Рубрика: Собрание рукописных книг Е.Е. Егорова (XIV–XIX вв.)
Дата: Кон. XIV – нач. XV в.
Кол-во листов: 136 л.
Примечания:Датировка. Кон. XIV – нач. XV в. Датировка по типу почерка и орнаментике. Блок. Пергамен. 136 л. 1º (27,2–27,4 × 21,7–22,1). Между л. 128 и 129 утрачена тетрадь (17), конец также утрачен (более одной тетради). Письмо. Древнерусский извод. Устав, в два столбца, с элементами старшего полуустава, в почерке присутствуют архаизмы: отсутствует «е» якорное, петля буквы «а» пересекает мачту на ее середине, буква «ы» пишется с ером («ъ»), надстрочных знаков – минимальное количество. Графико-орфографические особенности без южнославянского влияния. Переплет. Современен рукописи. Доски, скрепленные кожаным корешком («в затылок») и позднее обтянуты крашеной тканью, сохранившейся только на верхней крышке; новый корешок также кожаный. Застежки утрачены. На верхней крышке след от средника и наугольников. Художественные особенности. На л. 1 об. заставка плетеного орнамента. Инициалы трех типов орнаментов: плетеного, с изображениями перстов (см. л. 44 об. – 45, 46–46 об., 48 об., 49 об. и др.); терратологического (см. л. 15 об., 20 об. и др.) и геометрического (см. л. 8, 9, 11 об., 20 и др.). Все – перо, киноварь. Содержание. Евангелие апракос краткий – евангельские воскресные чтения на литургии от Пасхи на весь год, с добавлением евангельских чтений на заутрени в Страстную седмицу (л. 1 об. – 121 об.); Месяцеслов с евангельскими чтениями и синаксарными указаниями (л. 121 об. – 136 об.), с памятями славянским святым и праздникам: св. блгв. кн. Вячеславу Чешскому (28 сентября), Покрову Пресвятой Богородицы (1 октября), обретению мощей сщмч. Климента, Папы Римского (30 января). Записи и владельческие пометы. На л. 1 почерком XV в. указания заупокойных евангельских чтений на те или иные дни недели. На л. 1 поздняя полустертая владельческая запись: «Сия книга Евангелие книга деревни Мещя[...]» («Мишакова»? – прочтение А.А. Турилова). На л. 136 об. запись казанского коллекционера Д.И. Образцова с указанием числа листов и росписью; на лицевых и оборотных сторонах листов его же владельческий штамп: «Д.И. Образцов». Сохранность. Сшивка тетрадей нарушена. На листах пятна от капель воска. Угол л. 81 оборван с утратой текста; отдельные листы надорваны. Л. 1 загрязнен, надорван; на краях л. 12, 59, 119, 124, 128, 136 значительные разрывы (на л. 124, 128 задет текст). Библиография. Царевский А. Пергаменный список Евангелия от XIII– XIV столетия (из библиотеки Д.И. Образцова в Казани) // Православный собеседник. Казань, 1890. № 4. С. 524–528; № 5–6. С. 9–64; Рогов А.И. Сведения о небольших собраниях славяно-русских рукописей в СССР. Москва, 1962. С. 261–262 (упоминание); Жуковская Л.П. Типология рукописей древнерусского полного апракоса XI–XIV вв. в связи с лингвистическим изучением их // Памятники древнерусской письменности: Язык и текстология. Москва, 1968. С. 318 (тип – краткий апракос); Жуковская Л.П. Текстология и язык древнейших славянских памятников. Москва, 1976. С. 259, 266, 356 (тип); Евангелие от Иоанна в славянской традиции / изд. подготовили: А.А. Алексеев, А.А. Пичхадзе, М.Б. Бабицкая [и др.]. Санкт-Петербург, 1998. С. 71 (упоминание); ПС XI–XIV вв., № 1306 ; СК XIV в. Вып. 1. С. 220–221 (№ 107) (датировка: кон. XIV – нач. XV в.)