Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Ф.7 №24. Сборник духовно-эсхатологического содержания. [Загл. по Доп. Описи:] Сборник повестей нравоучительных

  • Рубрика: Собрание рукописных книг архим. Амфилохия
  • Дата: XVIII в. (1752 г.)
  • Кол-во листов: 401 л.
  • Примечания: Полуустав и скоропись разными почерками. Рукопись представляет из себя сборник различных тетрадей, написанных разными лицами и в разное время, соединенных в один переплет. Дата рукописи по Осн. описи – втор. пол. XVIII в. Ранее рукопись находилась в Музейном собрании (ф. 178) под № 664. Содерж.: л. 1–193: Орган духовный. Начало (взятый из "канона троична" отрывок, вместо эпиграфа; Предисловие и "Оглавление вещей, обретающихся в книзе сей") писано красивым полууставом, остальное – крупным полууставом неискусного письма. Состав "Органа" виден из обращения "писателя ко премудрому читателю" (л. 2). В нем "многая, яко священных писаний, тако и великих вселенских учителей (собраны) учения: ради удобнейшаго хотящим сих приимати, памятствования, кратко, и с богословскими и философскими, оных святых мужей рассуждениями, темных и прикровенных мест толкованиями... . ...увидит всяк во Органе сем несогласие временныя жизни с вечною жизнию, услышит несогласие света со тмою, Христа с велиаром, обрящет примеры, имже подражати, и ихже уклонятися долженствует: познает путь к вечному веселию..." "Книга сия согласие Священнаго Писания с книгами вселенских учителей, Василия Великаго, Григориа Богослова, Иоанна Златоустаго, Афанасиа Александрийскаго, Ефрема Сирина, Кирилла Александрийскаго, Иоанна Дамаскина, Андрея Кесарийскаго, Ипполита папы Римскаго, аввы Дорофея и протчих св. мужей..." "Написася книга сия... в лето 1752: Круг солнцу осмаго вруце лета третияго. В Москве" (л. 1 об.). Однако, составление "Органа" предшествовало, вероятно, этому списку не менее, как на три десятилетия. На л. 193 надпись: "Сего 1803-го году маия 3-го дня Сию натъпись писал вышневолотцкой мещанин Василей Шалагин и к сея книги руку приложил". "Орган" начинается со "Славника" св. ап. Иоанну Богослову ("Сына громови, основание божественных словес..."), за которым следует 137 глав: богословия, о непостижимем ("Виждь и уразумей, непостижимое, неописанное, несказанное величие Божие"), о создании мира, о воплощении, о житии и страстях человеческих, о Церкви, о Писании и т.п. В конце "Хронология или летописание от начала бытия перваго человека Адама; и протчих праотцев, такожде царей" (л. 159) и "Реэстр или ведение которыя книги полезнейшия суть к прочитанию" (л. 191); л. 194 – 257 об.: "Страсти Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа", писаны скорописью, двумя почерками. На л. 194 надпись: "Сего 1755-году ноября 6 дня зачяты писать сия страсти..." "Страсти" в 19 главах, без конца. Нач.: "Ныне всех пророк пророчествие..."; л. 258 – 278 об.: Тетрадь, писанная скорописью, кон. XVIII в., без начала. В ней: а) Чудеса Пресвятой Богородицы (без начала) (л. 258–262), б) Вопрос о кадиле (л. 262 – 262 об.), в) Духовные приклады и душеспасительные повести новопреведенные от Великаго Зерцала (л. 262 об. – 277 об.): О еже в продаянии не лгати (л. 262 об.), О войне между двух князей (л. 263), О некоем отрочати иже превеликие муки претерпе и от тех мук материею избавися (л. 265 об.), О свято купстве, и правде, и кротости (л. 266), О царе, мучимом демонами (л. 266 об.), О девице бесноватой (л. 267), О попе невоздержаннаго жития (л. 268), О Фоме Феологе (л. 268 об.), О мнихе, написавшем грехи своя и отъявшем у демона написанное (л. 269), О блуднице, исповедающейся двум монахам, пришедшим в град (л. 270 об.), Некая жена грех утаила и того ради люте казнима (л. 272), О потаившей жене грех смертный (л. 272 об.), Како человецы истинным покаянием светлость приемлют (л. 274), Отчаявся грешник прилежанием и расторопностию некоего пустынника к покаянию направися (л. 275), О величествии тайны Евхаристии (л. 276), О Теле Господнем и недоверствующей жене (л. 276 об.), О приемших Пречистое Тело и достойныя тому чести не воздавших (л. 276 об.), Како Пречистое Господне Тело пчела почтила (л. 277 об.), г) Повесть о Петре апостоле и рыбаре (л. 279–280), д) Повесть о создании Щилова монастыря (л. 280 – 282 об.) – памятник литературы XVIII в., е) Житие Феодосия, архиеп. Астраханского (л. 282 об. – 287), ж) О непостижимстве Пресвятыя Троицы и другие повести (л. 288–256): Како Августин епископ от некоего отрочати научися (л. 288), О милосердии Троицы над грешником (л. 289), О величестве Троицы и возгорении монастыря (л. 293), О Союзе любви, како некая жена мужа исцели (л. 294), О ратае неполского королевства (л. 294 об.), О некоем воине и иже о имени Пресвятой Богородицы избавися о удовлении слуги демона (л. 295) и другие (всего 91 глава); з) Притчи из летописцев разных (л. 356–364): Притча 1-я, летописца именем Катыпрат (л. 356), Притча 2-я, чудо 1540 г. при игумене Стефане (л. 356 об.), Притча 3-я, о человеке честне именем Панфил (л. 357 об.), Притча 4-я, летописца Лаврентия (л. 358), Притча 5-я, летописца Кесария о видении ужаснем (л. 358 об.), Притча 6-я, учителя Нектария о Царе граде (л. 359 об.), Притча 7-я , Прокопия летописца (л. 360), Притча 8-я, из "Лествицы" Иоанна проповедника (л. 360 об.), Притча 9-я, церковного летописца Барония (л. 361 об.), Притча 10-я, свт. Амвросия Медиоланского (л. 362), Притча 11-я, о воине, растлившем девицу (л. 363), Притча 12-я, из "Лествицы", страшное видение (л. 363), Притча 13-я, о днях Иоанна Милостивого (л. 363 об.); л. 365 – 372 об.: Страдание священномученика Харлампия. Писано скорописью, несколькими почерками. Рукопись XVIII в., без конца; л. 373–394: Чудеса Пресвятыя Богородицы Феодоровския. Рукопись XVIII в., писана скорописью, одним почерком: а) Чудо о Иосифе, града Костромы посадском человеке (л. 373), б) Чудо о отроке, именем Иоанне (л. 374), в) Чудо о жене Татьяне (л. 374 об.), г) Чудо о жене Пелагеи (7154 года, 1646 по Р. Х.) (л. 392) и др. чудеса. В конце запись о поновлении образа Феодоровской Божией Матери по повелению царя Феодора Алексеевича и по благословению патриарха Иоакима в "нынешнем 185 году" и праздновании по поводу этого. "Поновлен по обещанию от скорби и по челобитью дьяка Иакови Поздышева..." (л. 394). Следовательно, составление записи (и чудес) относится к 1677 году
  • Ранее рукопись находилась в: ф.178 №664