Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Ф.304/I №89. Книги 16 Пророков толковые

  • Рубрика: Рукописи хлопчато-бумажные. Толкование Священного Писания
  • Дата: XVI в.
  • Кол-во листов: 261 л.
  • Примечания: Полуустав, в лист, списаны с древнейшей рукописи (см. послесловие).
    Имена св. толкователей показаны только при кн. пр. Исаии: Василий (Великий), Феодорит (кирский), Кирилл (иерусалимский), Хрисостом (И. Златоустый), Феодул иСевериан епископ. Кн. пр. Софонии, Аггея, Захарии, Малахии, и Даниила без толкований, кроме гл. 1 Софонии.
    л. 1. Пророчьство Осиево.
    л. 10 об. Пророчьство Иоилево.
    л. 14 об. Пророчество Амоше.
    л. 21 об. Пророчьство Авдиино.
    л. 23. Пророчьство Ионы.
    л. 25 об. Пророчьство Михеево.
    л. 31. Пророчьство Наумъле.
    л. 34. Аввакума пророчьства.
    л. 38 об. Пророчество Софониино.
    л. 40 об. Пророчьство Ангеа.
    л. 41 об. Пророчьство Захариино.
    л. 48. Пророчьство Малахиино. В начале книг меньшихь Пророков помещены сказания о содержании их, кроме кн. Осии, Аггея, Захарии и Малахии, а в конце – о жизни Пророков. В заглавии кн. пр. Софонии слово написано поглаголитски, встречаются в ркп. и другия слова, писанныя поглаголитски, но чаще начальныя буквы. (Вероятно поп Упирь писал кн. Пророков с глаголическаго списка; заметка его в послесловии: ис куриловице д. означать по Кирилловой азбуке).
    л. 50 об. Пророчьство Исаино. Впереди: Сказание Исаина пророчьства, сказано Феодоритом, а в конце: Епифана епископа кипрьска о именех пророчьстех и откуду бешя сами, и како умрешя, и кьде лежят мощи их (об одном пр. Исаии).
    л. 120. Пророчьство Иезекиево. Впереди: Феодорита епископа кипрьскаго (?) сказание о пророчьстве Иезекиилеве, в конце о самом Иезекеиле под заглавием. Пророчество Иезекеиля пророка.
    С обор. л. 208 начинается книга пр. Иеремии: Елико прорече Иеремиа до всех стран, от 15 ст. 25 главы, что замечено тем же писцем на поле: глава 25 от полу, внизу страницы: Зде в начале пророчьства Иеремиина нет 20 глав да полупяты главы, ино поруски где глава 1, а полатынскы тут глава 25 от полу.
    л. 233 об. Иеремиино пророчьство Варух. Внизу замечание писца: В латынском преже писан Плачь Иеремиин, а Варух после, а в руском Варух преже, а Плачь после. Непосредственно после конечной 5 главы следует:
    л. 327 об. Послание пуштеное к Жидовом Иеремиею пророком. На поле против сего: глава 6.
    л. 240. Плачи Иеремиини. Впереди: Сказание плачь Иеремиин, потом Варух, а в конце Плача сказание о пр. Иеремии. В первой главе кн. Плачь к названиям букв еврейских приложено значение их: Алф – обучение или скончание, вит-дому в немь, и проч.см. Оп. Рум. Муз. стр. 36.
    л. 244. Пророчьство Даниилево, глава 13. В выноске: Сиа глава 13 в латынском, а в руском в начале стоит: Бе мужь живый в Вавилоне. Пророчество Даниилово разделено на видения; при втором видении внизу написано: Начало пророчьству Данилову, глава 1. Замечание писца согласно с нынешним печат. изданием. По окончании книги сказание о пр. Данииле, разделяющееся от текста киноварной строкой: Данил пророк, се преложение от жидовьска Феодоритино есть.
    Послесловие: Слава Тебе Господи Царю небесный, яко сподоби мя написати книги си ис куриловице Князю Влодимиру, Новегороде княжящю, сынови Ярославлю болшему. Почах же е писати в лето 6555 (1047) месяца мая 14, а кончах тогоже лета месяца декабря в 19 аз поп Упирь Лихый. Темь же молю всех прочитати пророчьство се, велика бо чюдеса написаша нам сии Пророци в сих книгах. Здоров же, княже, буди, в век живи, но обаче писавшаго не забывай. В связи за сим перевод имен пророческих: Пророком имена: Осие – осенение, Иоил – раб ему ли крепость и т. д.
    При окончании толкования пр. Аввакума и начале пр. Софонии, внизу страницы 38, замечено, вероятно переписчиком, время написания сей рукописи: слав.: ох псаи се маиа в 25 на Русалие. Потому что в 6555 г. Пасха была (по Дюкан. табл.) апреля 19, след. Русальная неделя (счит. от седмицы св. Отец до Троицына дня, т. е. с 42 по 49 день по Пасхе, см. № 12 л. 56) начиналась с 31 маия.
    На конце книги разными почерками написано: 648 леть и 655 (л.) т. е. со времени перваго ея написания. След. замечание сие сделано в 1695 и 1702 году.
    По листам внизу крупною скорописью: Книга Ивана Титова сына Дедкова (дважды). Другою рукою: Сию книгу продал Ондрей Иванов сыну Дедкову старцу Геронтию Салтыкову, а подписал я Ондрей своею рукою.
    На обор. конечнаго листа скорописью: 155 (1647) года в 19 день продал сию книгу Пророки толковыя в переплете подержену дьячек Спаской Васка Васильев сын Протопопов, а подписал сам своею рукою зачисто и заполно