Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Ф.304/III №28. Евангелие-тетр

  • Дата: 1-я половина XII в.
  • Место: [Константинополь]
  • Кол-во листов: 233 л.
  • Примечания: Пергамен. Греческий язык. Минускул; л. 1об.: унциал (палимпсест, IX в.). 200 х 155.
    Содержание:
    Л. 2–3. Послание Евсевия к Карпиану. Εὐσέβιος Καρπιανῷ ἀγαπητῷ ἀδελφῷ ἐν κυρίῳ χαίρειν (нач.: Ἀμμώνιος μὲν ὁ Ἀλεξανδρεὺς...).
    Л. 4–7 об. Таблицы канонов.
    Л. 9–229 об. Четвероевангелие.
    Л. 9–72. Евангелие от Матфея. Τὸ κατὰ Ματθαῖον ἅγιον εὐαγγέλιον.
    Л. 74–113. Евангелие от Марка. Τὸ κατὰ Μάρκον ἅγιον εὐαγγέλιον.
    Л. 116–181. Евангелие от Луки. Τὸ κατὰ Λουκᾶν ἅγιον εὐαγγέλιον.
    Л. 184–230 об. Евангелие от Иоанна. Τὸ κατὰ Ἰωάννην ἅγιον εὐαγγέλιον.
    Л. 231. Стихи на 4 евангелистов (нач.: ἡ τετρὰς ὧδε τῶν μαθητῶν τοῦ λόγου). Издание текста: Die Schriften des Neuen Testaments in ihrer ältesten erreichbaren Textgestalt hergestellt auf Grund ihrer Textgeschichte / von Hermann Freiherr von Soden. I. Berlin, 1902. S. 377, № 1; Κομίνης Α. Συναγωγή επιγραμμάτων εις τους τέσσαρας Ευαγγελιστάς // Επετηρίς Εταιρείας Βυζαντινών Σπουδών. Τ. ΚΑ΄. 1951. Σ. 279.
    Пергамен хорошего качества, гладкий, лощеный, светлый, слегка желтоватого оттенка. Тип разлиновки: 44C1. Система разлиновки: 9. На полях проколы для разлиновки. Л. 1 потемнел. До реставрации листы были сильно покороблены, загрязнены.
    233 лл. (231 пергаменный лист + л. II, 232 бумажные, изготовленные при реставрации). Л. 8, 72 об., 73, 113 об.–115, 181 об.–183 без текста. Три нумерации листов: 1) чернилами в правом нижнем углу листов (1–239) — рукой ризничего Лавры иеромонаха Родиона Федорова (?), 1916 г.; после л. 21 не пронумерован один лист, после л. 170 следует л. 180; 2) карандашом в правом нижнем углу (23а, 171–230); ненумерованный лист получил литерный номер 21а, номера листов после л. 170 исправлены; 3) карандашом в правом верхнем углу (1–231) — действующая ныне.
    31 тетрадь. Сигнатуры тетрадей (β΄–λα΄) проставлены черными чернилами рукой писца в правом верхнем углу первого листа тетрадей начиная с л. 17; в середине верхнего поля первого листа тетрадей проставлен знак «+». Большинство тетрадей — восьмилистные. В тетради 1 (л. 8–16) 9 листов, в тетрадях 23 (л. 170–176), 27 (л. 200–206) и 28 (л. 207–213) 7 листов (л. 5 одинарный), в тетрадях 4 (л. 33–38), 14 (л. 106–111) и 20 (л. 148–153) 6 листов, в тетради 24 (л. 177–181) 5 листов (л. 5 одинарный), в тетрадях 9 (л. 71–72), 15 (л. 112–113) и 31 (л. 230–231) 2 листа. Л. 1–7, 8, 73, 114–115, 182–183 вставные, вне счета тетрадей.
    Один писец. Почерк: минускул Чикаго-Карахиссарской группы. Нижний текст на л. 1 об.: наклонный унциал.
    24 строки. Площадь текста 130 x 95.
    Чернила черные. Инициалы, заголовки (на верхнем поле), номера глав (на боковых полях) написаны золотом по киноварному фону.
    На л. 74, 116 и 184 большие орнаментированные инициалы в красках. На л. 9 историзованный инициал в красках — евангелист Матфей со своим кодексом. На л. 2 заставка-полоска с черным «лобзиковым» орнаментом на темно-красном фоне. На л. 9, 74, 116 и 184 большие квадратные заставки в красках с золотом, заполненные «ковровым» орнаментом абстрактных геометрических и растительных мотивов в сочетании с «византийским цветком»; твореное золото положено на слой охры. На л. 4–7 об. таблицы канонов в красках. Заставки и таблицы канонов увенчаны парными изображениями птиц и животных (павлины, индюки, петух между двумя лисицами, цапли, голуби и др.) и украшены пальметтами с изображениями птиц. На л. 8 об., 73 об., 115 об. и 183 об. миниатюры в красках на золотом фоне с изображением евангелистов. Матфей, Марк и Лука сидят на престолах без спинки с красным сиденьем, Иоанн — в кресле красного цвета с высокой спинкой и подлокотниками; под ногами евангелистов подставки красного цвета. Перед Матфеем, Марком и Иоанном стоит пюпитр с исписанной тетрадью. Матфей пишет свое Евангелие; Марк опирается подбородком на левую руку, в его правой руке — раскрытая тетрадь с текстом; Лука обмакивает трость для письма в чернильницу, держа раскрытую тетрадь в левой руке; Иоанн сидит задумавшись, опершись подбородком на левую руку, правой рукой прижав к груди закрытый кодекс красного цвета. Миниатюры обрамлены двухцветными рамками со «ступенчатым» орнаментом, выполненным в позднеантичных традициях. Над рамками крупным унциалом темно-красными чернилами написаны имена евангелистов: ὁ ἅ(γιος) Ματθ(αῖος), ὁ ἅ(γιος) Μάρκος, ὁ ἅ(γιος) Λουκᾶς, ὁ ἅ(γιος) Ἰω(άννης) ὁ θεολόγος. Миниатюры были выполнены на отдельных вставных листах (л. 8, 72 одинарные и л. 113‒114, 190‒191 двойные) и затем вшиты в рукопись. Их цветовая гамма полностью отличается от заставок. Красочный слой, особенно на ликах, местами осыпался.
    На л. 1 об. более поздний рисунок четырехконечного креста с надписью: Ι(ΗΣΟΥ)Σ Χ(ΡΙΣΤΟ)Σ ΝΙ ΚΑ в крестообразной рамке жгутового орнамента, — перо, коричневые чернила; на верхнем поле л. 2 той же рукой (?) нарисована заставка в виде четырехконечной фигуры на основе жгута.
    На л. 231 об. полустертая запись библиотекаря Лавры св. Афанасия на Афоне, датированная 28 апреля 1208 г.: εκοιμηθη [далее стерты почти две строки] δια του θεìου καì αγγελικου σχηματος μετονομασθεìς | ’Iωαννìκιος μηνì ἀπριλλìω ιη ἰν(δικτιωνος) ια ἐτ(ει) ҂ςψις. ὥρα τῆς νυκτὸς | ὡσεì ἕκτη ἡμερας επιφωσκούσης ἕκτης. καì μακαρìσαι τούτον | κ(ύ)ριος ὁ θ(εό)ς «Упокоился ... в божественной и ангельской схиме получивший имя Иоанникий, месяца апреля 18, индикта 11, лета 6716, в шестом часу ночи, на рассвете шестого дня. И пусть даст ему блаженство Господь Бог» (См. публикацию записи: Fonkič B. L.  Scriptoria bizantini. Risultati e prospettive della ricerca // Rivista di studi bizantini e neoellenici 1980. P. 111 (переизд.: Фонкич Б. Л. Исследования по греческой палеографии и кодикологии: IV―XIX вв. / Отв. ред. М. А. Курышева. [Монфокон. Вып. 3]. М., 2014. С. 63).).
    На л. 1 черными чернилами грамотным почерком XIV в. написаны стихи на евангелистов Матфея, Луку и Иоанна:
    Ματθαίου τόδε ἔργον ἀριστοπονοιο τελώνου;
    ὃς τοκον ἔφρασε θεῖον ἀπειρογάμοιο γυναικός.
    ἣ τέκεν ἄσπορον υἱον, ὃν οὐ χάδεν ὁ οὐ(ραν)ὸς εὑρύς.
    Χ(ριστὸ)ν ἀεὶ ζώοντα θεόν, βροτόν αὐτόν ἐόντα;
    Λουκᾶς ἠπιόθυμος ἀκεστορίης ἐπιΐστωρ,
    ἀθανάτου Χριστοῖο γένος. καὶ θέσκελα ἔργα,
    ἀτρεκέως κατέλεξε. καὶ ὡς θάνεν ἄμμε σαώσας,
    καὶ πάλιν, ἐκ τύμβοιο θορῶν. μερόπεσσιν ἐδείχθη,
    ἔνθεν δ’ οὐρανίην ὑπὲρ ἄντυγα π(ατ)ρὶ φαάνθη;
    Βροντήεις θεόφωνος Ἰωάννης πανάριστος.
    πρωτοτόκου σοφίης ὑπεράρχιον εὕρατο ἀρχήν.
    πρωτοφανῆ γενετῆρα θ(εο)ῦ, θ(εὸ)ν αὐτογένεθλον.
    ἔνθεν ὀλεθροτόκων αἱρέσεων ἤμβλυνε φρένα (Издание текста: Die Schriften des Neuen Testaments in ihrer ältesten erreichbaren Textgestalt hergestellt auf Grund ihrer Textgeschichte / von Hermann Freiherr von Soden. I. Berlin, 1902. S. 378, № 5, 7, 8; Κομίνης Α. Συναγωγή επιγραμμάτων εις τους τέσσαρας Ευαγγελιστάς // Επετηρίς Εταιρείας Βυζαντινών Σπουδών. Τ. ΚΑ΄. 1951. Σ. 263, № 2; 270, № 2; 274, № 4).
    На л. 1 об., 3 об., 231 об. обрывочные записи и пробы пера коричневыми, черными и красными чернилами разными почерками XV–XVI вв. На л. 1 об.: προς των προς στ.... (проба пера), ниже иным почерком и чернилами: Ἀμμώνιος μὲν ὁ… (начало Послания Евсевия к Карпиану); на л. 3 об.: τὴν πάσαν ἐλπιδα μου θ(εοτό)κε (отрывок молитвы к Богородице); на л. 231 об.: Ἄρξου χεῖρ μου ἀγαθὲι γράφε γράτα [sic] | καλά (стих на начало учебы), следы зачеркнутой и стертой записи, многочисленные пробы пера красными чернилами.
    На л. 3 об. черными чернилами запись от лица Димитрия, который жил в общежительном монастыре и провел еще 2 года [в монастыре] святого Гроба Господня (XVIII в.): ἐγῶ ὁ δημήτριος ἤλθα ἐδῶ εἰς τὸν ἅγιον ἀ... [название затерто] | καὶ εκάθισα κοινοβιάτης ἐ... [далее затерто 3–4 слова] | [ἅ?]γιον τοῦ κυρίου τάφον δίω χρόνους. Здесь же помета темно-коричневыми чернилами (XVIII в.?): «Евангїлїї».
    На нижнем поле л. 230 об. владельческая (?) запись иеросхимонаха Виссариона Толмачева и схимонаха Варсонофия Вавилова (Основатели русского скита апостола Андрея Первозванного на Афоне, ранее подвизавшиеся в Белобережской пустыни в честь Рождества св. Иоанна Предтечи Брянской епархии) светло-коричневыми чернилами (XIX в.): «Иеромо(нахъ?) Висарион и Варсанофі(й) | Белобережскій [последнее слово разобрать не удалось].
    На внутренней стороне верхней крышки переплета наклеен бумажный лист с записью по истории рукописи (1850 г.): «Евангеліе писанное XII вѣка, | принадлежавшее бывшей келліи | 2хъ Патриарховъ Цареградскихъ | Афанасїя Пателарія и Серафима | почившихъ въ предѣлахъ нашихъ. | Благословленное Г(осподи)ну Андрѣю Н(иколаевичу) | Муравьеву въ Новомъ Русскомъ Скитѣ Св. | Апост(ола) Андрея Первозваннаго, | что на Аѳонской горѣ; первымъ Игу|меномъ онаго Виссаріономъ 12 Сент(ября) 1849. | Поднесенное Его Высокопреосвящ(енству) | Филарету Митропол(иту) Московскому | вкладъ въ Лаврскую Ризницу. Maiя 1850 г. | Гл. Ризн. Опис. Л. 53 [цифры зачеркнуты] № 11 [цифры зачеркнуты], № 1». Снизу наклеен бумажный ярлычок с надписью: «Евангеліе № 1й» с приписанным от руки «№ 1610 Главмузей», «Инвентар. 2311». Вверху на листе карандашом приписан шифр ОР ГБЛ (1973 г.): «ф. 304/III. 28». На л. 1, 10 и 20 владельческие записи Свято-Троицкой Сергиевой лавры: «Принадлежитъ Лаврѣ Преподобнаго Сергія. 1858 года». На обороте нижней крышки переплета наклейка с № «1233». На обороте верхней крышки переплета до реставрации был наклеен бумажный ярлычок со старым шифром Ризницы: «Г4/1» (ныне он отсутствует).
    На нижнем поле л. 230 об. читательская помета черными чернилами на латинском языке (рукой проф. Владимира Александровича Вагнера?): «legi 1898 | Wagner».
    Переплет (реставрирован) — доски из липы в темно-коричневой коже. При реставрации на новые переплетные крышки было наклеено оригинальное покрытие с тиснением в виде прямоугольников на верхней крышке и ромбов на нижней крышке, были изготовлены две накидные застежки. Первоначальные доски из липы были сильно источены жучком, металлические шпеньки и накидные застежки были утрачены. Также были утрачены жуковины миндалевидной формы, следы прикрепления которых находились в углах обеих крышек старого переплета.
    Евангелие принадлежит к числу превосходно украшенных манускриптов, создававшихся в XII — начале XIII вв. в одном из скрипториев Константинополя для членов императорской семьи и представителей высших слоев византийской знати (См.: Фонкич Б. Л. К вопросу о кодикологическом изучении рукописей Чикаго-Карахиссарской группы // Древнерусское искусство: Рукописная книга. Сб. 3. М., 1983. С. 301–302; переизд.: Фонкич Б. Л. Исследования по греческой палеографии и кодикологии: IV―XIX вв. / Отв. ред. М. А. Курышева. [Монфокон. Вып. 3]. М., 2014. С. 209–210). В 1208 г. рукопись находилась в афонской Лавре св. Афанасия. В XVII в. кодекс хранился в Серайской келии на Афоне. В 1849 г., после преобразования Серайской келии в русский скит во имя апостола Андрея Первозванного, первый настоятель и духовник скита иеросхимонах Виссарион Толмачев подарил Евангелие ктитору скита камергеру императорского двора А. Н. Муравьеву. В мае 1850 г. А. Н. Муравьев передал кодекс митрополиту Московскому и Коломенскому Филарету (Дроздову), который вложил его в ризницу Свято-Троицкой Сергиевой лавры (См.: Фонкич Б. Л. Греческие рукописи А. Н. Муравьева // Археографический ежегодник за 1984 г. М., 1986. С. 240–241; подробнее об истории основании Андреевского скита: Троицкий П. [В.] История русских обителей Афона в XIX-XX вв. М., 2009. С. 12–20).
    В 1920 г. рукописи Лавры были переданы на хранение в Сергиевское филиальное отделение Государственного Румянцевского музея. В марте 1931 г. рукописные книги ризницы были перевезены в Пашков дом и переданы в Отдел рукописей ГБЛ. В 1946 г. Евангелие было присоединено к Греческому собранию, где получило номер «Греч. 11». В том же году рукопись была кратко описана аспирантом Института Истории АН СССР, впоследствии известным византинистом А. П. Кажданом. В 1973 г. кодекс был присоединен к ф. 304/III (Собрание Троице-Сергиевой Лавры. «Ризница») под номером 28 (Подробнее об истории фонда см.: [Тихомиров Н. Б.] Собрание Ризницы ТСЛ // Рукописные собрания Государственной библиотеки СССР имени В. Л. Ленина. Указатель. Т. 1. Вып. 2. С. 238–240). В 1980-х гг. сотрудницей ОР ГБЛ М. В. Подмарьковой было составлено научное описание рукописи.
    В 1986–1989 гг. Евангелие реставрировалось в Государственном научно-исследовательском институте реставрации. Реставрацию проводили М. А. Волчкова, О. Р. Осипова, Н. Ф. Паламарь (укрепление живописи и реставрация пергамена) и Ю. Ф. Серов (реставрация переплета) при участии сотрудников Отдела гигиены и реставрации ГБЛ Л. А. Дубининой и Е. Черных (реставрация пергамена и бумажных форзацев) и реставратора Центральной научной библиотеки Академии наук Украины И. В. Стадниченко (переплет). Литература: Die Schriften des Neuen Testaments in ihrer ältesten erreichbaren Textgestalt hergestellt auf Grund ihrer Textgeschichte / von Hermann Freiherr von Soden. I. Teil: Unterzuchungen. II. Abt.: Die Textformen. Berlin, 1907. Bd. II: Text und Apparat. Gottingen, 1913. S. 853, 865–876, 2142 (e 1225; разновидность редакции Ka); Die griechischen Handschriften des Neuen Testament / von Caspar René Gregory. Leipzig, 1908. S. 92 (e 1375); Treu K. Die griechischen Handschriften des Neuen Testaments in der UdSSR. Berlin, 1966. S. 316–318, № 11; машинописное описание Института исследования истории текстов (Institut de recherche et d'histoire des textes), Париж. — Электронный ресурс. Доступ: http://ideal.irht.cnrs.fr/document/818425; Lasarev V. Storia della pittura bizantina. Torino,  1967 (переизд.: 1981; 2014). P. 253 (датировка: XII в.); Искусство Византии в собраниях СССР: Каталог выставки. Ч. 2: Искусство эпохи иконоборчества. Искусство IX–XII веков. М., 1977. С. 56–57, № 510; Weyl Carr A. A Group of Provincial Manuscripts from the Twelfth Century // Dumbarton Oaks Papers. Vol. 36. 1982. P. 40, note 16; Пуцко В. Г. Византийские лицевые рукописи Гос. библиотеки СССР им· В. И. Ленина // Византийский временник. Т. 43. 1982. С. 111–116 (датировка: «первые десятилетия XIII в.»); Лазарев В. Н. История византийской живописи. М., 1986. С. 92, прим. 51; Kurzgefasste Liste der griechischen Handschriften des Neuen Testaments. 2. Neubearbeitete und ergänzte Auflage / in verbindung mit Michael Welte, Beate Köster und Klaus Welte bearbeitet von Kurt Aland. [Arbeiten zur Neutestamentlichen Textforschung. Bd. 1]. Berlin; New York, 1994. S. 128 (e 1375); Мокрецова И. П., Наумова М. М., Киреева В. Н., Добрынина Э. Н., Фонкич Б. Л. Материалы и техника византийской рукописной книги (по реставрационной документации Государственного научно-исследовательского института реставрации). М., 2003. Табл. XV (фото наружной и внутренней стороны переплетных крышек, л. 72 об., 9), С. 149–150 (подробное описание рукописи [Э. Н. Добрыниной]; датировка: конец XII в.), 151–153 (сведения о реставрации рукописи); Захарова А. В., И. А. Орецкая А. В. Византийская книжная миниатюра // Православная энциклопедия. Т. 8. 2004. С. 275; Древности монастырей Афона X–XVII веков в России. Из музеев, библиотек, архивов Москвы и Подмосковья. Каталог выставки: 17 мая – 4 июля 2004 года. М., 2004. С. 149; Попова О. С. Греческое Евангелие из ризницы Троице-Сергиевой лавры № 28 (греч. 11) // «Вертоград многоцветный». Сборник к 80-летию Бориса Николаевича Флори. М., 2018. C. 19-36
  • Ранее рукопись находилась в: Евангелие греч