Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Ф.98 №109. Пролог на сентябрь – февраль, пространной редакции

  • Рубрика: Собрание рукописных книг Е.Е. Егорова (XIV–XIX вв.)
  • Дата: Сер. XVI в.
  • Кол-во листов: 588 л.
  • Примечания: Датировка. Сер. XVI в. Вод. зн.: 1) Тиара, трех видов (первый вид: см. парные зн. на л. 1, 2 – типа: Piccard, т. 1, VI, № 41 – 1526–1529 гг.; второй вид: см. л. 36 – подобный: Лихачев, № 3944 – 1545 г.; третий вид: с перекрестием над крестом и монограммой, см. л. 30 – близкий: Лихачев, № 1773 – 1556 г.; идентичный: РГБ. Ф. 256 (Собр. Н.П. Румянцева).
    № 397 – 50-е гг. XVI в.); 2) Кабан (см. парные зн. на л. 300–302 – подобный: Piccard, т. 15. 2, II, № 109 – 1555 г. и на л. 306–308 – близкий: Лихачев, № 1755 – 1554 г.; та же пара знаков в рукописях сер. XVI в.: РГБ. Ф. 98. № 8, 32, 36); 3) Крест со змеей в гербовом щите (см. парные зн. на л. 184, 219 и на л. 320 – знак данного типа в справочниках не обнаружен). Перв. четв. XIX в. (л. I, 586–587). Вод. зн.: Герб Ярославской губернии с контрамаркой «ЯБМЯ» (Клепиков, I, тип 11 – 1818 г.).
    Блок. 588 л. (I + 587 л. + л. 304а); л. I, 586–587 – защитные; л. 304а – с основным текстом (ошибка нумерации). 1º (29,4 × 18,5). Возможно, блок рукописи существовал когда-то в виде двух самостоятельных частей: л. 1–290 (сентябрь – ноябрь месяцы) и л. 291–585 (декабрь – февраль месяцы), о чем говорит плохая сохранность л. 291 и других листов в той же тетради.
    Письмо. Полуустав нескольких почерков (второй – на л. 408 об. – 411, третий – на л. 411 об. – 419) и скоропись (на л. 234 об. – 235). К концу книги почерк основного писца теряет свою каллиграфичность.
    Переплет. Перв. четв. XIX в. Доски в тисненой коже, с двумя фигурными застежками. Обрез тонирован синей краской.
    Художественные особенности. На л. I заставка XIX в. эклектического растительного орнамента (карандаш, примитив). Инициалы киноварные, многие достаточно высокие, украшены стилизованной растительностью и «узелками» (на л. 370 об. – с антропоморфными элементами). Вязь в заголовках.
    Содержание. Пролог на сентябрь – январь месяцы, пространной редакции. Из русских и славянских статей содержит памяти: св. блгв. князю-страстотерпцу Глебу, нач.: «Глеба, князя русскаго, сына Володимера, егоже уби свои боат Святополк...», 5 сентября (л. 15 об. – 16); мч. Людмилы, «бабы» князя Вячеслава Чешского, нач.: «Блаженаа Людмила бяше от земля сербьскыа князя сербьскаго дщи...», 6 сентября (л. 44–45); св. блгв. кн. Вячеслава Чешского, нач.: «Подобно есть преже видети отечьство и стол...», 28 сентября (л. 73–74); Освящения церкви св. Георгия в Киеве, нач.: «Блаженый приснопамятный всеа Русьскыа земля князь Ярослав...», 26 ноября (л. 275 об. – 276); «Проявления крещения» Русской земли апостолом Андреем Первозванным, «како приходил в Русь и благословил место и крест поставил, идеже ныне град Киев», нач.: «Святому апостолу Андрею живущю в Синополи...», 30 ноября (л. 289–290); Ки- рилла Философа, учителя Словенского, нач.: «В Селунстем граде бе етер добророден муж именем Лев...», 14 февраля (л. 541 об. – 542 об.); учительные слова: «Притча о теле человечи и о души и о воскресении мертвых», нач.: «Человек некто добра рода насади виноград...», 28 сентября – фрагмент пространной притчи свт. Кирилла Туровского (взяты лишь сюжет и концовка) (л. 74 об. – 76), «Слово Козмы презвитера о мнисех, не хотящих быти с чернцы, ни подлежати страде манастырскои», нач.: «Друзии бо в затворы влазят да своа воля створят и ту кормящися, аки свиниа в хлевине пребывають...», 10 декабря – фрагмент слова Козьмы пресвитера на богомилов (л. 321–322), «Слово Петра некоего о супротивии всяцем», нач.: «Человек, ища разума Божиа и правды Его и пекыйся о заповедех и о спасении душа своея...», 23 декабря – приписывается болгарскому царю Петру (л. 366 об. – 370); «Поучение святого Лариона о ползе души», нач.: «Потщитеся, молю вы, братие и сестры, к вечней жизни и светлей...» – приписывается отдельными исследователями митрополиту Киевскому Илариону, 21 октября (л. 153– 154 об.), а также поучения свт. Климента Охридского: на предпразднество Рождества Богородицы, нач.: «Да есте ведуще, братие, яко в съ день есть предпраздньство Рожества...», 7 сентября (л. 21 об. – 22); на Рождество Богородицы, нач.: «Приспе время, братие, спасению нашему...», 8 сентября (л. 23 об. – 24 об.); на предпразднество Воздвижения Креста Господня, нач.: «Да есте ведуще, братие, яко в сии день есть предпразднество Въздвижения...», 13 сентября (л. 37–37 об.); на Воздвижение Креста Господня, нач.: «Днесь, братие, Крест Пресвятый въздвижется...», 14 сентября (л. 40–40 об.); на Зачатие Богородицы, нач.: «Възлюблении, днесь спасению нашему начаток...», 9 декабря (л. 317 об. – 318 об.); на предпразднество Рождества Христова, нач.: «Да есте ведуще, братие, яко в сии день пост пред праздником Господним...», 24 декабря (л. 371– 372); на Рождество Христово, нач.: «Приступите, братиа и сынове, и послушаите разумно, да скажу вам силу и честь сего дне...», 25 декабря (л. 373 об. – 374 об.); на предпразднество Богоявления, нач.: «Да есте ведуще, братие, яко сии день есть пресвят пред Просвещением...», 5 января (л. 415–416 об.); на Богоявление, нач.: «Присноподобно есть, братие, подвиг добр с верою и любовию являюще...», 6 января (л. 416 об. – 418); на предпразднество Сретения, нач.: «Да есте ведуще, възлюблении, яко в сеи день предпразднество есть внесениа в церковь...», 1 февраля (л. 498–499 об.); на Сретение, нач.: «Днесь, братие, законодавец закон свершаа, аки младеньць...», 2 февраля (л. 501–502 об.).
    Записи и владельческие пометы. По л. 1–134 скорописная вкладная запись: «Лета 7069-го [1560/61 г.] сию книгу три месяца Пролога дал игумен Феодосей в церков(ь) к Преображен(и)ю Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа в Золотоворотской монастыр(ь), иж(е) есть в Володимере, на потребу душевную и на словословие Божие, и на спасение душ крестьянских, по моих родителех и души на поминок. И вы, священницы, и диякони, и крылошаня, сию книгу прочитайте, исправляющи, а яз вас благославляю. А мене, грешнаго игумена Феодосия, поминайте в святых священных молитвах. А кто сию книгу имеет насилством из церкви имати или кто покусится иною какою хитростью освоити или украсти, тому судит Бог, тому судит Бог [так!] в день Страшнаго своего Суда». На л. 299, 307 тем же почерком другая запись (частично срезанная): «Сю книгу три месяцы Пролога положил игумен Феодосей по своей душе в поминок в Володимер в Спасской в Золо[товоротской монастыр(ь)]». По л. 292–298 запродажная запись: «Лета 7116 [1607/08 г.] продал сию книгу три месяцы суздалец сын боярской Степанко Бедынскои». На л. 304, 304а, 308, 313, 316, 319, 324, 326, 328, 331, 333 вкладная запись (также частично срезанная и заклеенная другой бумагой): «Лета 7118 [1610] году месяца августа в четвертыи день [положил сию книгу] Пролог суздалец посадьскои человек Третьяк Губин в Володимер в обитель Преображенья Господа нашего Исуса Христа [на паметь святого мученика] Евсегнея, а поминати им за сию книгу за упокой раба своего Петра, иноку Совасьяну, Устина убиенаго, Анофрея убиенаго и им пожаловати, поминати те их души за упокой». На обороте нижней крышки переплета номер книги по каталогу Е.Е. Егорова: «№=783» и помета: «генварь 24. Гаврил. 32 рубля» (XIX в.). Тем же почерком на оборотах обеих крышек и на л. I–I об., 586 об., 587–587 об. другие указания на отдельные памяти (чернилами и карандашом).
    Сохранность. На листах пятна от сырости и от капель воска.
    Дополнительные сведения. Согласно данным П.М. Строева, упомянутый в записи Феодосий был игуменом Златовратского Спасо-Преображенского монастыря во Владимире, как минимум, в 1551–1557 гг.; в 1566 г. его место занимал уже Прохор [Строев, стб. 698]. Вкладная запись данной рукописи подтверждает игуменство Феодосия и в 1560/1561 г.
    Библиография. Сметанина С.И. Записи XVI–XVII веков на рукописях собрания Е.Е. Егорова // Археографический ежегодник за 1963 г. Москва, 1964. С. 363 (20), 373 (63)