Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Ф.98 №100. Октоих (гласы 5–8)

  • Рубрика: Собрание рукописных книг Е.Е. Егорова (XIV–XIX вв.)
  • Дата: Трет. четв. XVI в.
  • Кол-во листов: 223л.
  • Примечания: Датировка. Трет. четв. XVI в. Вод. зн.: 1) Кабан, не менее семи видов (первый вид: см. парные зн. на л. 25 – подобный: Briquet, № 13 583 – 1562, 1560–1571 гг. и на л. 36 – типа: Piccard, т. 15.3, II, № 108 – 1561 г.; второй вид: см. парные зн. на л. 98, 155 – подобный: Лауцявичюс, № 3687 – 1566 г., Лихачев, № 2377 – до 1583 г.; третий вид: см. л. 140 – близкий: Мареш, № 364 – 1568 г.; четвертый вид: см. л. 142, 147 – близкий: Мареш, № 367 – 1575, 1578 гг.; пятый вид: см. л. 17, 19 – подобный: Станкович, 2003, № 77 – 1555/1565 гг.; для остальных зн., см. л. 24, 74, 96 – подобные знаки в справочниках не обнаружены); 2) Козел в гербовом щите (см. парные зн. на л. 188, 207 – близкие: Badecki, № 62 – 1558 г., № 74 – 1569 – 1583 г.; подобные: Лауцявичюс, № 3604 – 1557, 1559 гг.; Piccard, т. 15.3, III, № 381 – 1556 г.).
    Блок. 223 л. (I + 222 л.); л. I, 211 – 222 – защитные, XIX в. (на листах – овальный штемпель «Князя П(аскеви?)ча |№ 8 | фабрика» – в справочниках не выявлен). 1˚ (29 × 19,8).
    Письмо. Полуустав западнорусский, нескольких почерков (один из них близок по типу к молдавскому); правописание смешанное, болгарскорусское.
    Переплет. XIX в. Доски в коже (на нижней крышке – с диагональным рамочным тиснением), нижняя застежка утрачена. Корешок покрыт новой тисненой кожей. Обрез тонирован в зеленый цвет. Нижняя крышка отделяется от блока. Кожа на краях с утратами, местами повреждена жучком; нижний край корешка разорван в нескольких местах.
    Художественные особенности. На л. 1, 2 заставки плетеного орнамента (пером: на л. 1 – киноварью, на л. 2 – чернилами); в заставке на л. 2 изображения четырех птиц. Инициалы киноварные, украшенные стилизованной растительностью. Вязь в заголовках.
    Содержание. Октоих, гласы 5–8.
    Записи и владельческие пометы. На верхних полях л. 2–10 и на верхнем и нижнем полях л. 11 вкладная писцовая запись мелким полууставом с элементами скорописи (большей частью обрезанная при смене переплета): «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Се аз… иеромонах Арсении ... Честнаго Креста в Дубне оу манастыря... Октаикь пятигласникь вечно и непорушно за свое отпущенье грехов и родителеи своих манастырю Честному Кресту в Дубне. Которыи будет игумен в сем манастыри… помыкати от церкве, али бо позычати (?)… будет стеречи книги сиа. …писал есмь я то до церкви на хвалу Божию, а не дети оучити оу церкви чести …се Господа Бога за мене, грешнаго чрънчища Арсениа». На обороте верхней крышки переплета помета: «За обл. 40 р.» (карандаш). На обороте нижней крышки переплета рисунок чернилами Распятия и монастырских (?) сооружений. Ниже (чернилами, полууставом): «аминь», «(святы)и отче, святыи Иоанне манастырскии», «прокимен… заступни…» и номер книги по каталогу Е.Е. Егорова: «№=826».
    Сохранность. На листах масляные пятна. Отдельные листы дополнены по краям и у корешка бумагой XIX в., большинство начинают отделяться от блока. Л. 85 разорван вдоль зеркала текста от нижнего края до середины листа.
    Дополнительные сведения. В записи упомянут Дубенский Крестовоздвиженский монастырь, расположенный около г. Луцка Волынской губ. Существовал уже в XVI в., в 1860 г. был приписан к Почаевской Лавре. Упомянутый в записи иеромонах «чрънчище» Арсений, живший в Дубенском монастыре в 1539–1566 гг., написал также известное своей красотой Дубенское четвероевангелие, хранящееся ныне в Румянцевском собрании РГБ (Ф. 256. № 131). На л. 302 этой рукописи, тем же почерком, что и в Егор. 100, сделана вкладная запись, выполненная тем же мелким скорописным почерком, что и в егоровской рукописи: «Молим вашеи святыни честнии отци, просите Господа Бога за мене, грешнаго ермонаха Арсениа и чрънчища. Троице Святаа, Боже наш, слава Тебе [выделенные слова зачеркнуты]. Слава съвръшителю Богу, давшему по зачале конец. Рад заяц, отбегши тенета, а писарь рад, добежавши последнеи строки». Основной почерк писца Дубенского четвероевангелия также совпадает с почерком Егор. 100, но значительно крупнее и каллиграфичнее