Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Ф.98 №127. Трефолой на декабрь – август

  • Рубрика: Собрание рукописных книг Е.Е. Егорова (XIV–XIX вв.)
  • Дата: Сер. XVI в.
  • Кол-во листов: 279 л.
  • Примечания: Датировка. Сер. XVI в. Вод. зн.: Перчатка под звездой, двух видов (первый вид: см. л. 3, 6, 123 – близкий: Лихачев, № 4072 – 1549 г.; второй вид: см. парные зн. на л. 4, 5, 190 и на л. 91 – близкий: Лихачев, № 4071 – 1549 г.; подобный: Piccard, т. 17, IV, № 1251 – 1548, 1549 гг.). Знаки № 4071, 4072 взяты Н.П. Лихачевым из Толкового Евангелия Кирилло-Белозерского монастыря, написанного иноком Титом, постриженным «у святаго Чюдотворца Николы на озере»; ср. с владельческой записью ниже.
    Судя по отсутствию в Трефолое служб русским святым, канонизированным на Макарьевских соборах 1547 и 1549 гг., время написания рукописи может быть более ранним, чем. сер. XVI в.
    Блок. 279 л. (I–II + 277 л.); л. I–II, 276–277 – защитные, XX в. 1˚(28–28,5 × 18,5–18,8). Судя по тетрадной сигнатуре, после л. 5 утрачены 3 листа, после л. 243 – 1 лист (имеется реставрационный фальц).
    Письмо. Полуустав одного почерка.
    Переплет. XVIII в. (?), правлен. Доски в тисненой коже, застежки утрачены. На нижней крышке 5 медных жуковин (четыре – каплевидные, одна – круглая). Переплет и блок реставрированы в РГБ.
    Художественные особенности. Инициалы простые киноварные. Вязь в заголовках.
    Содержание. Трефолой на декабрь – август месяцы; в состав включены службы: на Рождество Господне, 25 декабря (л. 1–17); на Собор Пресвятой Богородицы, 26 декабря (л. 17–19); первомч. Стефану, архидьякону, 27 декабря (л. 19–26); св. прав. Иосифу Обручнику, в неделю по Рождестве Христове (л. 26–30); свт. Василию Великому «яко аще прилучится... в день неделныи» (л. 30–31); на Обрезание Господне и свт. Василию Великому, 1 января (л. 31– 43); «Последование Просвещении святых Богоявлении, внегда съвръшить заомбонную молитву...» – уставные указания о службе на Богоявление Господне (6 января, л. 43 об. – 50 об.); на Предпразднество Богоявления Господня, 5 января (л. 50 об. – 57 об.); на Богоявление Господне, 6 января (л. 57 об. – 74 об.); преп. Феодосию Великому, 11 января (л. 74 об. – 84 об.); преп. Антонию Великому, 17 января (84 об. – 93 об.); преп. Евфимию Великому, 20 января (л. 93 об. – 102 об.); свт. Григорию Богослову, 25 января (л. 102 об. – 112 об.); трем святителям: Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоусту, 30 января (л. 112 об. – 122 об.); на Сретение Господне, 2 февраля (л. 123–130 об.); Сорока Севастийским мученикам, 9 марта (л. 130 об. – 133); преп. Алексею, человеку Божию, 17 марта (л. 133–135 об.); на Благовещение, 25 марта (л. 135 об. – 143 об.); вмч. Георгию Победоносцу, 23 апреля (л. 143 об. – 152); «Въспоминание иже на небеси явльшагося честнаго Креста в святем граде при часе 3-м дни, при Коньстаянтине, благочестивом царе» – служба воспоминанию Явления на небеси Креста Господня в Иерусалиме, 7 мая (л. 152–155); перенесению мощей свт. Николая Мирликийского, чудотворца, из Мир Ликийских в Бар, 9 мая (л. 155–162 об.); царю Константину Великому и матери его Елене, 21 мая (л. 163–167); Рождеству св. Иоанна Крестителя, 24 июня (л. 167–178); апостолам Петру и Павлу, 29 июня (л. 178–187); на Собор 12 апостолов, 30 июня (л. 187–191); на Положение Ризы Богородицы во Влахерне, 2 июля (л. 191 об. – 195 об.); Илье пророку, 20 июля (л. 195 об. – 206 об.); свв. блгвв. князьям-страстотерпцам Борису и Глебу, 24 июля (л. 206 об. – 214); Происхождению честных древ Животворящего Креста Господня, 1 августа (л. 214–226 об.); на Предпразднество Преображения Господня, 5 августа (л. 226 об. – 229 об.); на Преображение Господне, 6 августа (л. 229 об. – 240 об.); на Предпразднество Успения Пресвятой Богородицы, 14 августа (л. 240 об. – 244 об.); на Успение Пресвятой Богородицы, 15 августа (л. 245–253); на Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного образа Господня, 16 августа (л. 253–257); на Усекновение Главы св. Иоанна Крестителя, 29 августа (л. 257–268); на Положение честного пояса Пресвятой Богородицы, 31 августа (л. 268 об. – 273 об.); Паремии на Рождество Пресвятой Богородицы (л. 274–275); «А сии паремии мучеником, от Пророчества Исаина», только одна: вмч. Димитрию (Ис 63:15– 19; 64:1–5, 8–9), без окончания, остальные утрачены (л. 274–275 об.). Паремийные («летописные») чтения в Службе свв. блгвв. княхьям-страстотерпцам Борису и Глебу соответствуют критическому изданию Б.А. Успенского [Успенский, с. 112–118], но имеют индивидуальные разночтения. В конце – паремии на Рождество Богородицы и мученикам (л. 275–275 об.; только одна, остальные утрачены).
    Записи и владельческие пометы. На верхнем поле л. 1 помета: «№ 7». На нижних полях л. 6 об., 8–12 запись полууставом кон. XVI (?) – нач. XVII в.: «...книга Трефолои Всемилосивого Спаса и Николъ Чудотво(р) ца Репнъе пустъни домовая». На нижнем поле л. 101 еще одна запись приблизительно того же времени, но другим почерком: «Сия книга Трефолои попа Василия Григорьева сына Измаилова». На л. 275 об. после окончания текста приписка мелким гражданским почерком кон. XIX в.: «Сию книгу писал аз грешный повелением благочестиваго царя Ивана Васильевича и благословением...» (копия записи на несохранившемся ветхом листе?).
    Дополнительные сведения. Спасо-Преображенская Репная пустынь, основанная до 1613 г., находилась на северном берегу озера Вондожское Вологодской губ. [Зверинский, т. 2, с. 337, № 1180], ныне – урочище Поповка Богородского поселения Усть-Кубинского района Вологодской области