Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Ф.304/I №786. Сборник

  • Рубрика: Рукописи хлопчато-бумажные. Смесь
  • Дата: XVI в.
  • Кол-во листов: 310 л.
  • Примечания: Полуустав, в четверть.
    л. 1. О книгах иладийскаго (лаодикийскаго) Събора (истинных и ложных). См. № 205 л. 325.
    л. 3 об. Слово ответно о терпении житиа блаж. Лариона отходника. Нач. Человеку некоему во имя Божие отшедшу от мирьскыя жизни и вселшуся в пустыню и в гору.
    л. 8. Слово ответно. Нач. Имиже ум растет, имиже сердце веселится, имиже душа радуется.
    л. 10. О духовней жизни. Нач. Яко благаа се жизни сея слышахом, на нюже неразумнии мздятся, хотяще быти в жизни сей что любо.
    л. 21. Слово о покаянии. Нач. Покайся душе моя грешнаа, доколе ся скверниши всеми нечистыми (нечистотами), внутрьними и внешними.
    л. 24. Толкование избранных стихов из св. Матфея.
    л. 36 об. Стязание, бывшее вкратце в Иерусалиме при Софроне архиеп., о вере христьянстей (и) законом еврейскым, съшедшеся събору хрестьянскому и жидовскому. См. № 730 л. 403.
    л. 63. Слово св. Отець о Пасце жидом. Нач. Почто жидовине жреши пасху и не твориши кроме Иерусалима?
    л. 66 об. Премудрость Исусова сына Сирахова, въспросы и ответы всякому крестьянину с жидовином. Въспрос. Нач. Почто не веруеши жидовине в св. Троицу, в Отца и Сына и Святый Дух?
    л. 71 об. Св. Василья к наставником. Отрывки из Старчества.
    л. 73 об. Написание Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа, еже въспомяну написание еврейскым языком и философом снемше и погребоша тело Исусово. В лето великаго Феодосиа царя 17-е преложишася из еврейскых в греческая, еже сдея при Пилате понстем. Нач. В лето пятьнадесятое царства Тиверия кесаря. См. № 774 л. 61.
    л. 101 об. Пилат же, яко слыша и удивися о въскресении и о вознесении Исусове, зело велми убояся, рече: аще о семь услышано будеть сиа у Кесаря, седе и написа епистолью и посла к Кесарю в Рим, глаголя сице. Нач. Державному и страшному Тиверию великому кесарю Пилат раб твой иже от восточных стран.
    л. 107 об. Поучение св. Григорья Богослова о божественней литургии. Нач. Иже бысть в дни первыя, како събрашася св. Отци к Григорию Богослову и реша.
    л. 111. Слово св. Григорья о языце. Нач. И пакы еще о языце побеседуем, что есть язык? Водетель гневу, дьаволу цвет, воевода клевете. По видимому, русское, не занимает и полнаго листа; в связи следуют разные отрывки из Старчества и из жития В. Василия.
    л. 133 об. Слово о пияньстве сыну. Нач. Сам бо Господь Апостолом рече: пияница царства Божьа не наследит. Русское.
    л. 135. Разныя выписки из духовных и светских писателей. Сравн. № 769 л. 244.
    л. 145 об. Иноком Стефана новаго. Нач. Не имей дружбы с женою, да не сгориши огнем ея.
    л. 146 об. Иоанна Златоустаго о женах. Нач. Никей же убо зверь точень есть жене злей язычне.
    л. 147 об. Св. Василья. Нач. Всяк възрить на жену, съгрешить; всяк възрев, рече, на жену, якоже похотети еа уже прелюбы сътвори в сердци своем. Сочинение русское.
    л. 151 об. Выписки из разных книг.
    л. 159. Слово Иоанна Златоустаго о еже рече: изми мя Господи от человека лукава. Нач. Дивлюся, некогда Пророк, не помолися избавитися от бес и от лвов, но от человека лукава.
    л. 165. Поучение Кирила философа. Нач. Брате Варфоломею, прииди ко мне, аки пчела к цвету; приклони уши свои в глаголанию уст моих, да насладиши гортани свои паче меду и сахара словесы моими. Сочинение русское, напечатано г. Сухомлиновым по сему списку в ІV т. Известий ІІ-го Отдел. Импер. Академии Наук.
    л. 167 об. Слово св. Григория Богослова, и Василия кесарийскаго, Ивана Златаустаго, въспросы и ответы. См. № 778 л. 218.
    л. 173. Мес. сентеврия в 1 день, (житие) св. отца Симеона Столпъника. См. № 779 л. 253.
    л. 186. Мес. тогоже в 6, чюдо архистратига Михаила, бывше в Хонех. Повесть. См. № 663 л. 59.
    л. 196 об. Мес. тогоже 14 день, Андрея иерусалимлянина епископа критскаго Слово (на) Здвижение честнаго Креста. Нач. Креста праздник творимый церковное все просвещается исполнение.
    л. 208 об. Мес. тогоже 25, житие препод. Ефросиньи, нарицаемыя Измарагд. Нач. Бе муж в Александреи граде богать зело и честен, имя ему Пафнотий.
    л. 217. Мес. нояврия 11, Тимофея архиеп. александрьнскаго сказание, чюдо св. и славнаго мученика Мины. См. № 783 л. 552.
    л. 226. Иже в святых отца нашего Германа, бывшаго архиеп. Констянтинаграда пресвятейшаго, госпоже Богородици похвала, егда принесена бысть в церковь родителема своима, трею лет сущи. Нач. В сей пакы и другый съборник и светлый праздник Матере Господня, се предшествие безприрочныя невесты.
    л. 234 об. Мес. марта 17 день, житие Алексея человека Божия. См. № 761 л. 310.
    л. 243 об. Мес. маия 23, иже в святых отца Леонтия епископа ростовьскаго чюдотворца. Там же л. 227.
    л. 253. В той же день, Слово о внесении телеси св. отца нашего Леонтия великаго епископа ростовьскаго в новую церковь, (и) о муже, исцелевшем у гроба св. Леонтиа. См. № 630 л. 54.
    л. 257. Мес. сеньтемвриа в 20 день, мучение св. мученика Еустафия и Феописты жены его и чад его Феописта и Агапия. См. № 782 л. 211.
    л. 277 об. Мес. октомврия в 20 день, мучение св. Арефы и с ним 4 тытящи и 253, словеса всех Святых. См. № 755 л. 347.
    л. 290. Похваление св. и славному великому мученику миротворцу (мироточцу) Дмитрию. См. № 777 л. 151.
    л. 300. Мес. декамврия в 20 день (21?) преставися пресвященный митрополить Петр всеа Руси в 3 час нощи в лето 6834 (1325), пас церковь Божию лет 18 и 6 месяць. Слово св. святителя Петра, митр. киевъскаго, волыньскаго, суздальскаго. Нач. Сий святый митрополит Петр родися от родителю крестьяну, от отца Феодора. Житие святителя Петра, составленное Прохором еписк. ростовским († 1327 г.), издано при Духов. Вестнике в Материалах для истории русс. церкви 1862 г. т. 1 стр. 17–22.
    л. 306. Мес. ноемвриа 20, св. мученици Екатерины, мучение Виргилия и Вития. Без конца. См. № 778 л. 117.
    На поле л. 96 припись: А та книга была у Василья Дмитреева сына, на обороте: у Ростовцева, в лета (приметно) 7067 (1559)