Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Ф.304/I №765. Сборник

  • Рубрика: Рукописи хлопчато-бумажные. Смесь
  • Дата: ХV, XVI в.
  • Кол-во листов: 325 л.
  • Примечания: Сборник, сплетенный из отдельных тетрадей, разных почерков, ХV, частию ХVІ века, в четверть.
    л. 1 об. Св. Василья Предсловие. Толкование св. изъображения (символа) веры, еже есть Верую в единаго Бога.
    л. 3. Тогоже. О еже колика и какова суть места епитемьям, рекше запрещеньем. См. № 205 л. 259.
    л. 4. Тогоже. Наказание к прозвитеру о божественей службе о причащеньи, о нерадящих о запрещеньих. Там же л. 260.
    л. 4 об. Санове церьковник Великия церкви. Нач. Чин 1-й великий иконом, строитель.
    л. 5. Иже о судех. – Суд св. царя Констянтина, закон судный людем, глава 1. Нач. Преже всякой правды подобно есть о Божии вере глаголати. После слов 17 главы: Той мечем усекается, иже зажигает, в той же строке следует
    л. 8 об. Устав Владимира Мономаха, от слов 3-й главы: из иного города или чюжеземець, а неведая запустить за нь товар.
    л. 14. О городских мостех, осменики поплата. Нач. В людин конець, чрез греблю, от Добрыни улици, в городняя ворота до Пискупли улици. Вслед за Ярославовым уставом о мостах в тойже строке идет
    л. 14 об. Окончание Судебника, приписываемаго В. Константину из гл. О умирании, от слов: бех свободою почтеных, да стают и те в послушьство.
    л. 15 об. Св. Василья еже о судьях и о клевете. Нач. Якоже св. великий царь Костянтин рече: да будет же судья нелицемерен.
    Тут же. Устав В. Князя Ярослава. Нач. Писано бо есть: проливай кровь человечьску, за кровь онаго да прольется кровь его. См. Русс. Достопам. Ч. 2.
    л. 16 об. Суд Ярославль Володимеричь о душегубстве. Правда руская. После конечной статьи: о месячнемь резу, следует
    л. 21. А се уставил Володимер Князь Всеволодичь. После слов 3-й главы: Аще кто многим должен будеть, а пришед гость (см. выше л. 8 об.), в непосредственной связи написано
    л. 21. Продолжение Константинова Судебника, от слов 17 главы: А по церковному закону в посте 12 лет предается, яко враждебник есть. Заключается словом:Попущаем же, а остальное: о рабех свободою почтеных, см. выше л. 14 об. Очевидно, тетради в подлиннике были перепутаны. Порядок глав и самый текст о судех теже, какие в Соф. Врем. ч. 1, стр. 111–148.
    Все вышеозначенныя статьи писаны одним почерком нач. ХV века
    .
    л. 29. Никифора патриарха Царяграда летописець вскоре. Русския события доведены до 6781 (1273) года. Срав. № 190 л. 275. Тетрадь особая.
    л. 37. О 7-м вселенском Соборе, без надписи.
    л. 37 об. Съставление св. и вселенскаго осмаго Събора. Нач. Евгение епискуп, раб рабом Божьим, въспоминание сему вечному делу подписуем, с произволением възлюбленнаго ми сына Иоанна Палеолога. Без конца. Соф. Врем. ч. 1, л. 26–28. Из особой тетради.
    л. 39. Перечень книг истинных и ложных, без надписи. См. № 704 л. 440.
    л. 40. Мелкия выписки, наипаче из толковаго Апостола, отчасти из русской истории.
    л. 44. О седми вселенских Соборах.
    л. 46. Отрывки маловажные под заглавиями: Суть же о друзем. Без конца, на особой тетради.
    л. 49. Слово от Патерика св. Отець. Нач. В далних странах бе некто царь, егда придяше ему радость, то без меры радовашеся, яко безсмертен ся творя, а егда печаль найдяше ему, то отчаавашеся.
    л. 49 об. От Патерика, яко недостоить отъити от церкве, егда поють. Нач. Иже древле бысть, се поведа нам некто от верных: бе муж некый богобоязнив, и т сына име единого, и бысть в стране той глад крепок.
    л. 51 об. Сказание о Феофиле, о патриарсе александрьстем, и о смерти его, какова кончина есть уповающимь на тленное богатьство, и како Курил филосов проклят Иоанна Златоустаго и книгы его съжже, и пакы Пречистаа смири их по смерти Иоанна Златоустаго. См. № 763 л. 302.
    л. 54 об. От Патерика. Нач. Поведаша отци, яко проходя некто мних сквозе скит и дойде к врачевьству. И виде тамо многих приходяща, различныа имущих недугы, единомуже комуждо врачь дааше, яже на целбу. Вшед убо некто от мних приближися к врачю и въспроси его врачь, глаголя: коеа ради потребы прииде отче? И мних отвеща: есть ли былие в множестве грехов въспевающее? Ей, рече врачь: пойди возми корень духовнаго убожества, и трьпения листвие, и смирениа цвет, и молитвы ветвие, и сътрыв смеси в котле (послушания). По причине утраты листа окончания недостает, см. Воскр. Чт., ХV, 188. Тетрадь особая.
    л. 55. Кур Феодора. Сии книгы бытиа небеси и земли и всекой твари, иже сътвори Бог вся дела своа испръва. Без конца. См. № 180 л. 292. Из особой тетради.
    л. 57. Св. Анастасиа въпрос: аще кто завещает себе на добро дело с клятвою сделати колико либе время, или вина не пити, или поститися, или о чесем либо зарещися с клятвою, и потом же от раслаблениа и лености немощи своеа не възможе кончати, еже поча, и хощет раздрешитися, что подобает творити? Нач. Блажении отци, иже священныа молитвы съставльше нам, и о таковых винах сътвориша нам молитвы сиа. См. № 225 л. 202 и далее.
    л. 60. Окончание канона Благовещению, самогласен его написан сверху выщеозначенной статьи. Из другой тетради.
    л. 61. Иже в святых отца нашего Григориа Богослова, архиеп. Констянтиняграда, Слово на св. Пасху и на опождение. Нач. Воскресенья день и начало десно и просветимся тръжеством.
    л. 63. Тогожде Григориа Феолога на Антипасху. Нач. Виждь убо, какова видимая царица временем, царица днем. В конце таблица 7 вселенских Соборов.
    л. 65. Кн. Песнь Песней, начин., по причине утраты листа, с гл. 2 ст. 17. Текст извлечен из толков. Филона карпафийскаго, – это видно из пропусков и дополнений. Судя по Оп. ркп. Синод. библ. Отд. 1 стр. 74–76 кто-то исправлял эту книгу по томуже толкованию, но не много успел в своем предприятии. Показанныя там прибавления 4, в 11, 14, и повторения 5, в 2, 10, здесь исключены, но вместе с тем опущены некоторыя слова текста, кои при толковании находятся. Напр. 5, 3: умых нозе твои и како оскверню е; ст. 5:брат мой прииде, душа моя изиде в слово его. Стихи при толков. Филона пишутся отдельно, киноварью, с означением на поле: Соломон, но не всегда так; именно первыя приведенныя слова № 730 л. 254 написаны чернилами, в связи с толкованием, и без показания имени творца. Оттого как при заимствовании, так и исправлении не легко отличать текст от толкования.
    л. 69. Мес. декамвриа в неделю св. Праотець. Пролог по 6-й песни.
    л. 76 об. Пролог. Мес. декамвриа 17, св. трею отрок Анании, Азарии и Мисаила, св. пророка Даниила.
    л. 83. Сказание двунадесяти временных пятниц. Написано в недавнее время на бывшем прежде порожнем листе.
    л. 84. Князи рустии. Родословие Князей русских, в средине повесть из Патерика о авве Сисои и о авве Поло.
    л. 88. Лунное течение. Лунные круги, числом 19.
    л. 92. Синаксари, начин. в суботу сыропустную, оканч. в неделю всех Святых. В самом конце: Ди евхонтон патерон имон Кирие Иу Христе имон елеисон мась.
    л. 154 об. Мес. маиа 30, память св. Евтихиа. В той же день св. отца нашего Исакиа исповедника. Пролог.
    л. 156. Мес. марта Пролог о Бозе починаем. Нач. Сей начаток месяцем и первый наричется богоугодником Моисеом.
    л. 157. Две повести из Патерика скитскаго.
    л. 163 об. Толкование неудобь познаваемым в писаниих речем, понеже положены суть речи в книгах от началных преводник, ово словеньскы, ово сербьскы, и друга болгарскы, и ина греческы, ихже неудовлишася преложити на руский язык. Нач. Кудь – произволение; васнь, мню, присно. См. № 175 л. 331.
    л. 164 об. Ноемврия 5, повесть о плаче и о рыдании пророка Иеремия, и о запустении Иерусалима. Апокриф, см. № 751 л. 287.
    л. 174. Ярлыки иже суть давали Цари ординьскые Митрополитом киевскым и всея Руси, на церковныа домы и на люди. Срав. в Др. росс. Вивл. VІ. 16, 19, 21, 23, 25. – Пръвый ярлык дал Тюляк царь Михаилу митрополиту.
    л. 175. Другой ярлык дала Дайдула (чит. Тайдула) царици Иоану митрополиту.
    л. 175 об. Третий ярлык дал Менгутемир царь.
    л. 177. Четвертый ярлык Чени(бе)кова дала царица Фегносту митрополиту Тайдула.
    л. 178. Пятый ярлык Берди бердибек царь дал Алексию митрополиту.
    л. 179. А се шестый ярлык томуже Алексию митрополиту Тайдула царица Дченебекова дала, что ему лучиться коли к Царюграду поити. В заключение киноварью: Суть же и инии мнози ярлыци предани быша к церкви Божии пречистыя Его Матере от безбожных онех царей и крепость бысть Митрополиту и всему причту о нем. Чернилами:Елико же обретохом во святейши митрополии старых царей ярлыки, но иных не възмогохом превести, зане неудобь познаваемою речью писани бышя, ниже пак именовахом зде; доволно бо есть нам наказание от Саракин, неже правда христианьская неразумеющих поистине Бога, но ослепленых суетою, еже преобидети св. церкви и домы их. Срав. № 177 л. 274.
    л. 181. Канон на Рожество Христово, кир Иоанна.
    л. 184. Канон (другий) на Крещение Господне.
    л. 188. Другий канон на Вознесенье Господа нашего Ис. Христа.
    л. 193. Другий канон на св. Преображенье Господа нашего Ис. Христа, творение Иоанна.
    л. 197. Служба, февр. 11, препод. Димитрию вологодскому. Каноны с надписью: творение кир Макария игумена тояже честныя обители.
    л. 213. Мес. февруария в 11, житие и подвизи и от чюдес похваление препод. отца нашего игумена Дмитрия вологодскаго чюдотворца, иже на Прилуце, творение тояже обители игумена Макария. Чудес 14 и Похвала. См. № 692 л. 92.
    л. 247 об. От словес Великаго Василия. Отрывок.
    л. 248. Послание Пилата к Тиверию кесарю, без начала.
    л. 249 об. Отпись Тиверия кесаря к Пилату понтийскому, дав ответ воеводе Рахааву и с ним воемь две тысящи числом. Нач. Понеже нужную и неправды исполненую съчталь еси смерть на Исуса назорейскаго.
    л. 252. Без надписи. Нач. Срациньский лжипророк и началник Бохмит из колена Измаилева сына Авраамля родися.
    л. 254. Извлечения из духовных грамот В. К. Димитрия Иоанновича, К. Владимира Андреевича и В. К. Василия Васильевича, какие бояре сидели при завещаниях их. Древ. Вивл. ч. 1 стр. 109, 147, 424.
    л. 255. Притча Сифа Антиоха о зверех стефанита и ихнилата; друзии же мнешя Иоана Дамаскина, зело песнописца и каноном творца.
    л. 281. Великаго Василья о постничьстве, како подобает украшену быти иноку. См. № 757 л. 71.
    л. 284. Без надписи. Нач. Послаша Греци к Володимеру философа, глаголюще сице: слышахом, яко приходили Болгаре учаще тя прияти веру свою. Из летописи Нестора, Соф. Врем. ч. 1, стр. 61–83.
    л. 303 об. Св. Григориа Богослова Слово отвещание 150 епископ. Нач. Вы же убо преже пущеныя нам поучитеся словесем, аз же вам отдам отвещание. На поле: глава 26.
    л. 307. Ведомо же всякому хотящому разумети теченье лунное, яко не всяка луна по 30 дний имать, месяци не вси равни суть... Нач. Подобаеть нам хрестьяном потонку смотрити и разумети течениа луннаго и равнати небесный месяць с земными; удобь есть разумети единым Жидом небесный месяць... Аз выскажю известно, откуду прибы третейнадесять месяць (см. Оп. Синод. библ. Отд. 1 стр. 161). Потом: О двои надесятих зодиох. О степенех зодиом. О луне когда входит и исходит в животных, без конца.
    л. 311. Окончание статьи, озаглавленной под № 762 л. 267: О рождьстве Христове, в кой день будет, потом о небе. Там же л. 268.
    л. 311 об. Поучение Великаго Василия братии общеживущии. Нач. Надеяся на милость Божью и на преч. Его Матерь понудихся аз грешный и недостойный и непотребный. Русское, см. № 226 л. 557.
    л. 316 об. Феодоритово, како подобаеть креститися. Нач. Сице благословити рукою и креститися: три пръсты равны имети вкупе по образу Троичьскому. За тем два отрывка духовнаго содержания.
    л. 317 об. В связи с предъид: В лето 6899 (1391) августа 15 земля тряснулася. Тут же: В лето 6900 февруариа 11, в неделю о блуднем, венчан бысть царь Мануил на царство и с царицею св. Андонием патриархом. Описание коронования Игнатием иеродиаконом смоленским тоже, что под № 224 л. 174.
    л. 319 об. Запись о солнечном затмении вернее, чем под № 341 л. 395: В лето 923 (1415) мес. июниа в 7 (день) быст помрачение солнцю, в 6 час дне створися нощь и явишася звезды и бысть страх велик на всех родех человеческих в день св. пятка. См. Оп. Рум. Муз. стр. 720.
    л. 319 об. От житья св. отца Пахомия. Отрывок, затем толкование имен: Симон толкуеться послушание, Иона – голубь, и проч.
    л. 320 об. Молитвы нощныа, аже кто произволеет от подвижных инок, когда ему лепо спати, да глаголеть сия к Богу прилежно, прося отпущенья грехов. См. № 315 л. 503.
    л. 324 об. Без надписи. Нач. Наставшаго месяца в 1 день до 9 часа сеяти и садити и волосов урезати, тонци и гладци бывають. Но как след. лист потерян, то и этот зачеркнут. Конечный заключает толкование значения мантии и степеней духовных. На конце одной тетради (л. 82 об.), в киноварной рамке: Господи, помози рабу своему Микуле, дабы ему писати лущи того.
    Ркп. дана вкладу около 1640 г. старицей Хотькова монастыря Соломонидой Азарьиной, см. Опись 1642 года