Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Ф.98 №13. Полная хронографическая Палея, с дополнительными статьями.

  • Рубрика: Собрание рукописных книг Е.Е. Егорова (XIV–XIX вв.)
  • Дата: Перв. четв. XVI в.
  • Кол-во листов: 463 л.
  • Примечания: Датировка. Перв. четв. XVI в. Вод. зн.: Литера «R» в гербовом щите под короной (см. парные зн. на л. 445 – близкий: Briquet, № 8983 – 1516 г. и на л. 458 (перевернутая) – знак, ошибочно датируемый в альбоме: Тромонин, № 438 – 1650 г.; № 1560 – 1610 г.; в других справочниках не выявлен). Идентичная пара зн. в рукописи: РГБ. Ф. 256. № 139 – перв. четв. XVI в. Л. I–III, 460 – втор. четв. XVII в. Вод. зн.: 1) Кувшин двуручный с полумесяцем над крышкой и литерами «РВ» на тулове (близкий: Тромонин, № 1677 – ок. 1640 г.); 2) Кувшин одноручный с розеткой над крышкой и литерами «BD» на тулове (подобный: Дианова, Костюхина, № 644 – 1623 г.).
    Блок. 463 л. (I–III + 460 л.). 1º (36,8 × 26,4); л. I–III, 460 – без текста, XVII в. Между л. 8 и 9 утрачен один лист.
    Письмо. Полуустав в два столбца.
    Переплет. Втор. четв. XVII в. Доски в тисненой коже, верхняя застежка утрачена. На верхней крышке средник и 3 наугольника (отсутствует левый нижний), все – фигурное литье с изображением львов. На нижней крышке 5 больших жуковин. Корешок дополнен гладкой, более светлой кожей, на ней наклейка из красного сафьяна с вытесненным номером: «153». Кожа на верхней крышке разрезана, на нижней крышке ветхая; доски надломлены.
    Художественные особенности. На л. 1 заставка и инициал «неовизантийского» орнамента; темпера, в заставке – золото. Киноварные инициалы украшены стилизованной растительностью. На л. 1 вязь в заголовке.
    Содержание
    . Полная хронографическая Палея (л. 1–445) с т. н. «Прибавлением к Палее», имеющим традиционный состав статей [Творогов, 1975, с. 127–129], а именно: фрагмент Жития св. равноап. Константина-Кирилла со Сказанием о грамоте русской, загл.: «В лето 6303 Коньстянтина Философа, нарицаемыи Кирил» (нач.: «Сотворил еси грамоту словеньским языком…») (л. 445–452); о разделении земли между сыновьями Ноя (без загл., нач.: «Симова часть. Сынове Симовы 4...»), «о столпе Холаньском, создану от Неврода гиганта», «о Кроне», «о Еремеи», «Еремии о Святеи Троице», «о Фисте», «о Фулисе», «о Ангиноре и Велесе», «о Иракле, философе турсте(м)», «о Фаре и о Авраме, из Царскых книг написано» (л. 452–456); «толкование о потире Соломоне» (нач.: «Есть в Цариграде в святеи Софии…») (л. 456–456 об.); «а се о пророцех и о пророчицах» (нач.: «1-е Адам, 2-е Енох…») (л. 456 об. – 457); Ипполита, папы Римского, о пророках («Полутово о 12 [-ти] апостолу, идеже кождо их проповеда, кде умроша»; нач.: «Петр убо в Понте и в Галатии и в Кападокии…») (л. 457–457 об.); «того же о 70 апостоле(х)» (л. 457 об. – 458); хронографические выкладки, без заглавия (нач.: «От перъваго лета Адамова до 1-го лета Ноева считается…»; оконч.: «…Антихристово же Исусом Христом Богом нашим, Ему ж слава во векы. Аминь») (л. 458–459).
    Записи и владельческие пометы. На л. 459 стихотворное послесловие писца (нач.: «О, Христе мои, всякому еси делу благу начало и конец, слава Тебе. Словеса убо писаннаа приидоша в конець, уму же да не будеть когда конець…»). На л. 10, 37 об. – 38 запись: «Книга государя аж вдано». На л. 459 об. (угасающими чернилами): «Светлая Бытия в толкование древних философов». На л. I владельческая запись (скоропись XVII в.): «Книга, глаголемая Палея, гостя Остафья Иванова, сына Филатьева». Ниже приписка (гражданским письмом XVIII–XIX вв.): «милостивому моему государю и благоприятелю Григорью Ивановичу желаю о Господе здравствовать много лет». На листе бумаги, приклеенном к внутренней стороне верхней крышки переплета, номера: «2» (чернилами, зачеркнут), «№ 8» (чернилами, зачеркнут карандашом) и «153» (карандаш).
    Сохранность. Большинство листов надорваны у корешка (от нижнего края); многие подклеены к фальцам или укреплены у корешка и по краям тряпичной бумагой, тетради прошиты у корешка нитками; все – старая реставрация. Л. 329 надорван от нижнего края вдоль зеркала текста.
    Дополнительные сведения. Владелец книги «гость» (т. е. – купец) Остафей Иванович Филатьев – представитель известной купеческой династии (выходцев из Архангельска), благодаря которым в Китай-городе появилась церковь Николы Чудотворца, «что у Большого креста», у Ильинских ворот [Кондратьев, с. 223]. В ней же 3 мая 1692 г. состоялось «погребение тела гостя Остафья Филатьева», при жизни занимавшегося по поручению казны закупками и продажей соболей [Забелин, cтб. 364; Зерцалов, c. 273, 293; Перхавко, с. 51–86]. Его торговая деятельность началась еще в 60-х гг. XVII в. Известно, например, что в 1666–1668 гг. по поучению гостя Остафья Филатьева его приказчик Родион Семенов ездил в различные районы страны, продавая и покупая суда и взыскивая деньги с должников [Открытия, c. 467, 469]. В 1672 г. Остафей Филатьев подписал в Посольском приказе вместе с другими купцами «сказку» царю Алексею Михайловичу о возможных убытках для Российского государства от разрешения восточным купцам свободного проезда через Россию (РГАДА. Ф. Посольский приказ. Сношения России с Арменией. Д. 2. Л. 1–4) [СГГД, Ч. IV, с. 277–279]. Он же упомянут в документах Великого Устюга 1670-х гг. (РГАДА. Ф. 159. Оп. 3. Д. 1560. Л. 7; Оп. 5. Д. 1508. Л. 162, 163, 172), в Иркутской книге таможенного денежного сбора 1692 г. [Гурулев, с. 109].
    Библиография. Сметанина, с. 382 (№ 114).