Примечания: Полуустав, в четверть.
л. 1–142. Службы с акафистами, числом 8: Михаилу архангелу, Иоанну Предтече, Петру и Павлу, Николаю чудотворцу, Кресту животворящему, пресв. Богородице, всем Святым, Иоанну Златоусту. Первые два акафиста и четвертый творение вселеньскаго патриарха Констянтинуполеос кур Исидора (см. № 263, л. 15–97), последние два творение Мартирья священномниха обители Печерскыя уже в Киеве. (Кондаки и икосы всем Святым с этим же заглавием напечатаны в Акафистах, Киев. 1629 г., между тем имени Мартирия нет ни в Истор. Словаре русс. духов. Писателей, ни в Обзоре русс. духов. литературы). л. 143 об.–177. Молитвы Кирилла епископа туровскаго на всю седмицу по заутрени. См. № 652 л. 7.
л. 178. О обретении главам в книзе сей. До л. 178 почерк полууставный, отселе до конца в скоропись переходящий. л. 179. Слово от Еуагелия о милостыне и о Аврааме. Нач. Братие, внимайте милостыня ваша, добротворения не забывайте.
л. 181 об. Мелкие отрывки под особыми главами: Слово св. Еуфимия о причащении. Слово о посещении болящих. О зрении на небо.
л. 182 об. Слово св. блаж. Евсевия епископа, како достоит чтити неделю. Нач. По утрени во св. неделю седящю блаженному Евсевию епископу пришод Александр царь, вспроси.
л. 187 об. Толкование молитвы Господней, без надписи. См. № 766 и 206. За тем отрывок о установлении поста армянскаго. л. 190. Слово св. Евсевья, архиеп. самосадьскаго, о сшествии Ивана Предтечи во ад. См. № 747 л. 391. В конце отрывок Григория Синаита. л. 204. Слово от Патерика о смирении, иже всю силу вражию побежает. Нач. Два брата мниха быста присная и восхоте дьявол разлучити я от себе.
л. 204 об. Слово о страсти Господа и Бога и Спаса нашего Ис. Христа. Ефрема Сирина. См. № 7 слово 47. л. 220. Слово св. Ефрема о антихристе. Там же слово 104. л. 232. Слово св. Иоанна Златоустаго, како подобает чтити ерея. Нач. Слышите Павла глаголюща: покайтеся старейшинам вашим, тии бо бдят о душах ваших.
л. 233 об. Поученье Григорья мниха о милостыни. Нач. Аще ревнуеши Христу, будеши блажен.
л. 234. Поучение св. Апостол о спасении души. Нач. Се, братье, первие всего сию заповедь долъжни есмы сказати: веровати в единаго Бога.
л. 234 об. Слово о покаянии согрешающим. Нач. Блаженный отець нашь Павел Простый, ученик св. Антония, поведаше весть сию, яко некогда иде в монастырь посещения ради братья.
л. 235 об. Слово св. Иоанна Златоустаго о смирении. Нач. Молю убо, чада, Господа деля смирение любите, еже паче Господь смирися вас деля до смерти же и распятия.
л. 237. Мес. ноября в 6 день, преставление блаженнаго отца нашего Варлаама, игумена св. Спаса на Хутыни. Нач. Препод. отець нашь Варлам родися в Новеграде от верну родителю христьяну.
л. 239 об. Слово св. Отець о умилении души. Нач. Горе тобе душа моя, верою Христовою хвалишися, а дела дьяволя по вся дни твориши, и хрестьяна ся наричающи, а все житие свое погански живущи.
л. 242. Слово св. Отець о славе мира сего. Нач. Уподобися слава мира сего пламени огнену, подгнещену сухимы дровы.
л. 243 об. Слово св. отца нашего Дорофея. Нач. Виде св. отець Дорофей, пришедый в церковь на починание заутрени Духом Святым.
л. 244 об. Слово от Еуангелья от Матфея. Нач. Рече Господь: блажени нищии духом, яко техь царство небесное; мнози, рече, нищии, но любви о Бозе не имут. Далее отрывок о кровоядении.
л. 245 об. Поучение о потрясении, да отступим от зла и избудем гнева Божия. Нач. Слышите братия, самого Господа нашего Ис. Христа, глаголюща в Еуангельи. Серапиона епископа владимирскаго. См. № 11 л. 78. л. 247 об. Под особыми главами: Слово о трусе бывшем в Антиохии граде, да и мы слышаще покаяние приимем. Слово о трусе бывшем в Костянтинеграде в царство Лва Исаура. Память великаго страха и труса св. царя Феодосия Малаго.
л. 249. Слово св. Афанасия о преступающих закон. Нач. Иже не творит воля Божия, дьяволя сеть есть.
л. 249 об. Слово от Патерика о Феодосьи царе. Нач. Живяше егуптянин мних в селе Царяграда при унем цари Феодосьи, мимо ходяше царь по пути тому.
л. 250. Слово св. Иоанна Златоустаго о умилении души. Нач. Ох тебе душе моя, ангела хранителя своего отгнавши от себе всеми злыми обычаи беззаконными.
л. 256 об. Слово св. Симона печерскаго монастыря. Нач. Брат, седя в безмолвии, въстягни свой ум, рчи к собе: человече, не еси мира лишил, спасения ища, а не духовная себе дееши? Отрывок из послания Симона епископа владимирскаго к Поликарпу черноризцу печерскому. См. № 713 л. 184. л. 257. Слово от Лимониса. Нач. Рече некто старец: веру имите ми чада, яко велика слава и хвала царю отмещущуся царства и бывающю мниху.
л. 257 об. Вспрос: что есть глаголемое аще издаю все имение мое и прочее, како отъимет кто имение свое без любви?
л. 258. В суботу мясопустную, в нюже паметь творим всем от века умершим отцем и братиям нашим. Нач. Божествении отци узакониша створити вины ради сицевыя.
л. 263 об. В суботу мясопусную Слово св. Иоана Златоустаго о умерших утешително. Нач. Весть многажды слово утешати болезнь может и дружия утеха рассыпати печаль.
л. 271. Слово Кюрила мниха на сбор св. Отець 318, от св. книг сказанье о Христе Исусе Сыне Божии и похвала св. Отцом св. никийскаго Сбора, в неделю преже Пятьдесятницы. Нач. Якоже ритори и витии, сиречь летописци и песнотворци, прикланяют своя слухи. Пам. росс. Слов. ХІІ в. стр. 74. л. 280 об. Слово св. отца нашего Василья Великаго, бывшаго епископа Кесарии кападокийстей, кацем есть лепо быти чернцом. Нач. Слышали есте, братие моя благословеная, Господа глаголюща: иже оставит отца и матерь или братью.
л. 291 об. Слово св. Феодорита патриарха, како благословити и креститися. См. № 765 л. 316. л. 292 об. О том, како виде Андрей демона.
л. 293 об. Слово от Лимониса о помыслех. Нач. Брат един живый в пустыни, мучим от беса блуднаго на похоть женску. В конце отрывок: Правило св. Апостол.
л. 294. Мес. декаврия в 27 день, мучение св. первомученика Стефана архидьякона. См. № 748 л. 38.
л. 300 об. Слово 11, св. (аввы) Дорофея о лжи. См. № 163. л. 301. Слово Златоустаго о богатых. Нач. Не глаголю на богатыя, иже в нем (богатстве) добре живут, но глаголю на тех, иже в нем зле живут.
л. 302. Без надписи. Избранные стихи из посланий ап. Павла с толкованиями.
л. 305. О плясании. Нач. Еретици научиша плясати, паче же дьявол люди научи съблазняти в сем мире.
л. 306. Из 2-го послания ап. Павла к Тимофею ст. 1–9 гл. 3, потом из 2-го к Солун. ст. 1–12 гл. 2.
л. 307. От Левгитскаго послания сборнаго чтение. Нач. Тако глаголет Господь сыном израилевым: аще в повелении Моем пойдите и заповеди моя съхраните.
л. 308. Слово св. Иоанна Златоустаго о Иеве и о нищелюбии. Нач. Послушайте, что глаголеть писание о Иеве, колико имение бе ему.
л. 309 об. Правило не умеющим грамоте.
л. 310. О мясопусте великом – узнавать в которое число будет.
л. 310 об. Слово от Лимониса о ходящих к церквам латыньскым иноверным. Нач. Поведаша поп Сергей, яко некый бе старець в монастыри св. Феодосия нерассужен сы, при вечере часто исхожаше из кельи.
л. 311 об. Прение Никифора Паненаота с нечьстивыми и богомръскыми философы латыньскыми 12-ми, посланными папою Григорьем богомръскым еретиком в Костянтинъград во дни Пале(о)лога Михаила царя. Нач. Рече Никифор: слышите Латыно, есть у вас 70 ересей и две; и ркоша богомерская Латина: скажи нам ереси наши. См. Оп. Рум. Муз. стр. 308 и Царск. № 394 л. 508.
л. 315 об. Въпрошение Князя Изяслава, сына Ярославля, внука Володимеря, игумена Федосея печерскаго монастыря о латынстей вере. Нач. Рече Князь Изяслав: скажи ми отче, веру вражьскую (варяжьскую) и закон ихъ? Св. Федосей рече: вера их, княже, зла и закон их нечист. Там же.Сомнительно, чтобы беседа сия принадлежала препод. Феодосию (сн. Хр. Чт. 1855 г. ч. 2. л. 275–280, Чтен. Ист. Общ. 1858 г. кн. 3 стр. 119); по крайней мере в ней есть вставки позднейшаго времени. л. 320 об. Михаила, архиеп. Царяграда, о ересех латыньских, елико Латыне прес предание церковное творят, их же ради имамы их не съприобщенных съборней апостольстей Церкви. Нач. Глаголет убо: Дух Св. не от Отца исходит единаго, но и от Сына исходит. См. № 177 л. 280. л. 327. Повесть полезна о Латынех, когда отлучишася от Грек и от св. Божия Церкви, и како изобретоша себе ереси, еже оприсночная служити и хулу яже глаголют на Св. Духа. См. № 760 л. 202. л. 338. По оглавлению: О исповедании грехов. Нач. Исповедаюся Богу и преч. Его Матери и всем святым Его и тебе, отче, вся согрешения моя.
л. 341. Слово о женах. Нач. Мала есть злоба противу злобе женьстей и жребий грешника да испадает на ню.
л. 342. Слово о женах добрых и кроткых и молчаливых. Нач. Рече Бог к Еве: к мужу твоему возвращение твое и т тобою обладает.
л. 342 об. Мучение св. мученици Иулиянии. См. № 747 л. 159. На верхней доске: Васьяновской Ковезина. Вассиан Ковезин был келарем Т. Сергиева монастыря в 1495–1511 годах. См. акты вотч. архива