Рубрика: Рукописи хлопчато-бумажные. История Церкви и жития святых
Дата: Перв. пол. XVI в.
Кол-во листов: 490 л.
Примечания: Полуустав разный, в четверть.
л. 1. Пресловье бытью. Нач. Вси древнии мудрии, повести пишущии ово от преждьних писаннаа поведають, а друзии слышавше, а инии сами видевше. На конце читается: Зде же писахом вмале сказании от многых: Моисеова сказаниа, и от четырех Царствий, и от Пророчеств, и Георгиева изложениа, и Ездры исправлениа, и от историка изъявлениа, и от азматьскых паметей, и патаухика, и хронографа, и иже от еллиньскых съплетениа блядей.
л. 2. О явлении иже явльшуся отцу нашему Аврааму Михаилом архистратигом о завете его и о смерти. Нач. Вънегда скончашася дние Аврааму преставитися, и глагола Господь к Михаилу архангелу. Статья ограждена двумя (справедливыми) заметками, в начале: сии есть лжа, в конце: дозде лжа. Издана г. Тихонравовым в Пам. отр. русс. лит., 1, 79–90. л. 10 об. Сице о сем племени родства Аврамова пишет Иосипп опниский, послушествуеть же сему Александр многописець к людем глаголет тако сице. Нач. Рече пророк Масха о Июдеех пишет, яко Моиси пишеть законодавець их, яко от Хеттуры быша сынове Авраамови мнози. История до смерти Иосифа, с вымыслами; пророчество Иакова Иуде и Дану сопровождается толкованием в обличение Иудеев: разумей жидовине.
л. 43. Зачало Моисейскыа книгы. Нач. В сторичное и тридесятое лето пришествиа сынов Израилев в Египет Фараон виде сън. О Моисее, против свящ. истории, много пополнений и опущений.
л. 58. Завет Рувимовь, прьвый сын Иаковль, о благоумии, а етером сыном прочаа изъречениа. Нач. Написание завета Рувимова, елика заповеда сыном своим прежде умрътиа своего в 125 лето живота своего.
л. 61 об. Завет Симеонь о зависти и ненависти, яко не дръжати еа в сердци ни на когождо. Нач. Съписание съловес Симеонь, яко глагола сыном своимь.
л. 64 об. Завет Левгиин сына Иаковле о видении от ангела реченное и о правде льстящихся. Нач. Съписание словес Левгиин, елико заповеда сыном своим.
л. 72 об. Завет Июдин, сына Иаковле, о мужестве и о ратех съпротивных, и о винопитии и безумии. Нач. Въписание словес Июдин, елико глагола сыном своим.
л. 81. Завет Исахаров сына Иаковле о мандрагурех чядородиа и о делании плод. Нач. Въписание словес Исахаров, призвавь сыны своа и рече им.
л. 83. Завет Заулонь, сына Ияковле, о зломышлении и о предании Иосифа, и о милости всяческых. Нач. Въписание словес Заулонь, еже предасть сыном своим.
л. 87. Завет Данов, сына Иаковле, о зависти и лъжи на Иосифа праведнаго и о будущем спасении. Нач. Написание словес Данов, яже рече сыном своим на последок дний его.
л. 90 об. Завет Нефталимов, сына Иаковле, о подобьствии душя и телесе человеком, и о видении, и о знамениах. Нач. Въписание завета Нефталимова, еже завеща в время кончины своеа.
л. 94. Завет Гадов, сына Иаковле, о враждовании и о злопамятстве еже с покаанием. Нач. Написание завета Гадова, егоже глагола сыном своим.
л. 97. Завет Асиров, сына Иаковле, о двою различию, о злобе и о доброумии сице. Нач. Написание завета Асирова, иже глагола сыном своим.
л. 100. Завет Иосифов, о премудрости его и о кротости безлобьства. Нач. Въписание завета Иосифова, егда беше ему умрети, призва сыны своя и братию свою и рече им.
л. 106. Завет Вениаминов, сына Иаковле, о кротости и о исправлених добродетелей в разум благый. Нач. Написание словес Вениаминов, еже предасть сыном своим. О завещаниях Патриархов см. № 38 л. 1. л. 111. Пение пение Соломоне. Кн. Песнь Песней полная, без прибавлений и опущений; перевод совершенно одинакий с показанным в Оп. рукоп. Синод. библ. Отд. 1 № 17. л. 117 об. О создании церкви Соломоном царем, еже есть в Иерусалиме Святая Святых. Нач. Блаженый убо Давидь, прежде умртвиа своего, призвав сына своего Соломона, рече к нему: Соломоне, чадо мое, мне бысть възложено на сердце съдати дом имени Господню и Богу. Георгия Амартола.
л. 135. Северияна епископа авальскаго о древе спасенаго креста, где обретеся и како бысть. См. № 664 л. 288. В конце два отрывка: Фивагрию въпрошавшу о здравии Богослова. Патерик.
л. 139 об. Премудрость Исусова сына Сирахова. Книга написана в таком же точно безпорядке, какой означен в Оп. рукоп. Синод. библ. Отд. 1 № 17, но помещена и конечная 51 глава, с прибавлением известия о лицах, носивших имя Исус.
л. 200. Мелкие отрывки: Фока мучитель о черноризци. Менандр. О словех законь. Како подобаеть креститися (см. ниже л. 427), Иоанна Дамаскина. О манати архиепископа или епископа.
л. 203. О Иерусалиме. Нач. Аще кто глаголет, яко невъзможно бе вместитися толико тем в град, той да разумеет от Кестиева почитаниа. Иосифа Флавия.
л. 204. Менандра Мудрого разуми и словеса наказателна. Нач. Человеку сущу человеческаа требно есть смыслити. Сверху надписано: Сего в правилех не повелевает чести Меладра.
л. 214. Премудраго Соломона словца приточнаа. Кн. Притчей неполная. После ст. 14 гл. 1 в той же строке следует ст. 3 гл. 5 и далее в том же древнем порядке, какой в Оп. рукоп. Синод. библ. Отд. 1 № 17. После гл. 29 писец хотел докончить гл. 31-ю, но написал только два стиха 8 и 9, помещенные уже выше. Другия опущения и прибавления, кажется, одинаковы с показанными там на л. 67–71. Стих 19 гл. 21 читается так: Лучше жити в пустыни с львом и с змием, неже с женою сварливою и устатою и гневливою. Слов: с львом и с змием, в исправл. Библии нет. Глава 25 начин. киноварью, в виде заглавия: Тогоже премудраго Соломона казаниа яже написаша друзи Иезекиины царя иудейска, а ст. 2-й в другой строке: Слава Божиа крыеть слово, слава же царева чтеть вещи. Срав. там же л. 69. л. 246. Генадие милостию Божиею архиепископ Великаго Новаграда и Пъскова. Послание к Иоасафу, бывшему архиепископу ростовскому, в конце коего написано: В лето 6997 (1489) февраля 23, 24, 25 преписахь сие послание, в грамоте строк 90 и 5. Издано по сему списку в Чт. Общ. Истории 1847 года. л. 254. Книги Соломоновы, сына Давидова, царя Иизраилева Песни Песнем. Нач. Лобжи мя от лобзания уст своих. Филона кариафийска о Песнех Пений толк. Кн. Песнь Песней полная, с толкованием Филона карпафийскаго, Ипполита, Григорья. После ст. 10 гл. 2 написано окончание толкование 17 ст. тойже главы (пропуск см. ниже).
л. 329 об. Книгы рекомыя Еклисиаст сборник царя Соломоня. Кн. Екклесиаста неполная. В ст. 12 гл. 1 после слов: Аз сборник бых царь над Израилем, помещены избранные стихи тойже книги с толкованием (см. Оп. Синод. библ. Отд. 1. л. 68). С обор. л. 341 следует продолжение книги с конечнаго слова предъид. 12 стиха: В Иерусалимех, под новым заглавием: Еклисияст сборник. После ст. 16 гл. 8 следует ст. 15 гл. 9 (см. Оп. Рум. Муз. стр. 271 и далее. На половине ст. 9 гл. 11 рядом, в той же строке, написано толкование ст. 10–17 гл. 2 кн. Песнь Песней. (Конца 11-й и всей 12 гл. Еккл. нет). Такая спутанность очевидно произошла от того, что в самом оригинале тетради были перемешаны. л. 363. Начало книзе сей сложено бысть от латынина Риклада, сущу ему бывъша в чину учитель по закону саракинскому, и пакы възвративъшуся ему к своей вере к латыньской в свою си, имуще предсловие сицево. Нач. Колико есть дни раба твоего, когда сътвориши ми от гонящих ми судъ? Обличение Магометовых лжеучений, раздел. на 17 глав. См. Оп. Рум. Муз. стр. 273. л. 395. Св. Епифания архиеп. кипръскаго Костянтинаграда о ересех. Всем ересем матери суть и перъвообразныя четыре: варварьство, скуфьство, елиньство, июдейство, от сих же и иныя вся възрасташя. См. № 205 л. 397. л. 403 об. Сказание бывшее въкратце в Ерусалиме при Софронии архиепископе о вере христианьстей и законом еврейском, съшедшуся сбору христианьскому и еврейскому. Нач. Христианин прежде всех сих въпросити должен жидовина