Рубрика: Рукописи хлопчато-бумажные. История Церкви и жития святых
Дата: 1747 г.
Кол-во листов: 36 л.
Примечания: Скоропись, в четверть. После заглавия Путник иерусалимский следует: Се аз смиренный Даниил архимандрит монастыря Корсунскаго в белой Росии. – Братия возлюбленная, мир и благословение и благодать Божию со всеми вами, аминь. Это затейливая переделка паломника Даниила игумена, посетившаго Святыя места в нач. ХІІ века. По слич. с описанием его путешествия, издан. г. Сахаровым в Путешествиях русс. людей, порядок изложения тот же, но иное здесь опущено, другое изменено. Есть одна любопытная вставка (л. 12 об.) о пупе земном, которую вполне выписываем: Буди же ведомо невежам о попех, иже суть священницы попами нарицаемии того ради, яко есть в том граде Иерусалиме пуп земный, о котором прежде сказахом; тот есть пуп посреде света, в котором пупе водружен был крест Иисус Христов, и сего ради священницы от того времени нареклися попами, понеже они носят на себе крест и вся страсти Христовы, их же Бог на оный степень позвал. В конце ркп. прибавлено л. 35 О иерействе Господа нашего Иисуса Христа. Нач. Тот же игумен (Арсений) монастыря cв. Саввы даде мне в руце чести книгу велику, еже есть Кройники, и чтох в ней слово, како бе иереем Господь нашь Иисус Христос в Иерусалиме. Срав. № 663 л. 83. Изд. в Пам. отр. русс. лит., II, 172. Послесловие: Сие все написах не коварством и лжею, но еже бысть мне в том пути, то зде праведно и написах. Последи же идохом в дом от cв. онаго града Иерусалима, вземше благословение. Пойдохом же в путь из дому своего к cв. граду Иерусалиму року Господня 1590, в понедельник, приспехом же до cв. града Иерусалима в пост cв. Филиппа, и тамо с дружиною моею ходих по всем тем Святым местам и паки приспехом обратно в свой монастырь 1594, силою Вышняго храним всегда и везде, и приидохом к своим при окончании лета всего. Идохом бо чрез все лето, и приидохом в Печерский киевский монастырь в день праздника Воздвижения честнаго Креста, и тамо поклонихомся препод. Отцем печерским, и виде мощи cв. Отец препод. Антониа и Феодосия, и тамо видех из главы препод. отца нашего Феодосия cв. миро исходящее, идеже мя сподоби Бог упросити архимандрита и даде мне тогоже cв. мира на требование мое. И сице благословением Бога Отца, изволением Бога Сына, поспешеством Бога Духа Святаго во славу Святыя единосущныя Троицы, в ползу же, яко мне, тако и прочих чтущих окончихом сей Путник 1747 года 11 генваря. Несколько ниже приписано полууставом: Плешкин Захаръка. На первом белом листе: От книг иеромонаха Иосифа Ковалевскаго. Иером. И. Ковалевский вытребован в Т. Сергиеву лавру в 1753 г. из сумскаго Успенскаго монастыря белогородской епархии