Рубрика: Собрание рукописных книг Е.Е. Егорова (XIV–XIX вв.)
Дата: Втор. четв. XVI в.
Кол-во листов: 370 л.
Примечания:Датировка. Втор. четв. XVI в. Вод. зн.: 1) Голова быка с крестом, обвитым змеей (см. парные зн. на л. 2, 7 и л. 17, 36 – близкие: Briquet, № 15409 – 1527 г.); 2) Тиара, два вида (первый вид: см. парные зн. на л. 52 – близкий: Лауцявичюс, № 1597 – 1528 г.; типа: Piccard, т. 1, VII, № 23 – 1531, 1532 гг. и на л. 48 – подобный ему же; второй вид: с перекрестием над крестом тиары, см. парные зн. на л. 199, 206 – типа: Piccard, т. 1, VII, № 27 – 1526, 1535 гг. и на л. 200 – типа: Briquet, № 4966 – 1525, 1430 гг.); 3) Голова быка с короной на стержне, обвитом змеей (см. парные зн. на л. 115, 262, 365 – подобный: Briquet, № 15457 – 1537 г. и на л. 347, 358, 363 – близкий: Лихачев, № 4169 – 1530 г.; Piccard, т. 2, ХVI, № 517 – 1527–1529 гг.). Блок. 370 л. (I + 369 л.); л. I – защитный, XIX в. 1° (26,8 × 18,3). Письмо. Полуустав в 2 столбца, нескольких почерков. Переплет. XIX в. Доски в тисненой коже, с двумя застежками. Обрез тонирован охрой, с орнаментальным тиснением. Художественные особенности. Инициалы киноварные, некоторые украшены стилизованной растительностью. Вязь в заголовках. Содержание. Устав церковный Иерусалимский: Оглавление, 44 гл. (л. 1–1 об.); «О еже с всяким тщанием хранити игумену не презирати в уставе положеная вся, о еже не пребыти ему вне манастыря кроме великыя нужда, и не нерадити ему о преданых ему душах» (л. 2–4); «Устав церковнеи службе, иже в Иерусалиме святыа лавры преподобнаго и богоноснаго отца нашего Савы, имеа всю службу и устав церковныи. Сии же устав и служба бывает и в прочих сущих в Иерусалимьскых честных монастырех» (л. 4–46); «Последование церковнаго собрания по уставу иже в Иерусалиме святыя лавры преподобнаго и богоноснаго отца нашего Савы» – Синаксарь из русских и славянских памятей святым и праздникам (л. 47–208 об.). Включает памяти: свв. блгвв. кнн. Феодору Смоленскому и чадам его Константину и Давиду, Ярославским чудотворцам (19 сентября), свв. блгвв. кн. Михаилу Черниговскому и боярину его Феодору (20 сентября), преп. Сергию Радонежскому (25 сент.), освящению церкви сщмч. Георгия, «иже в Киеве пред враты св. София» (26 нояб.), свт. Савве Сербскому (14 янв. – вместо 12 янв.), преп. Димитрию Прилуцкому (11 февр.), свт. Алексию, митр. Московскому (12 февр.), перенесению мощей свв. блгв. князей-страстотерпцев Бориса и Глеба (2 мая), преп. Антонию Печерскому (7 мая), блаж. Исидору Твердислову, юродивому Ростовскому (14 мая), свт. Исайе, еп. Ростовскому (15 мая), обретению мощей свт. Алексия, митр. Московского (20 мая), обретению мощей свт. Леонтия Ростовского (23 мая), прп. Никите, столпнику Переяславскому (23 мая), преп. Кириллу Белозерскому (9 июня), св. равноап. кн. Ольге (11 июля), св. равноап. кн. Владимиру (15 июля), свв. блгвв. князьям-страстотерпцам Борису и Глебу (24 июля), блаж. Микуле Кочанову (27 июля), перенесению мощей свт. Петра, митр. Московского (24 августа), Сретению Владимирской иконы Пресвятой Богородицы (26 августа). Далее: «Указ оставьшим апостолом и евангелиемь не празднуемым святым» (л. 209–211 об.), «Последование святыя четверодесятница» (л. 211 об. – 272 об.), «Ведети подобает о святеи пятидесятници, како длъжно есть праздновати по завещанию святых апостол, а не по нашим волям последуем» (л. 272 об. – 294), «Известно разсудихом указание иже в осмогласнице гласом» (л. 294– 295 об.), «Тропари воскресны и ипакои и прокимны въскреснии на утрени и пред евангелием и инии прокимны апостолом воскресны, и аллилуиа на литургиах неделных осмигласом тропари» (л. 295 об. – 306 об.), «Марковы главы», 80 гл. (л. 307–347), Часослов (л. 347– 369 об.). На полях Синаксаря почерком XVI в., отличным от почерка текста, приписаны памяти: свт. Иоанну, еп. Новгородскому (7 сентября), преп. Григорию Пельшемскому (30 сентября), преп. Никону Радонежскому (17 ноября). Записи и владельческие пометы. На нижних полях л. 1–13 неразборчивая зачеркнутая и замазанная чернилами запись скорописью: «Лета 7135-го [1627 г.] генваря в 30 де(нь) сия книга Устав государево царево и великого князя Михаила Федоровича всея России жалование. Прислано с Москвы в... к соборнои церкве Живоначалной Троицы вместе с печатными книгами, а написано в государеве грамоте: послано государева жалования печатнои, а тот Устав прислан писменои. Подписал Илья Дмитреев». На нижних полях л. 3–13 другая, также замазанная чернилами, скорописная запись: «Лета 7121-го [1617 г.] мая (?) в 4 де(нь) дал сию книгу в Дом Пресвятыя Богородицы честнаго и славнаго ея Успения в Конюшенную слободу, что на Могильцах, дал Антоньевскои поп Василеи Иванов сын Могилецкова по своих родителех». На нижних полях л. 88–90 частично сохранившаяся запись: «Устав Антоньевскова попа Ивана Степанова сына Могилецкаго...». На л. 46 об. замазана помета: «1840-го г.». На обороте нижней крышки переплета запись: «Прикащик, не знаю кто такие» (?); там же номер книги по каталогу Е.Е. Егорова: «№=99» (карандаш). Сохранность. На листах следы воздействия влаги. В середине л. 351, 352 значительная утрата бумаги (с текстом). Дополнительные сведения. Упомянутый в записи храм Успения Богородицы на Могильцах находится в Москве, в Большом Власьевском переулке. Во втор. пол. XVI в. был еще деревянным