоюнадесяте колену Иизраилеву бе Иоаким богат зело и принося дары своя Богови...», 8 сентября (л. 74–85 об.); Слово на Рождество Богородицы Андрея Критского, нач.: «Аще мерима есть земля пядию и верьвию описуется море, аще лакътимъ испытуется небо...» (л. 85 об. – 96 об.); Слово на Рождество Богородицы Иоанна Дамаскина, нач.: «Приидете, вси языци, всяк род человеч и язык, и възраст всяк и всяко достоиньство...» (л. 96 об. – 107 об.); «Святаго Козьмы похвала Иоакима и Анны», нач.: «Вчера Богородичина рожениа мирьскиа радости нам праздник...», 9 сентября – слово Козьмы Веститора из минейного Торжественника (л. 108–111); «Житие и жизнь блаженныа Феодоры», нач.: «Въ дни Зинона царя и Григориа епарха суща в Александрии жена етера именем Феодора...», 11 сентября (л. 111–122); «Слово на Воздвижение Честнаго Креста», нач.: «Въ время оно потом, егда цареви Констянтину противу Максентию лютому погану приближающуся к бою...», 14 сентября – особая память, включающая чешский перевод Легенды о Хосрое с фрагментом «Папской хроники» (л. 122– 131 об.) и выписки из Хроники Георгия Амартола: «О манихеих и павликианех», нач.: «В лета стареишина павликианом явися Константин, именем иже Силуана себе именова. Есть же еритичество их тако...» [подробнее см.: Ivanov, p. 205–215; Анисимова, с. 9–10] (л. 131 об. – 142 об.); Слово на Воздвижение Креста Господня Иоанна Златоуста, нач.: «Что реку или что възглаголю, что вас нареку отца или пастыря, гребьца или кръмчиа, ученикы или учителя...» (л. 142 об. – 149); Слово на Воздвижение Креста Господня Василия Селевкийского, нач.: «Въсяко убо иже от горшаго на лучшее преложение велику радость и веселие роду человечь скому съдевает...» (л. 149 об. – 158); «Житие и жизнь и мучение святаго великаго мученика Никиты», нач.: «Въ оно время бысть муж богомудр именем Никита...», 15 сентября – все слово вычеркнуто киноварью, на поле писцовая приписка: «не чтем» (л. 158–159); «Слово похвалное на пречестную память святаго великаго мученика Христова Никиты. Творение иже въ святых отца нашего Аркадиа, архиепископа Кипрьскаго», нач.: «Съзывает паки нас, о христолюбци, христолюбив сыи благочестия добропобедник...», 15 сентября (л. 159–164); «Мучение святаго мученика Никиты», нач.: «Победителных подвиг мученка Никиты тръжествуем днесь...», 15 сентября (л. 164–169); «Мучение святыа Еуфимиа», нач.: «Царствующу Диоклитиану, Приску же антипату сущу, бе събор велии христианом в граде Халкидоньсте...», 16 сентября (л. 170–177); «Мучение святых мучениц Веры, Надежи, Любве и матере их Софиа», нач.: «Словеси разсеану бывшу по веси поднебеснеи...», 17 сентября (л. 177– 189); «Писание житиа и муки святаго Еустафиа и жены его Феопистиа, и чаду его Агапиа и Феописта», нач.: «Въ дни царствиа Траияна идльстеи жрътве одръжащи, бе етер стратилат именем Плакида...», 20 сентября (л. 190–202 об.); «Страсть святых новоявленных великомученик и исповедник великого князя Михаила Черниговьского и болярина его Феодора, вкупе пострадавших от царя Батыя», нач.: «Что реку или что възглаголю, первое мужество же и доблести подвизи же и страдания...», 20 сентября – сочинение Пахомия Логофета (л. 202 об. – 213); «Слово на зачатие Иоанна Предътеча, се же и на рожество его чтется», нач.: «Понеже убо преблагыи Бог человеколюбеше презре рода человечя отпадша...», 23 сентября (л. 214–227 об.); «Мучение святыя прьвомученица Феклы», нач.: «Въсходящу Павлу въ Иконию град, побегании бывшиим ему от Антиохиа, быста путника с ним...», 24 сентября, с тремя чудесами (л. 228–245); «Делеса Еуфросинина», нач.: «Бысть муж в Александрии граде богат зело и честен, имя ему Пафнотии...», 25 сентября (л. 245– 255 об.); «Исхожение святаго апостола еуангелиста Иоанна Фе(о)лога, еже написа Прохор, ученик его», нач.: «Бысть по въшествии Господа нашего Исуса Христа на небеса, събрашася вси апостоли в Гепсиманию, и рече Петр к ним: весте, братие...», [26 сентября] (л. 256–293 об.); «Житие и жизнь и подвизи преподобнаго отца нашего и исповедника Харитона», нач.: «Мнози учительства, иже благо, яко Богови любезно поживших, образа, от нихже убо един есть...», 28 сентября (л. 294–304 об.); «Мучение святаго Зосимы», нач.: «Пришедшу Метану Кумъсуларгитииску в Киликию...», 28 сентября (л. 305–309); «Мучение Григориа, епископа Арменскаго, и Рипсимиа, и Гаиянии, и другых 30 и 6 дев, пострадавших в Армениих в Калавъденувъе», нач.: «Царствующу Диоклитиану Римом, Тиридату же в Раминех, донесено бысть Тиридата, яко в полате его есть некто именем Григории...», 30 сентября (л. 310–356).
    Записи и владельческие пометы. На л. I сверху затертая запись; ниже нее помета: «Разныя слова. 10 руб.» (карандаш); вместо «0» сначала было написано «5». На обороте верхней крышки переплета рисунок XVIII в. нотного стана с изображением звукоряда (перо, серые чернила); ниже того же времени молитвы и надпись: «Сия книга глаголемая». На л. 356 об. полууставом и гражданским письмом XVIII в. молитвенные записи, а также (угасающими чернилами) неразборчивая скрепа: «Секретарь Михаило Литвинов», ниже еще раз: «М. Литвинов». На обороте нижней крышки переплета многочисленные пробы пера, записи (одна из которых датирована: 24 июня 1758 г.) и молитвы, в том числе: «Сия книга Минея есть», а также номер книги по каталогу Е.Е. Егорова: «№=587».
    Дополнительные сведения. Подпись секретаря Михайлы Литвинова имется, например, под документом Новгородской духовной консистории от 6 мая 1954 г.: «О выборе в священники Ивана Федосеева. 1748–1754 гг.» (ЦГИА. СПб. Ф. 19. Оп. 1. № 3869. Л. 19).
    Библиография. Лённгрен Т.П. Переводные жития преподобных святых в древнерусской книжности до и после создания Соборника Нила Сорского // Palaeoslavica. 2012. Vol. XX. № 2. S. 288, 294