Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Ф.98 №106. Торжественник минейный на март – ноябрь, особой редакции

  • Рубрика: Собрание рукописных книг Е.Е. Егорова (XIV–XIX вв.)
  • Дата: Ок. 1651 г.
  • Кол-во листов: 315 л.
  • Примечания: Датировка. Ок. 1651 г. Вод. зн.: 1) Медведь в гербовом щите под короной двух видов (первый вид: с подвеской «WR» и контрамаркой «РС», см. парные зн. на л. 1, 18 и на л. 6, 10 – подобный: Дианова, Костюхина, № 973 – 1651–1659 гг.; второй вид: см. парные зн. на л. 249, 251 – типа: Piccard, т. 15.2, I, № 1243 – 1624 г.); 2) Шут пятизубцовый, двух видов (первый вид: см. парные зн. на л. 36 (с литерами «F» и «C» по сторонам подвески) и на л. 42 (без литер) – подобный: Дианова, «Голова шута», № 88 – 1648 г.; Гераклитов, № 189 – 1650 г.; второй вид: с дефектной подвеской, см. парные зн. на л. 145, 160 и на л. 156 – типа: Лауцявичюс, № 2564 – 1643 г.); 3) Лотарингский крест (см. л. 233 – близкий: Дианова, Костюхина, № 598 – 1652 г.; Гераклитов, № 375 – 1650 г.).
    Блок. 315 л. (I + 314 л.); л. I, 314 – защитные, XIX в. 1° (31,6 × 20,4).
    Письмо. Полуустав одного почерка.
    Переплет. Современен рукописи (правлен). Доски в тисненой коже; верхняя застежка утрачена. На обеих крышках переплета жуковины в форме сердечек (8) и ромбовидные «плащи» (2). На верхней крышке – литые медные петли в виде трилистника на длинной ножке; на застежке – литой фигурный замок в форме «ключа». Обе крышки отделились от блока, корешок утрачен.
    Художественные особенности. Заставки (2): малая (л. 1) и большая (л. 2), полевые украшения (на л. 2, нижнее тонировано бордовой краской); все – чернофонного «старопечатного» орнамента, высокого профессионального уровня исполнения. Киноварные инициалы большие, украшенные стилизованной растительностью. Вязь в заголовках.
    Содержание. Торжественник минейный на март – ноябрь месяцы, особой редакции: Слово преп. Иоанна Дамаскина на Благовещение, нач.: «Нынешнему честному и церковному собранию светлому и чудному...», 25 марта (л. 2–18); Житие преп. Алексия, человека Божия, нач.: «Бе муж благочестив в Риме, именем Евфимиян...», 17 марта (л. 19–28); Повесть о явлении Казанской иконы Богородицы (в колонтитулах – «новоявленной»), свт. Гермогена, митр. Московского нач.: «Аще убо предивно чюдо содеяся в роде нашем...», 8 июля (л. 29–50 об.); Слово свт. Иоанна Златоуста на память пророка Ильи, нач.: «Ныне светозарное солнце...», 20 июля (л. 51–54 об.); Слово похвальное Григория пресвитера, игумена монастыря Пантократора, пророку Илье, нач.: «Пророцы оубо вси воплощение Единороднаго Сына Божия...», 20 июля (л. 55–68 об.); Слово Лукиана пресвитера о перенесении мощей Стефана архидьякона из Иерусалима в «Царь град», нач.: «Бысть по убиении святаго и всехвалнаго апостола и первомученика...», 2 августа (л. 69–90 об.); Слово преп. Иоанна, архиепископа Солунского, на Успение Пресвятой Богородицы, нач.: «Егда прииде время изыти от тела...», 15 августа (л. 91–106); Слово свт. Иоанна Богослова на преставление Богородицы, нач.: «Святеи и Преславнеи Богородицы Приснодеве Марии по обычаю на святыи гроб приходяще...», 15 августа (л. 106–113 об.); Слово преп. Иоанна Дамаскина на Успение Богородицы, нач.: «Память праведных с похвалами бывает...», 15 августа (л. 114–129 об.); Слово свт. Григория, архиепископа Солунского, на Успение Пресвятой Богородицы, нач.: «Мою беседу днесь к вашеи любви...», 15 августа (л. 129 об. – 139 об.); Слово свт. Андрея, архиеп. Иерусалимского, на Успение Пресвятой Богородицы нач.: «Созывает паки нас обычное слово к торжеству...», 15 августа (л. 139 об. – 151); его же второе Слово на Успение Пресвятой Богородицы, нач.: «Таинство настоящее убо и торжество имущи...», 15 августа (л. 151–162); Слово на Успение Пресвятой Богородицы свт. Климента (Охридского), нач.: «Се ныне светло прзднество ликоствующе...», 15 августа (л. 162–165); Слово на Успение Пресвятой Богородицы Григория, «епископа Росиискаго», нач.: «Гавриила зрю чиноначалствующа на земли...», 15 августа – слово свт. Григория Цамблака (л. 165 об. – 171); Повесть о сретении Владимирской иконы Божьей Матери, нач.: «Аще и всякому языку непостижно есть и недоуменно...», 26 августа (л. 172– 199 об.); «Воспоминание вкратце, нечто от малыя части, от Пречестнаго и Чюдотворнаго Образа Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, иже нарицается икона Владимирская», нач.: «Слава великому неизреченному Божию милосердию...», с 7-ю чудесами, 26 августа (л. 199 об. – 207 об.); Житие свв. блгв. кн. Михаила Черниговского и боярина его Феодора, нач.: «Что реку или что возглаглю...», 20 сентября (л. 208–217 об.); память сщмч. Иерофея, еп. Афинского, 4 октября – только упоминание (л. 218); Служба свтт. Гурию и Варсонофию, казанским чудотворцам 4 октября (л. 218–238 об.); «Повесть вкратце о житии и пребывании иже во святых отец наших Гурия, перваго архиепископа Казанскаго, и священноепископа Варсунофия Тверьскаго, перваго архимарита во граде Казани, иже и обитель Спасову Боголепнаго Преображения состави; и о обретении честных и чюдотворных мощей их, и мала часть от чюдес их... списано Ермогеном, митрополитом Казанским», нач.: «Повесть полезна, яко близ очима зрится...», 4 октября (л. 239–297 об.); Мучение вмч. Екатерины, свв. Виргилия и Вития, нач.: «В лето 35-е, царствующу нечестивому царю Максентию, бе много волхование кумиром...», 24 ноября (л. 298–313 об.).
    Записи и владельческие пометы. На нижних полях л. 1–48 рассредоточена вкладная запись, выполненная почерком писца: «Лета 7159-го [1651 г.] июля в 8 день дал в дом Успения Пречистыя Богородицы и великаго пророка Илии, иже во святых отца нашего Николы и всех святых в Зиланьтов монастырь того же монастыря вкладчик и церковной служебник сию богодухновенную книгу Соборник понамарь старець Маркел по своей души и по родителех своих. А подписал сию книгу того же монастыря церковной диячек Матюшка, Яковлев сын». На обороте нижней крышки переплета номер книги по каталогу Е.Е. Егорова: «№=1278».
    Дополнительные сведения. Успенский Богородичный Зилантов («с Илантовой горы») монастырь был основан в 1560 г. и находился ранее в окрестностях Казани (сейчас – в черте города): на левом берегу р. Казанки, на Зилантовой горе [Строев, стб. 296; Зверинский, т. 1, с. 146]. Старец Маркел упомянут и в записи на Требнике втор. четв. XVII в. Зилантова монастыря (РГБ. Ф. 98. № 284).
    Библиография. Сметанина С.И. Записи XVI–XVII веков на рукописях собрания Е.Е. Егорова // Археографический ежегодник за 1963 г. Москва, 1964. С. 386 (№ 146)