Рубрика: Собрание рукописных книг Е.Е. Егорова (XIV–XIX вв.)
Дата: 1616 г.
Кол-во листов: 326 л.
Примечания:Датировка. 1616 г. Вод. зн.: Кабан, два вида (первый вид: см. парные зн. на л. 138, 142; второй вид: см. парные зн. на л. 216, 308; оба вида – типа: Мареш, № 383 – 1594 г.). Блок. 326 л. 1º (32 × 20). Письмо. Полуустав южнорусский (в правописании – болгарское влияние). Переплет. Ок. 1616 г. (современен рукописи). Доски в темно-красной коже, тисненой серебром, с двумя застежками. Верх корешка дублирован светло-коричневой кожей, частично утраченной, разорванной на краях и поврежденной жучком. В нижней части корешка и на краях крышек кожа с утратами. Тиснение имеет самостоятельное художественное значение. Композиция на верхней крышке представляет собой Распятие с предстоящими, обрамленное четырьмя наугольниками с евангелистами и девятью клеймами, 4 из которых также изображают Распятие, 2 – Крещение, 1 – Преображение, 2 – Восхождение Христа на Голгофу. На нижней крышке использованы ряд компонентов тиснения предыдущей композиции, за исключением средника, где помещено изображение Пресвятой Богородицы с Младенцем Христом на престоле и предстоящими им препп. Феодосием и Антонием Печерскими, а также нижнего клейма с «Явлением Христа женам-мироносицам». Обрез позолочен, с тиснением. Художественные особенности. На л. 8 об., 93 об., 150 об., 240 об. миниатюры с изображениями святых евангелистов Матфея, Марка, Луки и Иоанна – в графической очерковой манере, с элементами подражания гравюре и тонировкой красками вдоль контуров. На л. 1, 9, 89, 94, 144, 151, 236, 241, 305, 317 заставки, на л. 9, 94, 151, 236 об., 241 инициалы; все – плетеный «балканский» орнамент с элементами растительного и зооморфного, красками и чернилами, иногда – с использованием золота. На л. 4, 7 об., 149, 304, 316 об., 326 концовки растительного и плетеного орнаментов, на л. 92 и 239 об. – в виде руки; две первых концовки выполнены чернилами, остальные – в красках. На л. 1, 1 об., 4 об., 90 об., 147 инициалы, украшенные стилизованной растительностью, в красках. Вязь в заголовках (на л. 9, 94, 151 – золотом), на л. 2, 89, 90 об., 144, 147, 236–236 об., 241, 305, 317 – украшенная стилизованной растительностью (киноварью и красками). Содержание. Евангелие тетр, вначале – Предисловие (о четырех Евангелиях); перед каждым Евангелием – Оглавления («главы») и Предисловие блаж. Феофилакта, архиеп. Болгарского; в конце – обычные указатели евангельских чтений и краткий Месяцеслов (л. 317–325). Памяти русским и славянским святым и праздникам отсутствуют. Записи и владельческие пометы. На л. 326 послесловие писца виршами (частично утрачено по краям): «В самых речах способ позновае(м) …| и нещось оттам толь зро(зу)мева(ем,) | сталося за власным позво(л) еням его м(илости па)на | в зацности квитучого Шашкови(ча) Т(и)хона, | которыи власным умыслом своим Богу феровавши | и ему належачу, рече, яко пана, отд(ав)ши, | на позволеня того умыслу так хо(т)ех справити, | не жалуючи накладу и кошту, ал(е з)араз казал писати | сию книгу от нас называючую Еу(ан)г(ели)е тетр. Се есть указуючи нам опочивенья Лоно Авраамле престол, | за стараня теды и нелютованя накладо(м) Богу лежачих о па(не) Тихоне. | Ховаи же Тебе Боже на положение кресы в ласце своеи и …| чого я, яко будучи наинизшим подножком… | отмены инакши не давши сод(…)и, | убогии неборак и худий Матфеи Петрович Базал(…)скыи | писал сию книгу, которыи за изволением вашеи панское | милости чинил вшитко. Начало писанию яко в року | 1616 месяца септебрия 29 | дня сталося, а в том же | року ноеврия 29 дня | и докончалося». На л. 2 запись о покупке (скоропись): «Сию книгу, глаголемую Тетр, купил я (Ф)еодор». На л. 3 об. – 4 та же запись более подробная (скорописью): «Сию книгу, глаголемую Евангелие тетр, купил раб божии Феодор и з жоною своею Катериною и з сином своим Корънеем, // а дав ему за свое отъпущъчение грихов иеродиякону Петру, счоб з него Господа Бога просил, и за жону его, и за сина его Корнилия Федор Проскуруна цехмистр (…)ских мешъчанов Дубенъских». На л. 325 об. помета: «Jacobus Zacharewick Lipwyckyi». По нижнему полю л. 20 об. – 23 запись: «1707 года месяця ок(тября) 2 день сие Евангелие на престол дал я, поп Иван, и поп Кондрат, сини попа Захария отца за преставльших ж(иво)ту ерея Захария, Евгению и проч. до храму Живоначальныя Троицы в Коту(шан)ех с Трои(цы?), п(иса)вше пис(ал) к храму Феодору в Щербинах Иоан у Щербине, вечности чая неотдалена». Сохранность. На листах следы воздействия влаги, чернила на л. 5, 38, 39, 67, 68, 100, 134, 252, 320, 321 разрушают бумагу. Л. 5, 302, 303, 309, 319, 324–326 выпадают из блока. Отдельные листы подклеены у корешка тряпичной бумагой. Дополнительные сведения. Возможно, Котушаны – город в современной Словакии. Щербины расположены в Белоруссии, западнее Минска.