Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Ф.304/I №793. Сборник

  • Рубрика: Рукописи хлопчато-бумажные. Смесь
  • Дата: XVI в.
  • Кол-во листов: 429 л.
  • Примечания: Полуустав, в скоропись переходящий, в четверть.
    л. 1. Мес. августа 11 день, страсть св. мученика Еупла диакона. В тойже день великое освящение церкви святую мученику Бориса и Глеба, и принесение честную гробу от Вышегорода на Смядину. Нач. В лето 6699 индикта в 9, мес. августа в 11 день, принесени бысть раце во святеи святую мученику Бориса и Глеба из Вышегорода к Смоленску.
    л. 2. Слово от Патерика о купци. Нач. Поведа нам некий от отець, яко отшедшу ми рече во Аскалонь посетити некия от отець.
    л. 5. Слово св. Отець ко християном. Нач. Аще кто оставляет жену и дети, отходит в монастырь.
    л. 5 об. Слово полезно. Нач. О преставлении человечи третины же творим, яко в 3-й день человек изменяет вид.
    л. 6 об. Мес. августа 26 день. Нач. Бысть же тогда самый праздник честнаго Успениа пресв. Богородица. Одно начало – о устрашении видением Темир-аксака царя. См. печ. Степ. кн. ч. 1. стр. 552. Предъид. статьи писаны крупным полууст. на особой тетради.
    (Лист 8 порожний).
    л. 9. Книга глаголемая Събранник, глав имеет 76.
    л. 13. Исповедание въкратце, како и коего ради дела отлучишася от нас Латини, и низвержени быша от пръвенства своего и от книг поменных, идеже пишутся православни Патриарси. Тоже, что под № 760 л. 235.
    л. 16 об. Св. Максима о двою съвершенною естьству Господа нашего Ис. Христа. Нач. Слово Отчее ибо сам Господь наш Ис. Христос един от Святыя Троица съвершен Бог имат от божеств. естьства несозданное безлетие.
    л. 18. Иже во святых отца нашего Никона о томъже, о бесквасной службе, и о латине и о службе их. См. № 760 л. 216.
    л. 19 об. Ина повесть Никифора Калиста о вечерех Христовех. Там же л. 217.
    л. 20 об. Слово о немечьском прелщении, како научи их гугнивый Петр ереси. Там же л. 217 об.
    л. 22. Иоанна Дамаскина летописьца по плоти великаго Бога и Спаса нашего Ис. Христа. Там же л. 274.
    л. 24 об. Св. Максима о Благовещеньи. Там же л. 276.
    л. 25. Епифания мниха и прозвитера о знамениих нрава, образа и возраста пресв. Владычица нашия Богородица. Там же л. 278.
    л. 26. Знамение Господа нашего Ис. Христа. Там же л. 278.
    л. 27. О еже колико дел створи Бог в шестих днех. Потом: Св. Епифаниа о том же. См. там же л. 280, 281.
    л. 29. Матица златая душеполезнаа. Нач. Закон Моисеов попран бысть распятьем Господним. Срав. № 142 л. 242.
    л. 29 об. Некоего христолюбца, поучение к Христовыма братома, истолковая мудрость и притча пророческая. Нач. Великый апостол Петр рече: яко все книжное слово или пророчьство несть волею человеческою, но от Св. Духа. Там же л. 43.
    л. 37 об. Сказание св. Нифонта о песнех мирьскых и о русальях. Нач. Св. Нифонт вниде в церковь св. Богородица помолитися.
    л. 39 об. Слово св. Григорья Богослова. Нач. Се перваго закона обычай имете празднующего новаго же благодатьнаго, а не многотрапезнаго, ни пивнаго.
    л. 41. Слово Иоанна Златоустаго о суетном житьи, и о ползе души, и о умилении. См. № 784 л. 114.
    (Лист 44 порожний).
    л. 45. По оглавлению: Притчи истолкованы от Евангелия и от Пророчеств.
    л. 53. Тлък пармийный. Нач. Премудрость създа собе храм.
    л. 66 об. Слово апостольское с тлъкованием. Нач. Первое слово сътворих о всех о Феофиле. Толк: Феофил бе епископ в Антиохеи.
    л. 85 об. Толкование еванглиское.
    л. 102 об. Пророк Исаиа о Христе прорицааше и иные от Пророк.
    л. 106. Слово св. Великаго Василия, како причащатися иноком в пустынях живущи, не сущу иерею. См. № 704 л. 244.
    На обор. под след главой: А се же о домашнем правиле священником.
    л. 108. Правило св. Апостол и св. Отець о Кресте. Нач. Образ крестный пишющим неким несмысленым на земли, не повелеваем верным того, то бо латыня деют.
    л. 109 об. Правило о церковных людех, и о десятинах, и мерилех господскых (городских), и о судех епископъскых. Нач. От самоя истинныи слышав св. Апостол и Отець предания (срав. № 205 л. 428).
    Напечатано в статье: О значении Кормчей стр. 122. (Чтения Общ. Ист. и Древ. 1843 № 3).
    л. 119. Мес. августа в 12, в среду, индикта в 4 день седящим св. Патрияръхом в церкви св. София (означены поименно), и благочестивый епископ сарайскый Феоктист (чит. Феогност) седящим в Соборе смерении нашем, положил посреде нас въспросы некыи и ответы подобны воспросу прият. Срав. № 209 л. 71.
    л. 122. О осми Съборех извещение. Нач. Св. Събор пръвый бысть в царство Вел. Костянтина, в 25 лето царства его. Оканч. статьей: Хуля на 8 Сборе, иже во Флорезне.
    л. 131. Слово 53, како подобает причащатися св. божеств. Таин. Нач. И яко страшно зело и бедно есть недостойну причащатися. Выписки из творений св. Отцев.
    л. 138 об. Слово 56 о епитемьях и о отлучении от иерей даемы епитемье. Нач. Связаныя в правду не раздрешаются, аще не умрет связавый его.
    л. 145 об. Слово 57 о праздницех, и о постех и о коленокланяниих възбраненых или повеленых бывати. Нач. От поклоньнаго же Божьяго Духа, от богоносных Отець наших преда нам.
    л. 154 об. Слово Иоана Златоустаго о покаянии. Нач. Помыслите братие, что нам ответ дати Богу о своем житии и о делех.
    л. 156 об. Поучение правыя веры душеполезно. Нач. Приидете братия и друзи и сестры, приидете попове и вси учителие. Русское. См. № 11 л. 37.
    л. 160. Предсловие покаянию, правило св. Отець съборных всея вселенныя. Нач. Подобает быти архиерею смыслену и мудру в учении книжнем и трезву в всем.
    л. 167 об. Иоанна Златоустаго поучение. Нач. Мнози входять в церковь Божию и глаголють многы стихи и молитвы, исходять, неведять, что глаголаше.
    л. 168. Словеса избранная от Патерика. Авва Данила о некоей целомудрой и св. Отроковици. Нач. Авва Данил пакы иногда взыде в Александрию с учеником своим.
    л. 170 об. О Евлогии прозвитере. Нач. Евлогие некто ученик быв блаж. Иоанна, презвитер и постник велик.
    л. 174 об. Мес. маия 23, обретение честнаго телеси св. отца нашего Леонтия епископа ростовьскаго. См. № 792 л. 138.
    л. 180. Чюдо св. мученика Георгия о девици, юже изба ви от змия. Нач. Се възвещаю вам чюдо и красная повесть преславнаго муч. Христова Георьгия.
    л. 187 об. Чюдо св. Дмитрия о двою девицю, еюже принесе от Страчин в Селунь в церковь свою на праздник свой. См. № 752 л. 268. Два чуда.
    л. 190. Слово св. Иоанна Богослова, како научи отрока иконному писанию. Нач. Есть градець мал, стоит близь Царяграда, в том бе граде детище мало сиротою, именемь Гусарь.
    л. 192 об. Слово св. Иоанна Златоустаго и поучение, котораго дни въсхощеши чтити которому святому. Нач. Да се ведуще братие и сестры, яко в сий день есть память святаго имрк. Климента епископа словенскаго. Срав. № 12 л. 23.
    л. 194 об. Слово общим Святым. Нач. Братие, присно ожидая нашего спасения Христос Господь наш, призывая ны не престает мноземи учители и св. книгами. Тогоже, см. там же л. 24.
    л. 196. Слово в суботу цветную, похвала четверодневному Лазарю. Нач. Христова присно въскресения се притече светозарное торжество. Вероятно тогоже Климента. См. № 745 л. 194.
    л. 200. Слово св. отца нашего Еусевия, архиеп. александрийскаго, о сшествии св. Иоанна в ад, и о предании Христове от Иуды. Там же л. 197.
    л. 203. Слово св. Антиоха о преслушании. Нач. Якоже послушание жизнь, тако и преслушание смерть сотворяет. За сим следуют еще 4 слова егоже, что под № 154 главы 38, 43, 57, 58 и 60.
    л. 212 об. Слово Иоанна Златоустаго о блудном сыну. См. № 758 л. 28.
    л. 219 об. Слово Иоанна Златоустаго во 2-ю неделю поста. Нач. Днесь, възлюбленнии, душевному Владыце поклонимся.
    л. 221 об. Слово на Въскресение Господа нашего Ис. Христа. Нач. Въста в третий день Господь нашь Ис. Христос. Заключается сказанием о стоянии солнца во всю Светлую неделю. См. № 723 л. 410.
    л. 228 об. Слово на Преображение Господа нашего Ис. Христа. Нач. Бог человека прьваго сътвори и в рай введе.
    л. 235. Слово о прельстившемся отроце, егоже спасе св. Василий. Нач. Бе мужь благоверен, именем Протерий, пришед с дщерью своею и с Олентом хулником.
    л. 241 об. Слово о св. Василии и о препод. Ефреме. Нач. Ефрем блаженный, в пустыни сый, овогда просвещением Св. Духа видев, овогда же любви и прошания, уведовая дивная дела отца нашего Василия.
    л. 245 об. Мес. октоврия в 6 день, св. апостола Фомы слово о том, како сзда полату иньдийскому царю. Нач. В тоже время, в неже беша Апостоли в Иерусалиме и разделиша себе вселеньныя.
    л. 253. Мес. тогоже в 26, страсть св. мученика Дмитрия. Нач. Преславный Христов мученик Дмитрий бяше в царство Максимьяна и Диоклитияна.
    л. 254. Мес. ноеврия в 11, мучение св. мученика Мины чюдотворца. Нач. Бысть по умертвии Диоклитияна законопреступнаго царя. В конце 3 чуда.
    л. 262 об. Житие и хождение св. отца нашего Нифонта, еже в Констянтинеграде, вкратце списано. Нач. Тайну убо цареву достойно хранити, а дела Божия проповедати славно.
    л. 275 об. Мес. октовриа 26, поучение на память св. мученика Дмитриа. Нач. Всех убо добродетелех болша есть и вышша любовь.
    л. 284. Житие и жизнь препод. Марии египтяныни. Списано Софронием иерусалимским.
    л. 305. Мес. марта в 17 день, житие препод. отца нашего Алексиа человека Божиа. См. 470; 786 л. 234.
    л. 311 об. Мес. марта в 25 день, Слово Иоанна Златоустаго на Благовещение св. Богородици. Нач. Царьских таин празник честно празнуем днесь, братие.
    л. 318. Мес. декабря в 6 день, память св. отца нашего Николы, архиеп. мирликийскаго. Нач. В святых отець нашь Николае бе от римскаго града; егда же родися, омыти его хотяше баба и полагаше в ночвах, стояше на ногу 3 часы. В конце 9 чудес и Похвала. См. № 791 л. 364.
    л. 347–349. Без надписи. Сказание старца Исаии о Святой горе. Нач. Лета 7087 (1579) маиа... сказывал старець Исаиа из Святыя горы. (Окончание чит. на обор. л. 357). Напечатано с сего списка в Чтен. москов. истор. Общества 1846 года № 4.
    л. 349. Сеже пакы пишет еллинский хронографь, яко в лета Езекия царя июдейска. Нач. Быста два брата в западных странах Ром и Рим. Выписка из Хронографа. См. № 728 л. 340–345 об.
    л. 362. Слова избранна от Патерика (скитскаго).
    л. 366. Без надписи. Вопросы и ответы св. Отцов, начин. Что ради не провидять человеци дни умертвиа своего?
    л. 377. Въпроси Иоанна Златоустаго и ответи Господни. Нач. Что есть верх церковный? Глава Господня, а олтарь есть гроб Господень. Срав. № 11 л. 36.
    л. 383. Канон на св. Пасху с толкованием.
    л. 390. Слово, откровение иже во святых отца нашего Григория Богослова, о святей службе. Там же л. 28.
    л. 392. Толкование св. Василия уне священническаго чина: что есть проин (иерей), и по коему желанию глаголеть священник, и что остригание главы его, и что есть мантия его, и проч. Там же л. 34.
    л. 392 об. От Апостольских заповедей. Нач. Родися Господь нашь Ис. Христос от Девы Марии в лето 5500 мес. декабрия в 25, в пяток, в час 7. См. № 729 л. 196.
    л. 393. Пополитово о 12 Апостолех, где кождо их проповеда, или где умроша, потом тогоже о Апостолех 70. Там же л. 198.
    л. 394 об. Слово Иоанна Богослова. Там же л. 201.
    л. 396. Толкование о потири Соломони. Там же л. 203 и с тем же окончанием, что начертанных на потире стихов самарийских, еврейских и греческих никтоже може протолковати, но протолкова древле иже приходи в Русь философ учить Владимера, емуже бе имя Кирил.
    л. 396 об. Видение Епифаново. Нач. Сей убо св. отрок всегда въздержашеся по силе, имеа обычай первую неделю св. поста всю неядый пребывааше. Из жития Андрея юродиваго.
    л. 398. О створении мира. Нач. В первый день в неделю створи Бог ангели, свет, небеса вышняя, из неяже снег, град, роса. Из Палеи, потом из Хронографа по порядку истории до 7-го собора. На конце сказано: Дозде скончашеся Летописець цареградцкый. Два отрывка отселе об Енохе и Мельхиседеке изданы в. Пам. отр. лит. т. 1, стр. 19 и 20, 26–28.
    л. 425. От Палеи, – особенности некоторых рыб, птиц и зверей.
    л. 426 об. Кирила философа учителя словеньска, иже беседова с ним муж Козарин послал от Козар мужь коварен. Из жития св. Кирилла философа. См. № 674 л. 108.
    л. 427. Без надписи. Толкование молитвы: Господи Исусе Христе Боже наш помилуй нас, аминь.
    В конце ркп.: Сию книгу Соборник продал подъячей болшего приходу Назар Ильин Никите Иванову и руку приложил. Далее другим, но современным сей приписи, почерком: А се к нига, глаголемая Соборник (конечныя слова потарабарски) Григорья Ново-Федорова сына