Ф.304/I №808. Сборник

  • Рубрика: Рукописи хлопчато-бумажные. Смесь
  • Дата: XVII в.
  • Кол-во листов: 295 л.
  • Примечания: Полуустав разных почерков, в осьмую долю.
    Начальные листы до 14 и конечные с 265 писаны одною рукою с подписавшимся на первых листах иеродиаконом.
    л. 1. Слово св. Отец о лсти мира сего. Нач. Аще кто от человек славы сея желает временныя, той не может славы Божия разумети.
    л. 4. Притча св. Варлама о печали житейстей и о суетнем богатстве и о милостыни. См. пред. № 807 л. 323.
    л. 7 об. Откровение св. Ефрема о просвире соблазнившемуся брату. См. № 804 л. 114.
    л. 10. Два отрывка: кто врази человеку домовити и толк слов: верую во единаго Бога Отца Вседержителя.
    л. 11 об. Чин, како подобает кадило держати. Нач. Кадило именуетца утроба преч. Владычицы, углие в кадиле горящее Христос Бог нашь.
    л. 14. Поучение душеполезно о вере и о добродетелех, иже подобает творити всякому християнину, прикладно убо есть иноком имети сие. Нач. Первое убо веровати в Отца, Творца суща небу и земли.
    л. 20 об. О покаянии. Нач. Покаяние есть возвращение крещения и залог к Богу втораго закона. Срав. № 807 л. 110.
    л. 23 об. Предисловие о пострижении и о начале иноческаго жития зело полезно, како достойно воспоминати своей совести иноку о отречении мирскаго жития. Старчество или правила монашеской жизни с выписками из Отцев–аскетиков, состав отличный от № 798 л. 7–96. См. Оп. рукоп. Царск. №№ 295, 582.
    л. 156. Исповедание иноческое.
    л. 169. Прокимны вскресныи утреннии 8 гласов.
    л. 170. Последование о причащении св. воды великаго освящения на Богоявление (почерк уставный).
    л. 176. Последование ко св. причащению. См. № 267 л. 255.
    л. 223–233. Два отрывка из Устава церковнаго.
    л. 234. Устав о прилучившихся искушении и о соблажнении бесовстем.
    л. 240 об. Последование о избавлении блуда, егда от врага найдет помышление скверно или разгорится уд на похоть, и проч. Две молитвы.
    л. 243. Блаженны, апостолы и евангелия на всю седмицу.
    л. 263. Таблица на весь год часов московских дня и ночи.
    л. 265. Сказание и начертание епистолиям от божественных писаний своим любезнейшим братиям или сродником, такоже и ко всякому человеку. Нач. Всякая убо вещь от действа именуема называется, яко же от сладости мед глаголется, или якоже от света день наречен бысть; тако же и сия книга, от коея главы взяты, небезделне сиречь Бисер или Жемчуг нарицается. Писем и надписаний 29. Послание 12-е к нeдругу (л. 281 об.) написано в таком тоне: Господину, имрк, имрк челом бьет. И еще тебе господине добро доспею, ехати к тебе не смею, живеши ты господине вскупе, а толчеши в ступе, и то завернется у тобя в пупе, потому что ты добре опалчив вкруте, и яз твоего величества не боюся и впредь тебе пригожуся; да велел ты господине взяти ржи, и ты господине не учини в ней лжи и т. д.
    На первых листах скорописью: Сия книга глаголемая Старчество чернаго диякона (место с именем оторвано) Борисоглебсково монастыря, что в Дмитрове на посаде