Примечания: Полуустав, в четверть.
л. 1. Сказание главам в настоящей сей книзе.
л. 3. Мес. февраля в 11 день, житие и жизнь св. благовернаго Вел. Князя Всеволода Мьстиславича, нареченнаго в св. крещении Гаврила, новаго чюдотворца пьсковьскаго. Нач. Радуйтеся праведнии о Господе, правым подобает похвала. За тем
л. 18. Мес. ноемьвриа 27 день, Слово о обретении мощей св. благовернаго Вел. Князя Всеволода, нареченнаго во св. крещении Гаврила, и о пренесении честных его мощей. Сочинение Василия священника псковскаго. Чудес 21, последнее 7058 (1550) года. л. 58. Мес. сентября в 14 ден, Слово св. Андрея на Въдзвижение честнаго Креста. См. № 786 л. 196.
л. 62. Мес. сентября в 20 день, житье св. мученика Еустафиа Плакиды и жены его и чад его. Там же л. 257.
л. 82. Мес. июля в 15, житие благовернаго Князя Владимера, нареченнаго в св. крещении Василиа, крестивъшаго русьскую землю. Нач. Блаженный Князь Владимер, внук Евгин (siс), крестився сам и чада своя и всю землю русскую крести от конца. Тоже самое, что в Оп. Рум. Муз. стр. 677, где между прочим говорится: не дивимся, възлюблении, аще чюдес не творить по смерти, мнози бо святии и праведнии не створиша чюдес, но святии суть.
л. 84 об. В тойже день, похвала благоверному Князю Владимеру, нареченному в крещении св. Василию. Нач. Сей бысть сын Святославль от племени варяжскаго, первее ко идолом много тщание творяаше по отчю преданию. Там же л. 678. л. 87. Мес. тогоже в 24, убиение святою новоявленною мученику Бориса и Глеба, нареченою в св. крещении Романа и Давида. Нач. Род праведных благословится, якоже рече Пророк. Там же л. 202.
л. 96 об. Убьение св. Глеба. Нач. И еще сего убийства не остася окаянный Святополк, но и на большая неистовяся. Продолжение.
л. 109. Сказание страшных и преславных чюдес святою новоявленною мученику Романа и Давида. Нач. Не возможно человеку глаголати. Чюдес 6.
л. 124. Мес. септевриа в 20, убьение новоявленную мученику Христову благовернаго Князя Михаила черниговскаго и Феодора болярина его, пострадавше Христовы ради веры. Нач. В лето 6723 бысть нахождение поганых Татар на землю русскую гневом Божиим за умножение грехов наших.
л. 131. Мес. септевриа в 28, житие блаженнаго Князя Вячеслава, бывшаго в Лясех. Нач. Се ныне събысться пророческое слово. См. № 664 л. 528.
л. 138. Мес. маиа в 23, обретение честных мощей, иже в святых отца нашего Леонтиа, архиепископа и чюдотворца града Ростова. Нач. С убо блаженный Костянтинаграда гражданин. См. № 786 л. 243.
л. 140 об. В тойже день, Слово о внесении честнаго телеси иже в святых отца нашего Леонтиа епископа ростовьскаго в новую церковь пресв. Богородица, и о мужи изцелевшом. Там же л. 253.
л. 144. Сказание о житии св. отца нашего Антониа игумена, бывшаго в печере кыевской лавры святыа Богородицы. Нач. В лето 6559 постави Князь Ярослав Лариона митрополитом русина в святей Софии. Конечныя слова: К нему же (св. Феодосию) и аз приидох худый и недостойный раб и приат мя, сущю ми лет 40 и сущю ми в монастыри лет 17 от рожениа моего. Се же написах и положих, в которое лето почал быти манастырь и что ради зовом печерскый.
л. 148 об. Мучение Елеозарово и седми Маккавей. Нач. Святому же граду Иерусалиму, живущу всем миром и благочестием.
л. 155 об. Слово похвално иже в святых отца нашего и чюдотворца Петра, митрополита всея Росия. Нач. Праведных душя в руце Божии, рече божественый Пророк.
л. 161. Без надписи. В оглавлении: Мес. ноября в 6 день, чудеса препод. отца нашего Варлаама чюдотворца (хутынскаго), числом 22, начинаются с 6948 (1440), упоминаются 7059 (1551) года. В конце дополнение к житию: яже не писана быша в книзе сей множества ради прешедших лет.
л. 218. Мес. апреля в 1, житие препод. Марии егупетскиа, въздержавшиася преславне в пустыни иерданстей. Нач. Тайну цареву крыти добро, дела же Божиа проповедати славно.
л. 249. Мес. февруария в 12 день, иже в святых отца нашего Алексиа митрополита киевскаго и всея Руси. Нач. Елма убо божественыим мужем хотящим повести написати и венца от них похвалныя плести. Чудес 6 и Похвала. Срав. № 789 л. 5.
л. 267. Мес. декабря 25, Слово на Рожество Господа нашего Ис. Христа. Няч. Восиа нам днесь праведное солнце.
л. 279. Сказание на Рожество Христово от Ефродитиана о бывшем чюдеси в Перстей земли. Нач. От Перс уведен бысть Христос исперва, не утаибося в них ничтоже сущих книгчий их. Сказание Афродитиана, издано гг. Пыпиным и Тихонравовым.
л. 286 об. Наутриа по Рожестве Христове св. отца нашего архиепископа бывшаго в Кипре Епифана Похвала о св. Марии Богородицы, и о воплощении Господа нашего Ис. Христа. Нач. Она бысть от Сына Божиа, освяти верующая в краих земля Святеи Троици.
л. 298. Слово о Христе и отвержении Петрове при страсти. Нач. Подобаеть нам, братье, Иевле слово помянути.
л. 305 об. Слово о души на пользу слышащим. Нач. Увы мне, душе моя, в церковь Божию приходиши, а гнила блуда не хабишися.
л. 309. Слово Иоана Дамаскина о спасающихся в миру. Нач. Разумейте убо, яко не спасет место се никогоже, но дела или спасут или погубят или осудят.
л. 310. Слово св. Апостол и св. Отець, како подобает жити крестианом. Нач. Первие имейте, братие, страх Божий в сердци своем и ко церкви будите въстанливы. Русское. См. Опис. Рум. Муз. стр. 688.
л. 316 об. Слово св. отца нашего Иоанна Златаустаго о яденьи и о пианьстве. Нач. Видете ли, любимии, кую пользу пьянство имать. Кажется, русское.
л. 319. Слово Иоанна Златоустаго о суете мира и о будущем суде. Нач. Иже сию заповедь пустошную погибающую вещь оставляющи.
л. 323. Слово св. Иоанна Златаустаго о гордом суде и о скороминующим житьи. Нач. Друзи и братиа, иже кто мыслит в царство Божие внити, то не прилепится зело скороминующем сем житии.
л. 333. Мес. ноября в 6 день, память препод. отца нашего Варлаама, ноугородскаго чюдотворца, иже составльшаго св. обитель св. Спаса, еже есть на Хутыни. Нач. Сей преподобный отець нашь Варлаам родися в Великом Новеграде. Чудес 6 (3 при жизни и 3 по смерти), прочия писаны выше л. 161. По окончании чудес препод. Варлаама, на обор. л. 217, тоюже рукою, какою писана вся рукопись: Сиа книга выписана бысть в Великом Новеграде чюдеса св. Варлаама чюдотворца в лето 7080 (1572). Вероятно в этом же году они и составлены, потому что в заключении чудес упоминается Царь Иоанн Васильевичь (Грозный) и Царица Анна.
Впереди на белом листе другою рукою: Книга Стефана Никифорова. Ниже, опять иным почерком, одним с постраничною подписью: Книга Василия Малцава, а нынеча Дмитреева Судокова. На первых листах внизу: Лета 7128 (1620) года месеца февраля 5 день продал сию книгу Соборник Дмитрей Дементьев сын Судоков сьюкути (?) волости москвитину Степану Микифорову сыну (далее почищено, однакож можно разобрать), а взял за ту книгу двенадцать алтын