Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Ф.304/I №739. Обиходник столовый и чины разные

  • Рубрика: Рукописи хлопчато-бумажные. Смесь
  • Дата: XVII в.
  • Кол-во листов: 644 л.
  • Примечания: Разных почерков, в четверть, заставки из чернил (л. 123, 433) искусны.
    Заглавие обиходника: О трапезном покои, о пищи и питии на празники Владычни и Богородичны, и на память препод. чюдотворца Иосифа, и на Государские кормы заздравные и заупокойные, и митрополичьи и владычни и княжие и боярские, болшие и середние и меншие, и во всякую неделю, и в постные и в обычные дни на весь год, по преданию старца Иосифа (игумена волоколамскаго) и по духовной грамоте, равно всем братиям довлети в трапезе, а вон не выносити в келию никому и пищи и пития. Впереди оглавление.
    (Листы 29–32 порожние).
    л. 33. Без надписи. В оглавлении: Святцы праздником Владычним и Богородичным и избранным Святым (с указанием службы). За тем с л. 74: Егда в суботу случится аллилуия. Указ о светилнах во весь год. Указ о евангельских стихирах.
    л. 80 об. По оглавлению: Четыредесятница с недели мытаря и фарисея и Пятидесятница. По окончании чина погребения усопших во дни Светлой недели (л. 117) замечено, как и в печатн. Требнике 1651 года: Бог да простит Гавриила прота святыя горы Афона, яко сие преписа от греческаго на словенский язык.
    л. 123. Последование святыя и великия Четыредесятница и Пятидесятница с мытаря и фарисея и до Петрова посту, вкратце перечнем указ о церковном обиходе.
    л. 362. Устав, рекъше Око, зрителной въкратце Христовым и Богородицыным празником и предпразньством, и проч., а с л. 368 самый Устав, избран по знамению, творение Геннадия архиеп. Великаго Новаграда и Пскова. См. № 251.
    л. 433. Служба последования Новому лету.
    л. 461. О Государеве Цареве приезде в монастырь. В конце тропарь и кондак, егда молния бывает страшна и молитва, егда гром гремит.
    л. 465. Сказание от божественых писаний, яко егоже Бог не повеле ведати, о сих неподобает пытати, и о глаголющих, яко седмая тысяща лет прошла и пасхалия скончалася, и проч. См. № 736 л. 59.
    л. 490. По оглавлению: Святцы во весь год с ключем и пасхалиею. Впереди предисловие четверовременныя годины и о прочих потребах годищнаго времени. См. Оп. Рум. Муз. стр. 539.
    л. 536. Чин и устав, како достоит приимати иже от Латын приходящих к святей Божии соборней апостольстей церкви нашей непорочней християньской вере православной и хотящих истинным св. крещением креститися.
    л. 543. Чин бываемый над обращающимся от Сарачин к чистей и истинней вере християнстей.
    л. 551 об. Чин, аще кто в ереси быв крещен сый и к Богу обратится, любо хвалисин, любо жидовин, любо кий еретик.
    л. 565 об. Чин, како подобает приимати от Жидов, приходящих к християньстей вере.
    л. 574 об. О Мельхиседекитох иже и Феодотианех Афигганех.
    л. 569 об. О еже како достоит приимати еже от ересей различных святей Божии и апостольстей церкви приходящих.
    л. 591 об. Устав бываемый на еже от Манихей обращающихся к чистей и истинней вере нашей християньстей.
    л. 597. Чин аще от Немец или аще от прочих латынских различных язык приходит и глаголет сие отрицание и проклятие латынских ересей.
    л. 610 об. Написание чего ради Великаго Новагорода Архиепископы на главах носят белый клобук, не якоже прочии Митрополиты и Епископы. Собор 1667 г. касательно сей статьи о белом клобуке определил: Да никто писанию сему веру имет, занеже лживо и неправо есть. См. собор. свиток при Служебнике, изд. в Москве 1667 года.
    л. 615. Из правил св. Отець Поучение детем духовным. Нач. Священницы, детей своих духовных наказуйте страху Божию, да ходили бы к церкви и молили Господа Бога за Царя и воя и за православныя християне, чтобы Господь Бог избавил от бесурменьства и от латынства. Послание какого-то русскаго архипастыря, д. б. митр. Макария московскаго. Представим две выписки: 1) А волхвов бы не было у вас никого в приходе, а у кого в приходе есть, и вы мне скажите; а кто не скажет, и аз ино священника отлучю, а волхву или волхва предам судиям, и оне казнят их градским законом. 2) Да не велели бы есте молозива ясти от коровы, занеже то молоко с кровью погано, запрещено в правилех св. Отец; а кто станет ясти после моей заповеди, и аз его благословлю.
    л. 621. Слово о Арменех. Нач. Коли был Собор 7, тогда и Армяне не утягли на Соборе и рекли им христиане: уже отлучени есте от нас. В конце два отрывка духовнаго содержания.
    л. 626. Разныя молитвы: В. Василия востав заутра на всяк день. Ложася спати (И. Дамаскина). Св. Григория, аще хто глаголет сию молитву на всяк день, того ни дьявол, ни зол человек соблазнити не может ни на душу, ни на тело, ни ад тое души не приемлет. Господу нашему Ис. Христу и арханг. Михаилу (см. № 347 л. 251). Пресв. Богородици кир Филофея. В путь идущи. С пути пришедши. О громе и о молнии. Ангелу хранителю две. Похвала св. Богородици. О покаянии и о исходе души и о втором пришествии Христове за вся християны и за вся усопшая, и проч., начин. Благодарю Тя Пресв. Троица за твое великое милосердие и человеколюбие, за твою премногую благодать и утешение.
    Последняя молитва о покаянии занимает почти 8 листов мелкаго скороп. письма. Начало принадлежит Кириллу, славян. просветителю (Обзор. русс. дух. лит. §1), остальное позднему времени. Пред концом читается так: Несть бо грешника во всей 7000 лет, ни в живых, ни в мертвых, якоже аз окаянный и умноживый своя (грехи) паче листу и травы по всей земле, и песку морскаго, и капль дождевных. Срав. № 285 л. 469.
    На поле заглавнаго листа небрежным почерком:
    Сиа книга дана в Семионовской монастырь по арьхимарите по Ионе. Впереди на белом листе скорописью: Книга Обиходник столовой, а в отписных книгах священнику Тихону отписана: Письменная книга, в полдесть, в начале чтение Симеона Столпника и Александра Невскаго. Архим. Иона отец архим. Иосифа (см. № 284), погребен в Симеоновском монастыре. В описн. книгах сего монас. 1645 и 46 гг. упом. обе книги под разными номерами: Кормовая, чтение Симеону Столпнику и Александру Невскому. См. Сбор. актов № 2789