Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Ф.726 №2. Сборник энциклопедического содержания

  • Рубрика: Собрание рукописных книг И.К. Андронова (XIII–XIX вв.)
  • Дата: Втор. четв. XVII в.
  • Кол-во листов: 438 л. (I + л. Iа + л. Iб + л. Iв + 429 + II + л. IIа + л. IIб + л. IIв + л. IIг + л. IIд)
  • Примечания: Полуустав и скоропись нескольких почерков. Составной. Лист 145-й пропущен при нумерации, лист 52-й чистый. На форзаце и нахзаце восемь наклеек с рукописными элементами книжных украшений. На л. Iа – плетеная заставка с зашифрованной кириллической записью. На л. IIа – тайнопись, выполненная многострочной вязью. Среди статей: Л. 2 – 51 об.: "Книга, глаголемая Логика". Нач.: «Рече Моисей Египтянин: "Вопрошал мя некто премудр..."». На л. 1 об. перед текстом запись: "Сия книга Логика 50 листов, спис[ана] у Петра с ево книги старого переводу и правлена с подлинником, а Никонорович и ерем с Логикою не сойдетца. Смотри после сей книги – обрящеши спис[ок] с ерем Логики на шестой тетрати в концы" (см. на л. 55–56 указания на отличия данной Логики от "Никаноровской"). Об этом тексте см.: Симонов Р.А., Стяжкин Н.И. Историко-логический обзор древнерусских текстов "Книга, глаголемая логика" и "Логика Авиасафа" // Научные доклады Высшей школы. Философские науки. 1977. № 5. С. 132–143; Л. 53 – 54 об.: Выписи из "Философии" прп. Иоанна Дамаскина; Л. 55–56: "Сие списано с Никоноровы логгики" – указание на отличия Логики в данной рукописи (л. 2 – 51 об.) от другой; Л. 57–58: Два предисловия к "Диалектике" неустановленного составителя: 1) "Сказание вкратце". Нач.: "Книга диалектичные глубины, сиречь языка нашего от сердца свободное глаголание...", 2) "Извещение разума, иже содержит книга сия". Нач.: "Аз есмь диалектика, от Бога свободная мудрость..."; Л. 58: Отрывок из Диалектики ("От диалектичные глубины"); Л. 58–60: Похвалы наук из "Сказания о семи свободных мудростях": "Предисловие к читателем" – похвала диалектике. Нач.: "Что чюдитеся и на мя зрюще помышляете..." (л. 58 – 59 об.); "Предисловие риторики" – похвала риторике. Нач.: "Зрят мя убо мнози..." (л. 59 об. – 60); Л. 60 об. – 61:"Предисловие простоте. В логику". Нач.: "Аще кто простоты не разумеет, той не может быти мудр..."; Л. 61 – 64 об.: Изречения из "Пчелы"(?); Л. 65 об. – 96 об.: "Главы книги диалектики" – из "Диалектики" прп. Иоанна Дамаскина (41-я глава, сокращенная, в вопросах и ответах); Л. 98 – 105 об., 124 – 129 об.: Из библейских книг ("Песнь песней", "От Книги премудрости Исуса сына Сирахова", "От Притчей Соломоних"); Л. 106 – 123 об.: "Книга глаголемая Грамматика меншая, в ней же беседует о осми частех слова..."; Л. 130–134: Отрывок из Диалектики(?). Нач.: "Вопрос: Что есть сосуждение естеству..."; Л. 135 – 139 об.: Летописные статьи из хронографов: "Сказание вкратце, еже от коего колена поидоша словяне". Нач.: "По потопе разделишася сынове Ноеви..." (л. 135–136); "О словенском языце". Нач.: "По столпотворении, егда раздели Бог человеки на 72 языки..." (л. 136 об. – 137 об.); "О словенстем роде". Нач.: "Внуцы Афетовы Скиф из Ардан отлучшеся братии своея..." (л. 138 – 139 об.); Л. 139 об. – 140: "Родословие русских государей вкратце, из книги Степенныя"; Л. 141–171, 173–178: Выписи из Степенной книги, летописцев (в том числе из "латинского", л. 156), "Из книги на люторы", "Писано в соборнике старом. А соборник писан еще до царей, при великих князех росийских" (л. 155 об.), и др. Среди статей – записи о прп. Максиме Греке, о Стефане Батории под Псковом (л. 159 об.), о русских событиях (л. 166), "О осмом соборе в Риме" (о Исидоре митрополите и Григории Цамблаке, л. 173–178) и др.; Л. 171–172: "Летописец вкратце". Нач.: "От Адама до потопа лет..." (из русских и славянских событий упомянуты крещение болгар, крещение св. кн. Владимира); Л. 173 – 179 об.: Выписи из Палеи; Л. 179 об. – 180 об.: Отрывок из "Тайная тайных" Псевдо-Аристотеля; Л. 181 об. – 203: Предисловия стихотворные: "К Шестодневу Василия Великого" (л. 181 об., 188 – 188 об.), к "Истории о Варлааме и Иоасафе" Симеона Полоцкого (M., 1680) (л. 182 – 187 об.), "Предисловие на еретики" (л. 189–190), "Предисловие двоестиховно или двоестрочно..." к книге Григория Амиритского (л. 190 об. – 191 об.), "Предисловие Песней песнем царя Соломона толковым" (л. 192 – 193 об.), "Предисловие в Лествицу" (л. 193 об. – 194), "Предисловие риторские многовещател[ь]ные науки от фрязьсов сложеных или от притчей" ("Аще многи пути суть, читателю добрый ..."), " Nadpisanie, или приповедь" ("Баснослагател(ь) Езоп образом беяше и несличен...") (л. 194 об. – 195 об.), к "Царственной книге, сиречь к Гранографу" (л. 196 – 196 об.), "Предисловие простосложено вкратце к предобрьственней книзе званием Временник благочестивых християнских царей..." (л. 196 об. – 198) и др.; Л. 204 – 233 об., 237–241: Стихотворные послания (часть акростихи), среди них царю и вел. кн. Михаилу Феодоровичу (л. 212–214), Алексею Саввичу чернеца Савватеища (л. 217–219), кн. Михаилу Никитичу [Романову] чернеца Саватея (л. 219–221, 221 – 223 об.), Борису Ивановичу [Черкасскому] "Агафонки" Тимофеева (л. 223 об. – 224 об.), кн. Алексею Никитичу (л. 224 об. – 225), кн. Семиону Ивановичу [Шаховскому] "Федки Шелешпалскаго" [Феодор Андреевич Шелепшавский(?), судья в Холопьем приказе в 1645–1648 гг.] (л. 225 – 226 об.), Стефану Матвеевичу Алексея ("Олешка") Зюзина (воевода на Пелыме в 1601–1603 гг., в Каргополе – в 1612 г., стольник в 1625 г. (л. 233 – 233 об.) и др.; Л. 234–237: "Послание к некоему горду и величаву, и по бесовскому навету нравом своим и обычаем лукаву..." ("Како и что напишем к твоей бесовской гордости..."); Л. 242–305: "Книга, глаголемая гречески арефметика, еллински – алгоризма, руски – цыфирная счетная мудрость". [Заголовок отличается от других аналогичных текстов отсутствием частицы "по-" (в других списках встречаем: "по-гречески", "по-русски" и т.п.). Кроме того, обычно слово "алгоризма" употребляется в ином сочетании: "по-немецки алгоризма".] Содержание статьи близко к известным до сих пор рукописным текстам "Счетной мудрости", однако отличается от них определенной архаичностью. Так, в списках XVII в. "Счетной мудрости" есть фрагмент о "великом числе", доходящем до числа 10 в 49-й степени. В данной рукописи приводится "великое число" (л. 242 – 242об.) как бы неразвитого вида. [См.: Симонов P.A. "Великое число" в русской арифметической рукописи ХVІ века из собрания проф. И.К. Андронова // Вопросы истории физико-математических наук. Тамбов, 1971. С. 6–7]. Здесь нет наименований числовых разрядов кроме тьмы (10 тыс.), легиона (100 тыс.) и леодра (1 млн.) и их производных. В списках ХVII в. "Счетной мудрости" употребляется русское наименование следующего десятичного разряда: "Ворон" (10 млн.), который по другим рукописям (не "Счетной мудрости") известен с конца ХVІ в.; Л. 317 – 318 об.: Выписи из Степенной книги; Л. 318 об. – 321 об.: Сказание "о создании Щилова монастыря"; Л. 322 – 322 об.: "О церкви Пресвятыя Богородица, честнаго Ея Рождества, яже есть в монастыри женстем на Михалици" – повесть из Новгородской 3-й летописи. В конце – летописные записи; Л. 323 – 323 об., 325 об., 326 об. – 327 об., 328 об. – 330 об.: "Алфавит польский и грецкий вкупе" – польско-русский и греческо-русский словарь; Л. 324 – 325 об.: Словарь-толковник с греческого языка на русский (буквы В, Г); Л. 328 – 328 об.: Словарь имен (толковый), с греческого на русский; Л. 331–332: Рецепты составления чернил и киновари; Л. 332 об. – 333: Образцы посланий; Л. 334 – 347 об., 349 – 349 об.: "Произволники, обретаемыя во Апостоле в старых переводах словенскаго языка" – словари (несколько алфавитных рядов); Л. 347 об. – 352 об.: Азбуки (из букваря ?) греческая, еврейская, латинская, немецкая; Л. 353–375 об., 378 об. – 380 об.: Молитвы параллельно на греческом языке и русском (плюс в русской транскрипции греческий текст); Л. 376–378: Букварь латинского языка, со словарем польско-латинским; Л. 382 – 389 об.: Грамматика. Первая статья: "Сказание по имяном знамению книжнаго писаниа и верхниа силы, изложено вкратце сице"; Л. 391–404: "Предисловие святцом и Сказание вкратце о году и прочих преходящих в нем" (о четырех временах года), Повесть о 12 месяцах, "Сказание о лунных днех и о летех числа", "О обретении круга солнечнаго", "О лунном крузе", "О праздницех" (есть и русские праздники); Л. 404 об. – 405: "О создании Царя Града и о взятии его". Нач.: "В лето 5803-е [295 г.] царствующи в Риму великому Констянтину Влафию(!)..."; Л. 406 – 413 об.: Повести о греческих, персидских и римских царях и императорах; Л. 414 – 421 об.: "Ино сказание о человечи естестве о видимом и невидимом. Глава 6"; Л. 422 – 422 об.: "Козмы Индикоплова от слова 7-го. О неразумных"; Л. 423 – 423 об.: Сказание о знаменном пении в ХVІ в. ("Выписано из грамотки"). Нач.: "Был на Москве Федор поп прозвище Християнин...". Аналогичный текст встречается в составе предисловия к стихарю на крюковых нотах из собр. кн. М.А. Оболенского – см. публикацию этого предисловия: Ундольский В.М. Замечания для истории церковного пения в России. M., 1846. С. 6–7, 22–23; Л. 424: Древо "сродства и кровничества" – схема в кругах; Л. 427 об. – 428: Толкование Геннадием, патриархом Цареградским, писмен на камне над гробом царя Константина