Примечания: Полуустав, в четверть.
л. 1. Служба, маия 23, Леонтию епископу ростовскому с прологом по 6 песни.
л. 25. Служба Благовещению пресв. Богородицы.
л. 38 об. Тоже, сентября 25, препод. Сергию радонежскому. Впереди пролог.
л. 60 об. От житья препод. отца нашего Никона, ученика бывша блаженаго Сергиа, сведено въкратце. Нач. Сей блаженый духоносный отець Никон имеаше град Юрьев зовом.
л. 70 об. Житие и жизнь препод. отца нашего богоноснаго Сергиа, в немже имать и от божественых чюдесь его. Оканч. послесловием Пахомия. См. № 761 л. 28. л. 148 об. Для заглавия оставлено порожнее место. Нач. Буди же ведомо и се, яко в время обедна трапезе две молитве, едина в починце, а другая в конци по отъядении, уставлено самимь Господомь, потом Апостолы, таже св. Отци.
л. 154 об. Также без надписи. Нач. Святии бо Отци уставиша св. дни посныа по научению Господню и по заповеди св. Апостол. Два слова о пьянстве препод. Феодосия киевопечерскаго. Выписку из перваго см. под № 735, полнее в Изв. Импер. Ак. Н. т. VІ стр. 235.
(Лист 157 порожний). л. 158. Предание уставом, иже на внешней стране пребывающим иноком, рекше скитьскаго житиа правило о келейном трезвении и катадневном петии, еже и мы приахом от Отець наших. См. № 528 л. 165. л. 207 об. Ефимиа патриарха терновскаго Послание к Киприану мниху, живущему в св. горе Афоньстей и просившю написати ему о некых церковных винах нужных и послати ему тамо. См. № 748 л. 445. В конце мелкие отрывки из св. Отцев. л. 245. Правило Паскалии седмия тысуща последняго ста, от 6958 по 7000 (1450–1492) год. После слов: В лето 6967 (1459) круг солнцу 23, луны 13, индикта 7, фемелио 26, следует киноварью: Зде страх, зде скорбь, зде беда велика; в распятии Христове сий бысть круг солнцу 23, луны 13, и сие лето на конци явися, в ньже чаем всемирное пришествие.... Блюдете убо известно и разумне, о братие, кто хощеть быти в то время: бегай, бежи неверия, быша при нас Измаилы. Святитель новгородский Геннадий упоминает об этом в предисловии к Пасхалии: Да еще к тому некто написал: зде страх, зде скорбь, и проч., ино о том млъва была в людех, не токмо вь простых, но и в преимущих о семь, многимь сумнение бысть. См. № 736 л. 51. На поле почти против каждаго года записаны современныя историч. события. л. 255. Лунное течение. Между л. 260 и 261, (на коих говорится о сеянии и саждении и кровопускании в известныя дни) двух недостает, несколько листов утрачено и после 261, на след. 262 сохранился отрывок с заглавием: о луне къгда входит и исходит в животных. л. 263. О летном обхождении и въздушных пременениих. См. № 117 л. 253. л. 265. Громник дванадесятим месяцом. Събрано Ираклиемь царемь от звездозакониа. Нач. Март. Животное глаголемое овен, аще убо възгремить в овне, иже от земля въсточныа порушатся и вълци будут по вселеней в нестроение и растление человеком и телесемь погыбель, будеть же плодовом пагуба; аще ли трус будеть, глад будет и брани. Эта статья и след. за ней до л. 270 принадлежат к числу так называемых «ложных книг». В I. екс. болгар. л. 211 сказано: Сие есть мудрование тех, имиже отводят от Бога и приводят к бесом в пагубу: 1. книга Марталой... 2. Громник. Издано г. Тихонравовым в Пам. отр. русс. лит., II, 369–372.
л. 267 об. О Рождьстве Христове, в кой день будет. Нач. Аще случится Рождьство Христово в неделю, будеть зима растворена, весна мокра, лето сухо, есень ветрьна, воем радование, развращение царево, плодов изъобилие, четвероногым множьство, мед мног, юным пагуба, и т. д. о каждом дни, как впереди о каждом месяце. Напеч. там же II, 378–379. л. 268 об. О небеси. Нач. Небо едино убо есть по сущьству, девять же по числу.
л. 268 об. Стихиа дванадесятим месяцом. Нач. Март. Аз воины на всеоружство извожду, меча же изъощряваю и привлачю к бранем и землю чужу любовне подаю воином; ей убо наказую вас и поучаю, якоже достоит и повелеваю всем приимати на всяк день пищу сладку, сиречь въсдержателну. О каждом также месяце. л. 270 об. Галиново на Ипократа. Туж же мелкия статьи с надписями: О кровопущании. Животныи о лунных днех, о удобных зодиох, добрых и злых и посредних. От Хитрець. О власожелцех. Оканч. сказанием чуднаго свойства былия, глаголемаго Бжур. Срав. № 177 л. 253. л. 279. Менадра Мудраго научьшаго человека всему разума. Нач. Человеку сущу человечьскаа смыслити. Изречений 146. В заключение написаны русскими буквами греч. слова: Аксион естинь ос алифос, и т. д. весь стих. Подстрочная припись глаголическими буквами на 21 листе: Дмитрий, а на 44 листе: Гос. слава Тебе, Спас душа мъэа