Примечания: Скоропись, в четверть.
Ведение св. книгы сеа, вне счета листов.
л. 1. Начало освящению антимисному, како достоит святителю или епископу освящати антимис.
л. 17. Чин бываемый на основание церкви и на потчение Кресту.
л. 20. Чин освящению церкви.
л. 49 об. Устав, како достоит избирати епископа, оканч. о поставлении. В уставе благовестию показан 7122 (1614) год. Срав. Акт. Ист. т. IV № 1. л. 61. Чин бываемый на произведение игумена.
л. 62. Молитва во отверзение церкви, еже от еретик оскверншуся, Никифора патр. Констянтинаграда.
л. 63 об. Молитва о томже, Тарасиа патриарха.
л. 64. Молитва во отверзение храма, в немже случится животну и безсловесну умрети.
л. 64 об. Молитва о еже аще случится животному некоему родити в церкви.
л. 65. Молитва в отверзение церкви, в нейже случится человеку умрети нужною смертию.
л. 66. Чин и устав, како свящати святаго и великаго мира.
л. 77. Вкратце летописец. Хронологическия показания от сотворения мира до начала Руси. Вероятно из Хронографа.
л. 77 об. Сказание о великих Князех владимерьских великиа Росиа. Нач. От Историа Ханаонова и предела рекомаго Арфаксадова, перваго сына Ноева, рожьшагося по потопе. Сказка. См. Оп. рукоп. Царск. № 402 л. 2. л. 80 об. Поставление великих князей руских, откуду бе и како начашася ставити на великое княжение св. бармами и царским венцем в лето 6622 (1114). См. Др. росс. Вивл. VII, 1–4. л. 82. Чин и поставление на великое княжество сице бывает. Там же 4–29. л. 92 об. Чин и устав, како подобает помазати царя или великаго князя великим миром на венчание царскаго венца. Напечатано там же 29 – 35 в связи с предъидущим. (Лист 96 порожний). л. 97. Св. Василия толкование священнических чин, что есть иерей и почему глаголется священник и что острижение главы его.
л. 98 об. Толк божественныя службы литургии.
л. 102. Известно буди о святей воде, яко нецыи отлучающе себе от святыя воды вкушениа ради.
л. 102 об. Молитва егда поставляют патриарха или митрополита или архиепископа или епископа.
л. 103. Чин и устав, како подобает окладывати град. (Лист 105 порожний). л. 106. Синадик о Бозе начинаем; сий собор чтется пръвыя недели св. поста. Заповедь св. великаго всеа вселенныа никейскаго седмаго Собора. Полнее, нежели в Др. росс. Вивл. VI, 420, особенно в проклятии русских еретиков, между коими упом. и Зосима митр. московский. В заключении сего последования в неделю Православия сказано: Подобает ведати, в сий день в соборной и апостольской церкви труда ради поется литоргиа Иоанна Златауста. (В сей статье порожние л. 144, 153, 157, 158). л. 159. Кепанды глаголются гласно в Достойно, егда святитель служит, от архидиякона или же протодиякона, аще ли же несть, то кличеть ризничей. Восемь протодиаконских возглашений, первое и последнее о всех и за вся (kai panta).
л. 160. В навечерии Рожества Христова. В навечерии Просвещения. Во св. великий Пяток — на царских часех, сначала написаны тропари с означением тонов при произношении их архидиаконом, за тем разныя многолетия с надписаниями против них: гласно, выше, громогласно, средне, грозно и проч.; равно и далее в неделю Православную и на поставление царстем, егда царь венчается царским венцем.
л. 164. В неделю пред Рожеством Христовым, егда есть пещь. Написаны стихи 7-й и 8-й песни также с означением тонов; самый обряд см. ниже обор. л. 171. л. 167 об. Седмь степеней человеческаго жития.
Тут же: Сказание о том, что под крестом на церкви, в немже водружен аки млад месяц, слово 3 Максима грека. См. № 201 гл. 34.
л. 168. Великаго Василия о человеце и о рожении. Нач. Аще хощеши добре разумети, то вся сущая жития сего печальна суть.
л. 169. В начало Индикта, еже есть Новое лето.
л. 171 об. Чин, како подобает пещь поставити пред Рожеством Христовым за неделю или менши и как прилучится. На порожнем л. 173 замечено: На Максиме греке камень подписывал Каменскаго монастыря постриженик чорной дьякон прозвище Ефиоп, ино сказал достоверно, что на камени надписано: Максим грек прозвище (далее, кажется, должно быть читаемо:) слиняло от доски.
л. 174. Обиход (церковный) Кирилова монастыря, подобный в пред. № 739 л. 33. л. 187. Игумены Троицкие Сергиева монастыря, после котораго который игумен у Троицы и колико лет жил на игуменстве. Перечень игуменов и архимандритов, прерывается на препод. Дионисии. Преставление его и следующие за ним три настоятеля записаны другою рукою. Срав. № 647 л. 1–6.
л. 189 об. От начала обителнаго Кирилова монастыря. Перечень игуменов Белоезерскаго монастыря также с показанием годов. Там же.
(Лист 191 порожний). л. 192. Надписание словеньским языком о буковице, рекже о азбуце и о ея буквах, рекше словах. Впереди предисловие и молитва краткия. Пред концом между прочим читается: О съставлении слов азбучных на распространение словенскаго языка. Се же пакы ы вземше они дивнии мужие от словеньскаго языка кь, от греческаго же се i, и, съединивше ы, нарекоша еры; такожде и се i и с о съединивше, нарекоша ю; и се паки i и к сему а соединивше, нарекоша я; и се i и к сему т съединивше нарекоша от. С л. 201 по 209 выписано 7 глав из сочинений Максима Грека: л. 201. Глава 41. Инока Максима грека сказание о иже свыше мире и о спасении душь наших Господу помолимся.
л. 203 об. Глава 42. Повесть о Соборе хотевшем уставити, дабы попы и диаконы и иподиаконы без жен были.
л. 204. Глава 43. Речи от амвона восходящим на нем попом и диаконом.
л. 204. Глава 44. Сказание о венцех свадебных.
л. 204 об. Глава 45. Сказание притчею о младом отрочищи, яко родивый сына не умре.
л. 205. Глава 46. Толкование строке псалма 89: Господи прибежище был еси нам.
л. 205 об. Глава 47. Слово на потопляемых и погибаемых без ума богомрьзским гнусным содомским грехом в муках вечных.
л. 209. Чин и устав о путной церкви. Ркп. дана вкладу препод. Дионисием. См. Опись 1642 года