Рубрика: Собрание рукописных книг Е.Е. Егорова (XIV–XIX вв.)
Дата: Нач. XVI в.
Кол-во листов: 360
Примечания:Датировка. Нач. XVI в. Вод. зн.: 1) Голова быка с крестом, обвитым змеей, два вида (первый вид: см. парные зн. на л. 6 и на л. 7, 9 – подобные: Picсard, 3, XII, № 211 – 1502, 1503 гг.; второй вид: см. парные зн. на л. 26 – близкий: Picсard, 3, XII, № 197 – 1498–1503 гг. и на л. 31 – подобный: Picсard, 3, XII, № 194 – 1492–1496, 1499, 1500 гг.; близкий (идентичный?) зн. в новгородском списке кон. XV – нач. XVI в. Еллинского летописца первой редакции: ГИМ. Синодальное собр. № 280. Л. 284); 2) «Тиара» (см. парные зн. на л. 347, 348 – близкие: Лихачев, № 1387 – 1511 г.). Блок. 360 л. (I–II + 358 л.); л. I–II, 357–358 – защитные, кон. XIX – нач. XX в. 1º (27,1 × 17,5). Письмо. Полуустав в два столбца (кроме л. 3 – в один столбец), двух основных почерков (второй – на л. 22–58). Еще один почерк (ученика?) – на первом столбце л. 153. Переплет. Перв. пол. XIX в. Доски в тисненой коже, с двумя литыми фигурными застежками. Художественные особенности. На л. 3 заставка плетеного «южнославянского» орнамента (киноварь, тонировка зеленой темперой и охрой). Инициалы киноварные. Вязь в заголовках. Содержание. Минея четья на сентябрь – ноябрь месяцы: «Книга Соборник. Указ главам в книзе сей глаголемаи» – Оглавление, гл. 27 (л. 1–2); «Месяца септевриа в 1 день житие святаго Симеона Столпника», нач.: «Странна и дивна таина бысть в дни наша...», с чудесами (8) (л. 3–12); «Месяца того же в 5 дни слово похвално списано Клименьтом епископом на память блаженнаго пророка Захариа и о родьстве Иоанна Крестителя», нач.: «Свет восиа праведнику...» – Слово свт. Климента Охридского (в изд. Собрания сочинений Климента Охридского [Климент Охридски, т. 1, с. 158–163] список не учтен) (л. 12–18); «Месяца того же в 7 день святаго мученика Созонта, мученаго в Понфии граде», нач.: «Максимиану, обладающю Киликиею, и градствующи гнуснеи вере идольстеи...» (л. 18 об. – 22); «Месяца семтеврия в 8 день Рождьство Пресвятыа Богородица и Приснодевы Мариа», нач.: «В лето написаниа обою на 10 колену Изралеву бе Иаким богат...» (л. 22–30); «Месяца семтеврия 14 слово на Воздвижение Честнаго Креста», нач.: «Въ время оно потом, егда же цареви Костянтину противу Максентию лютому погану приближающися к бою...» – особое слово на Воздвижение Честного Креста, включающее чешский перевод Легенды о Хосрое, фрагмент «Папской хроники» и выписки из Хроники Георгия Амартола [Ivanov, р. 205–215; Анисимова, с. 9–10] (л. 30 об. – 48 об.); «Месяца сеп(темврия) в 16 день мучение святыя Еуфимия», нач.: «Царьствующу Диоклитиану, Приску же Антипату сущу бысть гонение велие на христианы...» (л. 48 об. – 52 об.); «Месяца сеп(темврия) 20 списанье и мукы и житья святаго Еустафиа и жены его Феопистиа и чяд ею Агапиа и Феописта», нач.: «В дни царствиа Траианя идольстеи жертве одержаще...» (л. 52 об. – 63); «Месяца тогоже в 26 день. Прохорово, по требах самого седмаго поставленаго, не тии, иже Стефану первумученику, списание от жити(я) и деянии единаго апостола Иоанна Богословца еуангелиста», нач.: «Бысть по восшествии Господа нашего Исуса Христа на небеса, собрашася все апостоли в Гепсиманию...» с чудесами (л. 63–119 об.); «Месяца того же в 23 слово на Зачатие Иоанна Предтеча. Се же и на Рожество его чтотся», нач.: «Понеже убо преблагыи Бог человеколюбец не презре рода человеча, отпадоша въ многобещиние...» (л. 119 об. – 130); «Месяца октоврия в 1 день мучение святаго апостола Анании», нач.: «По вознесении Господа нашего Исуса Христа и възношении же на небеса к своему Отцу въсиа нам великыи в апостолех...» (л. 131–132 об.); «Месяца того же в 6 день святаго апостола Фомы», нач.: «В то время, вне(гда) же беша вси апостоли в Иерусалиме...» (л. 132 об. – 137); «В тож день мучение святаго апостола Фомы», нач.: «Жена Муздея царя слышавши о божественемь Фоме...» (л. 137–141); «Месяца того же в 18 день святаго апостола еуангелиста Лукы о послании Авгаря к Исусу», нач.: «В таже лета бе князь, ему же имя Авгарь, и сии имеяше в дому своем Луку хытра суща купца...» – текст не дописан, обрывается на словах: «аще и знамениа творяаше, то укла» (л. 141); «Месяца того же 22 день мучение седми отрок Ефесьскых Максимилиана и Амблиха, Мартина, Дионисиа, Иоанна, Ексакустодиана и Антония», нач.: «Егда воцарися Декии царь и прииде в Ефес от Кафаргеньскаго града, тогда събрася страна места того требы створити суетным богам. Церкви же верных разидошася...» (л. 141 об. – 152 об.); «Месяца того же в 23 день житие (и) мучение святаго Иакова, брата Господня», нач.: «Ленитися убо достоаше поступати выше силных...» (л. 152 об. – 160); «Месяца того же в 24 мучение святаго Арефы и иже с ним святых», нач.: «В лето (5-е) при цари Иустине христолюбивем царствующу Римскою областию индикъ(ти)она втораго...» (л. 160–172 об.); «Месяца того же в 26 Климента епископа похвала святому мученику Дмитрию», нач.: «Наста, братие, светло празднество Христова воина и страстьтотрьпца Димитриа...» – Слово Климента Охридского (в изд. Собрания сочинений Климента Охридского [Климент Охридски, т. 1, с. 222–226] список не учтен) (л. 172 об. – 174 об.); «Иже во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Селуньскаго, похвала святому Христову великомученику Дмитрию мироточцу. И мало исповедание о чюдесех его», нач.: «Всякаго дела слова и ума преже всех есть Бог сыи и владыка...», с 2 чудесами (л. 174 об. – 190 об.); «Месяца ноемврия в 1 дни житие и чюдеса святою безмезднику и чюдотворцю Космы и Дамиана», нач.: «Богу нашему Исусу Христу родившуся и явльшуся на земли...», с 12 чудесами (л. 191–207); «Слово похвално святыма безмездником Козмы и Дамиана», нач.: «Круг лета ветрьним течениемь обьхожаа ток солнечныи, светлостию озаряет весь мир...» с чудом в Корсуни (л. 207–208 об.); «Месяца того же в 6 паметь преподобнаго отца нашего Варлаама. Стих. Аще и преставися от нас пастырь добрыи...», нач.: «Съи преподобныи отець наш Варлаам родися в Великом Новеграде ...» (л. 208 об. – 219); «Месяца того же 12 день Леонтиа епископа (Не)аполя Кипьрскаго острова о останце житиа святаго архиепископа Александре(и)скаго Иоанна Милостиваго», нач.: «Мысль убо едина есть наша же и прежде нас...» (л. 219–273); «Месяца того же 14 день мучение святаго апостола Филипа», нач.: «Бысть по вшествии Господни на небеса, внидоша апостоли в дом Стахиа богатаго...» (л. 273–277 об.); «Месяца того же 16 мучение святаго апостола и еваггилиста Матфея», нач.: «Бывши утрении, изыде Матфеа с епископом Платономь ис церкве...» (л. 277 об. – 283 об.); «Месяца того же 21 иже во святых отца нашего Германа, архиепископа Коньстянтина града бывшаго, похвала о Пресвятеи нашеи госпожи Богородици, еже принесена бысть в церковь родительма своима 3-ми лет», нач.: «Сеи пакы другыи сборник, и светел праздник матере Господня. Се предшествие бесприрочныя невесты...» (л. 283 об. – 288); «Месяца того же 24 мучение святаго Меркуриа», нач.: «Царствующу в то время Декию и Уалерияну в в(е)лицем граде Риме, обьщим советом заповедаста всем весде жрети богом...» (л. 288–293 об.); «В тои же день мучение святыя Екатерины, и Виригилиа, и Витиа», нач.: «Лета третиаго десяте и пятаго царствующу нечестивому царю Максентию...» (л. 293 об. – 304); «Месяца того же 25 мучение святаго Клименъта, патриарха Римьска, четвертаго бывшаго по апостоле Петре», нач.: «Четвертыи Римскои церкви приставник бысть Климент, иже художеством апостолу Петру последствова...» (л. 304 об. – 320 об.); «В тож день мучение святаго Петра Александрьскаго», нач.: «Царствующу нечестивому и безаконному Диоклитиану в славнемь Никомидестемь граде беаше беда многа...» (л. 320 об. – 329); «Месяца того же в 27 мучение святаго Иакова Перьсянина», нач.: «Живяше блаженыи Иаков в Вилапатьсте граде в земли Елизиисце...» (л. 329–337 об.); «Месяца того же в 30 день деание святую апостолу Андрея и Матфея. Деание и конец святаго Андреа», нач.: «Святому Епифану, архиепископу Кипрьску, глаголющу блаженаго Андрея учити скуфы, и согдияны...» (л. 337 об. – 356 об.). Последняя глава (27-я), в которой, судя по Оглавлению, читалось «Чудо Покрова Богородицы» (1 октября), отсутствует. Записи и владельческие пометы. На л. 2 об. пробы пера, владельческая запись (гражданское письмо XVIII в.): «[Дми]трий Андрушин», внизу – начало несохранившейся записи, датированной 1707 г. На нижнем поле л. 159 об. (скорописью кон. XVII в.): «Книга, глаголемая Соборник». После окончания текста на л. 356 об. – рис. ладьи с подписью (чернилами и почерком писца): «карабль». В рис. вписаны буквы: «а» и «р» – по краям кормы, «гвп» – ниже, в центре, под ними – «азъ» (монограмма). На обороте нижней крышки переплета запись скорописью XVIII в.: «Сия книга скита Гордеевского Миро...» (окончание сохранилось, но не ясно). Сохранность. На некоторых листах пятна от воздействия влаги. Дополнительные сведения. Гордеевский беспоповский скит возник в XVIII в., в период массового заселения старообрядцами Керженских лесов (скитское кладбище сохранилось до наших дней – в лесу, в 3 км от д. Гордеево Нижегородской области)